Мировоззрение восточной философии, кратко о древнем учении

Восточная философия История

Восточную философию принято считать не только кладезем мудрости и знаний, но и уникальным источником для поиска ответов на все вопросы. Это отдельный пласт человеческой культуры. И если Россия больше ощущает влияние западной философии, восточные элементы, возникшие раньше западных, продолжают быть источником мудрости и вдохновлять человечество. Кратко восточную философию можно описать как баланс человека и природы.

Особенности философских знаний

Активному развитию и становлению направления помог особый уклад жизни, климатические и социальные условия. Древним государствам были присущи духовный и моральный аспекты. Это и сформировало ключевое понятие философии, к ней можно отнести такие факторы:

  • Жизненная ориентация. Если в западном направлении внимание уделяется как сущности, так и существованию, но при этом духовная жизнь занимает место неопознанного аспекта, древневосточный тип акцентирует внимание на пребывании в полной гармонии с окружающим миром. Особенность этой философии в проявлении в разных сферах человеческой жизни, начиная от частной и заканчивая социальным проявлением.
  • Балансирование природного, духовного и телесного. Западное течение построено на антропоцентризме, признаки которого можно увидеть в христианских учениях. Восточный тип направляет человека на изучение собственного опыта с духовной и материальной стороны. Это характерно как для философии Индии, так и Китая.
  • Истина имеет несколько обликов. Нет четких постулатов, которых все едино должны придерживаться. Если в западном учении рационализм занимает первое место, то здесь истину показывают, как нечто многогранное, никогда не выражающееся в едином облике.

В центре направления — человек

В центре направления — человек, учение ставит себе за цель сделать личность лучше и раскрыть её духовный потенциал через повседневную жизнь. Благодаря конкретности философия быстро прижилась в быту, ведь давала ответы на вопросы, волнующие простых людей.

Благодаря своей полилокальности учение соединило особенности мышления египтян, индийцев и китайцев, при этом не акцентировало внимание только на одном течении, а сбалансированно раскрыло смысл каждого государства. Отсутствие целостности и сосуществование двух культур в одном течении дало возможность влиять на разные племена. А также повысило актуальность учения в разные периоды развития человечества.

Возникновение философского мировоззрения историки приписывают VI веку до н. э. Приблизительно в этот период начались активные противостояния стандартному устрою и появилась потребность в отражении нужд общины.

Формирование течений

Индийские и китайские направления зародились в Индостане и на Дальнем Востоке. Они представляли не только особенности жизни того периода, но и давали ответы на вопросы, волнующие людей. Это яркий пример «практичной» философии. Были сформированы два типа в учении:

Индийская школа философской мысли

  • Индийская школа философской мысли, где на первом месте идеи, духовно-религиозные и социальные дисциплины, которые называются индуизмом. Позже детализация некоторых аспектов учения привела к серьезным дополнениям и возникновению джайнизма и буддизма как отдельных самодостаточных элементов течения.
  • Дальневосточный тип. Классическое выражение Восточной философии, которое состояло из основ конфуцианства и некоторых элементов даосизма. Позже была также сформирована китайская школа мысли, получившая признание и большую популярность.

Разные направления не противопоставлялись друг другу, а формировались и развивались по отдельности. Джайнизм и буддизм были популярными на территории Индии, в то время как даосизм и конфуцианство развивались и популяризировались на территории Китая.

Гносеологический аспект

Сам термин означает изучение познания. Он имеет отношение не только к философии, но и к истории, ведь формируется и наполняется смыслом вместе с развитием и социализацией общества и человечества. Кратко в философии Древнего Востока теория познания раскрывается через воспитание и этико-управленческие функции. Это сужает раскрытые термина в полной мере, хотя в западном течении благодаря детализации гносеология является основой философии и даёт характеристику на разных этапах развития человечества, выделяя на каждом основные аспекты, двигающие прогресс.

 Древневосточные мыслители

Восточное течение сосредоточилось только на двух теоретико-познавательных гносеологических вопросах: откуда человек имеет доступ к знаниям и в чём заключается их смысл? Древневосточные мыслители считали, что знания приходят к людям только после длительного пути поиска и внимания к окружающему миру. Обязательным аспектом для их получения являлся поиск причины и результата. Не было готовых и безоговорочных истин, весь смысл жизни описывался как поиск ответов на важные вопросы.

Философы искали решения важных гносеологических проблем. Это балансирование между чувствами и рационализмом в повседневной жизни и чёткая субординация мышления и языка. Благодаря этому сформировались основные методы познания:

  • Чувственный.
  • Рациональный.
  • Мистический.

Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, ведь акцентирует внимание на разных сторонах жизни, не балансируя их. Изучение гносеологических методов продолжаются и сейчас, постоянно совершенствуясь и дополняясь новыми формами.

Виды познания

Кратко философия древнего мира самое главное описывает именно через чувственный и рациональный методы. Это означает, что есть «кто-то» желающий познать «нечто». Он долго ищет пути, как это сделать, изучает много новой информации и обязательно проходит ряд испытаний, после который меняется не только стиль жизни, но и тип мышления. Приблизившись к смыслу поиска, он оставляет некую дистанцию, чтобы сохранить мировой баланс и не нарушить таинство познания.

Мистический метод более сложный, ведь предлагает нарушение баланса и полное слияния человека с предметом его поиска. Благодаря этому новые знания дают силу и некое могущество, делающее мир второстепенным, а предмет слияния — основным в понимании ищущего.

Прийти к этому процессу нереально сложно, нужны не только поиски комфорта и себя в этом мире, но и постоянные медитации, благодаря которым можно почувствовать и проникнуть в свой духовный мир. Представители этого метода рекомендуют ученикам сосредоточиться и на период медитаций отключать эмоциональные реакции на изменения окружающего мира. По их мнению, чем чаще человек медитирует, тем выше шанс открыть тонкий мир и насладиться всеми его гранями.

Восприятие мира и личности как единого целого

К основным факторам учения можно отнести восприятие мира и личности как единого целого, которое противопоставляется частям и аспектам жизни. Философское учение рассматривает человека сразу сквозь духовный и материальный фон. Особое значение отводится методам познания через интуицию, ведь это помогает развить эмоциональное познание и волевые импульсы.

Большое значение отводится религиозному развитию и изучению глобальных принципов макрокосма. Философский аспект здесь выступает как возможность индивидуального объяснения влияния на человеческую жизнь высших сил.

Что касается логического трактования, то выделяется ряд понятий, для которых существует общее значение, а дополнительные элементы каждый человек трактует по-своему, акцентируя внимание на том, что важно для него в этот период. В Египте мистический метод полностью заменил логику, поэтому на первом месте были эмоции и внутренний мир.

Со временем научные знания начали формироваться в отдельные направления и развиваться. А философско-материальное трактование оставалось на прежнем уровне со своими наивными идеями о мире и месте в нём человека. Понятно, что сейчас назвать Восточную философию основой развития нации и её прогрессом не получится, но с духовной стороны — это один из китов, на котором основаны последующие течения.

Человек и природа

Основой философии считается баланс материального и духовного. Но из-за патриархального и даже консервативного характера течение чётко определяло место каждого элемента природы. В основе был социально-этический аспект. В будущем даже правовой фактор регулировался благодаря философской основе. Мыслители были уверенны, что всем миром правит всеобщий естественный закон, дающий силу вещам и поступкам людей. В изучениях и рефератах той эпохи можно увидеть, насколько глубоко философия вошла во все факторы человеческой жизни.

Небо, земля и человек были едиными

Небо, земля и человек были едиными. Поэтому личность должна осознавать себя не только как биологическое существо, но и как высокодуховный элемент природы. Именно на балансе и мирном сосуществовании всего живого и основывается одно из величайших философских течений.

Оно должно являться частью мира морального. Только гармония и внутреннее спокойствие помогут не сломаться под тяжестью повседневности. Отсюда берёт своё начало даосизм, в основе которого учение о единственной дороге человека и поиске своего пути. Человек должен познать естественный и спонтанный закон природы, чтобы воплотить таким образом своё призвание и оставить в материальном мире духовный след.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector