Характеристика образа Вернера в романе «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» Герой нашего времени

В романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», кроме главных действующих лиц, есть еще и персонажи второго плана. Один из таких героев — доктор Вернер. Его личность является отображением образа Печорина и занимает значительное место в произведении. Доктор Вернер — «Герой нашего времени». Характеристика образа персонажа позволит лучше понять, кто же он такой.

Сходство с Григорием Печориным

Автор уделил значительное внимание доктору. Ведь именно он был тем типажом личности, с помощью которой Михаил Юрьевич пытался восстановить образ человека-интеллигента первой половины ХІХ века. Он стал представителем особенного типа людей: бездеятельных, находящихся в мире иллюзий.

С этим героем читатели знакомятся в повести «Княжна Мери». Он — самое яркое действующее лицо второго ранга. В прошлом был военным врачом, позже занялся лечением людей из светского общества, которые отдыхали на целебных источниках. Однако его коллеги, опасавшиеся успешности доктора, распустили слухи, что он пишет насмешливые карикатурные картинки на пациентов. После этого случая врача лишают практики.

Печорин и Вернер

С первых строчек заметно особое сходство между Вернером и главным героем. Они познакомились случайно в Пятигорске и оба отличались от большинства людей светского мира того времени. Вернер и Григорий сошлись во взглядах на многие вещи. Как и Печорин, доктор скептичен, умен, проницателен, с холодным рассудком.

Общая почва для их осуждений — безверие в неизбежность индивидуальных людских жизней, отказ признавать божественный замысел, который руководит всем происходящим в мире и ведет человечество к добру. Он сразу почувствовал сходство во взглядах с новым знакомым, а со временем осознал, что настоящими искренними друзьями они не станут. Никто из них так и не узнал никаких фактов из биографии товарища.

За долгие годы Печорину не удалось обзавестись настоящими друзьями: расчетливость и корыстолюбие всегда были основой взаимоотношений офицера. Но знакомство с доктором стало важным событием в его жизни.

Особенностью этого персонажа является склонность к исследованию всех уголков человеческой души, особенно женской. Острый ум, честность, критичность мышления сформировали в нем чувство некого превосходства над другими. Доктор довольно невысокого мнения о людях своего поколения и о человечестве в целом. Для Вернера, как и для Печорина, свойственны:

  • резкие высказывания;
  • сарказм;
  • ироничность;
  • насмешливый тон общения.

Как подчеркнул сам Лермонтов, таким образом персонаж пытался скрыть свое истинное лицо и чувства. А главный герой не раз отмечал схожесть своих ценностей и жизненных приоритетов со взглядами доктора.

Образ циника доктора Вернера

Но образ циника оказался всего лишь прикрытием. Врач не имел четкой гражданской позиции, о чем свидетельствовало его безразличие к волнениям в общественном порядке, а вся его твердость решений ограничивалась ироническими шутками и замечаниями. Это такой персонаж, который больше старался наблюдать, нежели активно участвовать в происходящих событиях.

Отличительной чертой доктора от главного героя романа было его отношение к жизни. Если Печорин никогда не сожалел о прошлом и своих поступках, то Вернер, напротив, не мог решиться на серьезные шаги, чтобы изменить свое положение или свершить мечты.

Характеристика внешности

Облик персонажа не выделялся особой привлекательностью: он был худ, небольшого роста. Физически он слаб, а сам автор при описании образа сравнивает его с беззащитным ребенком.

У персонажа были примечательные черты во внешности, например, ноги у него разной длины, что являлось причиной хромоты, а голова казалась огромной по сравнению с маленьким туловищем. Стрижка «под гребенку» только усиливала эту диспропорцию. Не отличался Вернер и привлекательностью лица. У него были маленькие, всегда беспокойные глаза черного цвета. Создавалось впечатление, что проницательный взгляд героя, как будто всегда нацелен в мысли собеседника.

Облик доктора Вернера

Единственное, что придавало ему особого шарма — это умение одеваться со вкусом, красиво и элегантно. Все свои наряды доктор хорошо сочетал с другими аксессуарами. Так, Лермонтов акцентирует внимание на желтых перчатках, которые герой носил на своих худощавых руках. А вот жилет, сюртук и галстук Вернер всегда выбирал исключительно черного цвета.

Несмотря на свою непоказную внешность, доктор умел привлекать внимание светских дам. Манеры, способность вести глубокие философские беседы придавали Вернеру исключительное обаяние. Женщинам удавалось разглядеть тонкую чувствительную душу поэта, которую тот усердно скрывал за эгоизмом, скептичностью и наигранностью (такая маска соответствовала тому времени и окружающей атмосфере). Да и сам доктор умел найти подход к дамам. Он был профессионалом в изучении тонкостей женской натуры.

Супруги нет и не было. И, несмотря на внимательность к женскому полу, всех представительниц прекрасной части человечества считал глупыми и проводил аналогию между ними и заколдованным лесом.

Таким образом, характеристика Вернера показывает, что он герой с непривлекательной внешностью, но с чувственным, романтическим внутренним миром. Это персонаж, отличавшийся умом, ясностью мыслей и взглядов. Так он удивительным образом притягивал к себе людей. Внешность героя была очень отличительной от его душевной организации.

Портрет доктора

Вернер выступил в роли собирательного образа аристократии. Портрет доктора сочетал в себе несколько компонентов:

  • прагматичный, отданный своему делу врач;
  • амбициозный нереализованный поэт, из-под пера которого не родился ни один стих;
  • скептик, не вписывающийся в общественные стандарты.

Вернер с Печориным

Вернер жил в мечтах. Он хотел разбогатеть без особых усилий. Доктор не ставил целью реализовать свои амбиции и желания, а пускал все на произвол судьбы. Его бездействия и пассивность были главными чертами характера. Однако, сам доктор находил для себя отраду в исследовании психологических особенностей прекрасного пола.

Герой отличался самолюбием, личным мнением во всех вопросах и спорах, собственными принципами и независимым нравом. Он всегда был сдержан в высказываниях, не проявлял особых стремлений сблизиться с кем-то. Не было у Вернера и потребности в душевных разговорах, ведь доктор рассматривал их, как предел слабохарактерных людей. Естественно, что себя он к таким не относил.

Нерешительность, отсутствие твердости в принятии решений не позволили герою достичь желаемого результата и преодолеть все препятствия, встречавшиеся на пути. Будучи человеком холодного рассудка, он все же в глубине души скрывал чувства сопереживания и сочувствия, хотя и не позволял себе их проявлять.

Вернер любил разглагольствовать о своих умениях и способностях. При этом он не был готов прилагать хоть какие-то усилия для улучшения своего положения.

Такой характер доктора был удобным для Печорина, который без угрызений совести предложил товарищу быть его подельником. Он прекрасно понимал, что все произошедшее не будет предано огласке, а в случае гибели Грушницкого, Вернер сохранит спокойствие и хладнокровность.

Истинный облик героя

Событием, которое показало настоящее лицо Вернера, был поединок между Печориным и Грушницким. Именно доктор был секундантом Григория, хотя и считал действия друга неправильными. Грусть на лице Вернера в утро перед дуэлью стала свидетельством сопереживания за главного героя. А, собственно, в ходе дуэли проявилась трусливость и малодушие этого персонажа.

Поединок между Печориным и Грушницким

И хотя Лермонтов неоднозначно оценивает происшествие, но очевидно одно: доктор был не тем, кем привыкли считать его в обществе. Он оказался человеком с низкими моральными качествами, для которого собственное положение дороже дружбы. Такие характеристики раскрыли его невозможность совершать великие поступки.

Вернер — герой, который из-за своей лени, иллюзий и пассивности оказался втянут в опасную и непонятную для него самого игру. Доктор, будучи гением врачебного дела, не смог реализовать свои мечты, ведь все дни он проводил в бесполезной суете. Если знания Вернера в области медицины были блестящими и могли оказаться полезными для многих людей, то слабость его характера, недальновидность и слабонервность не способны изменить его сущность.

Кроме того, маска иронии и сарказма скрывала личность доктора. Он позволял едкие насмешки в сторону пациентов, острые замечания и такое поведение скрывало все слабые стороны персонажа. Поэтому настоящий Вернер был таким:

  • трусливым;
  • слабохарактерным;
  • неспособным принимать смелые решения и совершать поступки;
  • неискренним, двуличным человеком.

Поведение вернера во время поединка

Реальный облик героя раскрылся после дуэли: доктор покинул место действия с явным осуждением своего друга и даже не подал ему руки. Он лишь холодно попрощался с Печориным и скрылся от возможной опасности. Вернер отказался от ответственности за свое участие в дуэли и за ее последствия.

В целом, автор изобразил Вернера, как человека достаточно умного и образованного. Но его несмелый характер лишил героя возможности стать успешным. Кроме того, все, кто находился рядом с доктором, ощущали себя ненужными или ущемленными. Ведь заносчивость Вернера, его скверный характер отталкивали людей. Маска, за которой скрывал себя доктор, была настолько правдивой, что никто не мог разглядеть за ней маленького, трусливого невоплощенного гения.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector