Подробный анализ и проблематика произведения «Белые ночи»

Произведение «Белые ночи» Сочинения

Ф.М. Достоевский — один из классиков мировой литературы. Его произведения всегда читали, и будут читать. Одной из работ, входящих в раннее творчество, является повесть «Белые ночи». Автор считает ее «сентиментальным романом», показывая читателям темы любви, одиночества, жизненного смысла. Это указано и в аннотации. Анализ произведения «Белые ночи» поможет лучше понять его. Он пригодится учащимся 9 класса, которые изучают повесть и готовят доклад.

История написания

К созданию повести Достоевский приступил в 1847 году. В следующем году она была напечатана в известном литературном журнале «Отечественные записки». Именно эта дата является временем ее выхода. Стоило Достоевскому написать ее, как она стала известной. Повесть принесла автору огромный успех, поскольку поднимала волнующие проблемы. Жанр «Белые ночи» интересен не только для школьников, но и для людей старшего возраста.

Творчество Федора Михайловича

В начале творчества Федор Михайлович проявляет большой интерес к теме «петербургских мечтателей». Она прослеживается в нескольких фельетонах, которые были включены в сборник «Петербургская летопись». Произведения были напечатаны почти анонимно, так как автор подписывался только буквами «Ф.М.». Позднее было выяснено, что некоторый материал из сборника использовался автором при написании произведения. Это касается характеристик героев и описание бытовых условий. «Белые ночи» посвящен Алексею Плещееву, поэту и писателю, который был близким другом Достоевского.

Основная тематика повести

Анализ «Белые ночи» Достоевского позволяет лучше понять сюжет. Главной темой произведения считается одиночество в огромном городе. Это состояние являлось распространенным в Петербурге в середине XIX века, что было связано с шатким социальным положением в городе, поэтому много молодых людей ощущали одиночество. Они не могли найти жизненный смысл.

Настенька и Мечтатель — классические представители «маленьких людей». У них обычная, скромная жизнь, которая некоторым может показаться даже безыскусной. Они общаются с ограниченным количеством людей:

  • Мечтатель беседовал только с коллегами по работе;
  • Настенька — с жильцами и бабушкой.

Молодые люди стали «мечтателями»

Для ухода от никчемной реальности и проблем молодые люди стали «мечтателями», что позволяет обитать в своих фантазиях.

Тематика любви показана в повести через призму чувств Настеньки к ее любимому, и безответную любовь Мечтателя к нежной девушке. Последний не может проявлять зла на Настеньку, виня ее в личных бедах, когда та уходит, оставляя его в абсолютном одиночестве. Наоборот, он делает вывод, что следует проявить благодарность за период подаренного счастья.

Главный герой не бедный, как некоторые могут подумать. Он бережет личную идею счастья — хоть настоящего блаженства в жизни может быть очень мало, но он всегда будет его помнить. Главной мыслью повести считается отход «мечтателей» от настоящего мира, их неспособность проживать среди общества, радоваться простым вещам, которые радуют остальных. Эти люди постоянно витают в облаках, живут в одиночестве. Проблематика произведения окажется близкой многим людям.

Композиционные особенности «Белых ночей»

Повесть привлекает необычным построением сюжета. В первых 4 частях говорится о петербургских ночах, а последняя имеет название «Утро». Это позволяет точно определить динамическое развитие сюжета — словно наступает переход от сна к пробуждению. Благодаря повести «Белые ночи» астрономическая эстетика в литературе стала прекрасной, ведь автор описывает природу, состояние города.

«Утро» — период прозрения главного героя

Построение шедевра символическое. В период прекрасных белых ночей читатель видит всю любовь главного героя в Настеньку, его желания. Но все равно приходит «утро» — период прозрения, которое будет для Мечтателя драмой. У него уже есть любовь хоть и не взаимная, но сладостная. И теперь ему нужно забыть о ней — утром устраняются фантазии, но появляется надежда на прекрасное будущее.

В произведении встречается множество художественных приемов и средств. Достоевским используется метод параллелизма: почти в каждой главе находится подробное описание природы, которое подсказывает, как будет завершена эта глава — грустно или весело.

Кроме главных героев, в повести можно встретить третьего персонажа, который создает особую атмосферу. Им является Петербург — собеседник и старый приятель рассказчика. Город способен отзываться на все переживания Мечтателя, обеспечивая замечательный антураж к его романтическому настрою и подтверждая смысл названия повести «Белые ночи».

Языковые нюансы

Читателю важно сделать акцент на манере речи героев. Оказывается, она не является характерной для героев реалиста-Достоевского. В повести встречается множество метафор, манера имеет высокий стиль. Предложения длинные, подробные. Встречаются фразы, имеющие яркую эмоциональную окраску.

Прочтение «Белые ночи»

Этот характер речи позволяет понять образ героев. Они оба способны тонко чувствовать, внимательно относиться к чувствам остальных. Герои эмоциональные, взволнованные. По их диалогам понятно, что они могут акцентировать внимание даже на мелочах, которые для них становятся важными. В диалогах встречается много громких фраз и обещаний. Герои повести радикальны в темах, затрагивающих чувства. Именно поэтому они смело произносят такие слова как:

  • «навсегда»;
  • «любовь»;
  • «счастье».

Герои думают о будущем, любви и дружбе. Их мысли кажутся наивными, поскольку они считаются мечтателями. Именно поэтому произведение Ф. М. Достоевского очень нравится всем, кто любит витать в облаках, представлять что-то.

Герои становятся близкими по душевным переживаниям многим людям. Даже многие критики это подтвердили.

Жанровые параметры

Анализируя произведение «Белые ночи», важно упомянуть, что оно считается повестью. Именно в этом жанре оно и составлено. Но автор относит его к сентиментальному роману. Особенностью сентиментализма считается акцент на душевном состоянии, чувствах, эмоциях. Они бывают реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя соответствуют описанию «маленьких людей». Но в произведении они сильно идеализированные, непохожие на правду.

Герои не конфликтуют со средой: она не способна их заглушать и не принуждает тратить силы на сопротивление. Основное внимание приковано к внутреннему миру персонажей, их переживаниям и чувствам. После терзаний Мечтателя не наступает трагическая концовка. Наоборот, даже при любовной неудаче он с благодарностью относится к судьбе даже за незначительный намек на счастье, которое пришлось на его судьбу. У героя абсолютная гармония с собой, что служит подтверждением принадлежности повести к сентиментальному роману.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector