Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской литературе является одним из первых реалистических произведений. Ей суждено было долго жить, так как в ней подняты темы, которые беспокоили людей разных эпох, о чем свидетельствует анализ 3 действия. В «Горе от ума» этот эпизод покажет кульминацию социального конфликта — столкновение настоящего века с минувшей эпохой. Здесь можно увидеть фамусовское общество в лицах.
Роль Молчалина
В глазах Софьи этот герой представляет своего рода нравственный идеал: любит ближнего, всегда готов к самопожертвованию и т. д. Однако в глазах Чацкого он выглядит иначе. Характеристика его такова:
- человек недалекий;
- льстивый;
- лишенный всякого личного мнения и самостоятельности.
Софья думает, что Молчалин по-настоящему любит ее. Но на деле он лишь хочет достичь высокого положения, используя девушку. Это лицемерный и меркантильный молодой человек, меняющий поведение и точку зрения в зависимости от обстоятельств. У него нет чести, достоинства и принципов.
Его главная цель — угодить всем, кто выше по статусу, стать лучше в их глазах, пусть и обманом.
На протяжении третьего действия можно проследить яркую антитезу — Молчалин и Чацкий. Второй готов отстаивать свои принципы до последнего. На него не влияет мнение других людей. А Молчалин полностью зависим от чужих суждений.
Сцена бала
Героям второго плана в произведении отведена очень значимая роль. На протяжении всей пьесы события идут последовательно, одно за другим. Но вдруг в третьем действии появляется панорама бала в доме Фамусова.
На мероприятии собираются все приглашенные. Благодаря паре кратких ярких фраз Грибоедов производит характеристику как гостей по отдельности, так и фамусовского общества в целом. Сцена начинается с так называемого парада гостей.
Первой появляется чета Горичей. Это старый друг и бывший сослуживец Чацкого Платон Михайлович со своей женой. Теперь он «прелестный муж» и отставной военный. По мнению главного героя, у Платона более нет свободы и собственного мнения, ведь он полностью подчинен своей жене. Горич говорит о себе «Я уже не тот», поскольку оказался под каблуком супруги.
На самом деле он попросту утратил прежние идеалы. У него не получается толком поговорить со старым приятелем, ведь почти все время жена отвечает за него. Позже Платон предает Чацкого (не защищает его от клевещущих людей) из-за отсутствия все той же силы воли.
Следом за четой Горичей Грибоедов знакомит читателя с семейством Тугоуховских. Супруги думают лишь о том, чтобы подобрать лучшую партию для своих дочерей. Графиня зла и язвительна, ищет и находит недостатки в каждом из присутствующих гостей.
Затем на балу появляется Загорецкий. Его характеристика однозначна:
- сплетник и мошенник;
- очень скользкий, хитрый, льстивый и услужливый человек.
Кроме того, на балу присутствует еще один персонаж — пожилая Хлестова, которая отличается от всех своей грубоватой прямотой.
Персонажи второго плана одинаково важны. Они отображают собирательный образ московского дворянства, имеющего свои правила. На балу особенно отчётливо показано одиночество Чацкого в этом окружении. До этого у него были лишь диалоги (стычки) с Фамусовым и Молчалиным. Но на балу против него обернулось все общество.
Кульминация пьесы
Одна неосторожная фраза из уст Софьи, сказанная в сердцах, стала основой для слухов о сумасшествии Чацкого. Главные сплетники получили возможность насмехаться над главным героем, развлекая себя распространением ложных сведений о нем. Позже Софья не посчитала себя виновной в ситуации, а лишь поддержала массовую издевку над Чацким.
Общество легко приняло слух о безумии главного героя, ведь его мысли были непонятны и совершенно неприемлемы для фамусовского окружения. Люди дворянского происхождения считали мнение Чацкого оскорблением и мечтали отомстить ему. Герою эта ситуация прояснила истинное отношение к нему и его суждениям, дала понять, что все попытки образумить этих людей бесполезны.
Сцена завершается знаменитым монологом Чацкого. Но гости, уже вдоволь насладившись слухами о сумасшествии героя, не обращают внимания на его слова. Все это усиливает в Чацком неумолимое чувство покинутости и показывает, насколько бессмысленно все, что он делает. Никто не разделяет его взглядов, а слова и попытки донести свою мысль людям — это стук в закрытую дверь. Именно тогда, на балу, главный герой почувствовал всю тяжесть своего одиночества и сделал вывод, что здесь он никому не интересен.
При анализе третьего действия «Горе от ума» становится понятно, что оно стало кульминацией всей пьесы и раскрыло отношение общества к Чацкому и его чувствам. Грибоедов четко показывает, насколько узкий кругозор у дворянства, как важны для него привычные устои, хотя времена меняются.
Причина ненависти общества к Чацкому
Члены фамусовского окружения оскорблены поведением главного героя и мечтают о мести. Но почему? В любом сложившемся социуме есть свои правила и нормы. Чацкий справедливо их осуждает и противится соблюдению, чем вызывает неприязнь общества. Персонаж отличается от них, он белая ворона, которая никак не вписывается в московское дворянство. Герой не льстит высшим чинам. Он говорит лишь то, что считает правильным, не лицемерит и этим задевает всех.
Хотя все, что было сказано главным героем, идет вразрез с правилами общества, его члены в глубине души понимают — Чацкий прав. Но никто не хочет что-либо менять. Им выгодно нынешнее положение. Именно это и становится причиной ненависти к Чацкому.
Третье действие четко раскрывает вопросы, связанные с образом жизни, устоями, нормами и принципами московского дворянства, пустотой их разговоров, нелюбовью к образованию, нежеланием менять общество и меняться самим. Гости до конца не верят в сумасшествие Чацкого, потому что понимают его правоту. В это же время его действия лишены логики для окружающих, а его самодурство они воспринимают как умалишенность. Объявление героя безумным — месть за инакомыслие.
Конфликт комедии получил логическое завершение на балу в доме Фамусова.
Чацкий остался одинок в своем мнении. Его вольнодумство становится основной причиной для обвинений в безумстве, а попытки доказать свою правоту не имеют успеха и лишь ухудшают положение.
При изучении комедии Грибоедова на уроках русской литературы ученики пишут конспекты, готовят презентации, составляют план к 3 действию «Горя от ума», выполняют другие задания учителя. Благодаря тщательному разбору этой части пьесы им без труда удается сделать характеристику Чацкого и некоторых других персонажей книги.