Поэты-футуристы XX столетия преследовали цель создать совершенно новую поэзию. Авторы до этого экспериментировали с формами, высказывали в своих работах отрицание общепринятых ценностей. Ярким представителем этого времени был именно Владимир Владимирович. Бунтарский футуристический дух наглядно продемонстрирован в стихотворении Маяковского «Нате». Анализ произведения поможет ученикам одиннадцатых классов лучше понять его суть.
История написания
Владимир Маяковский был чужим в кругу своих. В 1930 году мужчина стал членом Ассоциации пролетарских писателей, а затем открыл выставку, которую посвятил двадцатилетию своей творческой деятельности. Однако мероприятия не посетил ни один из его друзей по причине членства автора в РАПП.
Вскоре лидер ассоциации Ермилов написал статью от творческой деятельности Маяковского, в которой высказался с острой критикой. Для писателя это было настоящим ударом. Спустя полтора месяца, Владимир покончил жизнь самоубийством. Вечная общественная борьба отразилась в поэзии автора.
Эпатажем и протестами пронизано все творчество поэта. Произведение «Нате» — ярчайший пример подтверждения правдивости этой мысли. Примечательно, что стих был написан за 17 лет до известных событий. Гениальность автора помогала ему увидеть больше, чем простые люди. Маяковский создал это произведение в 1913 году. Этот литературный шедевр относится к периоду расцвета творческой деятельности автора.
На мировоззрение писателя сильно повлияла революция 1907 года. В этот период Маяковский был в переходном возрасте. Ни для кого не секрет, что подростки отличаются более впечатлительной психикой, поэтому проще попадают под чье-либо влияние. Следовательно, произведение «Нате» — вызов буржуазии.
Жанр, литературное направление и композиция
Если говорить о жанровой принадлежности произведения «Нате», оно относится к сатирическим стихам. Маяковский направляет потоки обличительного пафоса на публику, для которой важны только материальные ценности. Именно это и высмеивает автор.
В тексте работы отчетливо прослеживается основная теория русских футуристов. В стихотворении лирический персонаж противопоставляет себя обществу, обрушивая на него поток уничижительных описаний и критики. Маяковский экспериментирует с формами и размерами, создавая шедевры литературы с помощью акцентного стиха. В работе используется перекрестная рифмовка с чередованием различных видов рифмы: неточная женская и точная мужская.
Произведение Маяковского состоит из пятистишья и нескольких четверостиший. Композиционная структура выглядит следующим образом:
- Экспозиция представлена в первой строфе. Поэт подробно обрисовывает декорации. Перед читателями представляется, с одной стороны, сытое и безразличное общество, с другой — автор, раскрывающий перед публикой «шкатулки стихотворений».
- Затем поэт старается рассмотреть окружающих поближе, описывая материальные подробности каждого по типу «излишне нанесенных белил» или «застрявших в усах кусочков капусты».
- Общество сосредоточено на удовольствиях, оно не способно рассмотреть «бабочку сердца поэта». Люди после объединения в толпу становятся для автора «стоглавой вошью», способной в порыве гнева затоптать неугодную личность.
- В последней строфе автор называет себя «транжирой бесценных слов». Таким образом, создается кольцевая композиция, которая достигается посредством возвращения на первый план лирического персонажа. Герой настроен против толпы, он может рассмеяться и плюнуть в лицо каждому из них.
Название произведения звучит, будто вызов. Однако выражение «нате» поэт выбрал вовсе не случайно. При помощи текста он старается привлечь внимание толпы, одновременно выражая презрение обществу, которое погрязло в потребительских удовольствиях и проблемах. Название прекрасно справилось с поставленной задачей. Оно демонстрирует самобытность создателя произведения и самой работы, но при этом имеет пренебрежительный оттенок.
Тематика и проблематика
В стихотворении «Нате» Владимир Маяковский затрагивает множество различных тем и проблем. Самые яркие из них:
- Противопоставление главного персонажа толпе. Несмотря на футуристические новшества и отрицание всех ценностей прошлого, поэт обращается к традиционной поэтической тематике. В отличие от персонажа Пушкина, которого общественное непонимание заставляет уединиться, действующее лицо Владимира Владимировича не боится осыпать публику обвинениями, несмотря на то, что люди осуждают его и смеются.
- Произведение пронизано обличительным пафосом. Владимир Владимирович не стесняется грубых выражений и отталкивающих описаний для наглядной демонстрации презрения к буржуазии, думающей лишь о материальных ценностях, погрязшей в пороках, наживающейся за чужой счет.
- Немаловажная проблема — снижение уровня культуры окружения, общественное разложение. Для автора вещи, которые накапливают люди вокруг, связаны с тупостью и сытостью этих личностей. «Раковина мелочей» оказывается значимее устрицы, которая сидит в ней. Это вызывает у персонажа злую шутку.
Главная мысль произведения построена на антитезе: «бабочка сердца поэта» противопоставляется «обрюзгшей толпе», копошащейся в своем мирке. Маяковский смело выражает собственное недовольство при виде окружающей серой массы. Мужчина привлекает внимание, старается быть услышанным вопреки тому, что для этого нужно плюнуть в лицо кому-то из них.
Идея стихотворения — бросить вызов окружающим. Демонстрируя никчемность общества, персонаж подчеркивает необходимость свободного самовыражения.
Символика произведения
В произведении «Нате» лирический персонаж близок самому автору. В первую очередь это смелый и независимый мужчина с бунтарским характером, он подчиняется лишь собственному настроению. Однако в то же время это поэт, следовательно, он наделен чувственной и ранимой душой.
Центральным образом стихотворения является «бабочка сердца поэта». Ни для кого не секрет, что это хрупкое насекомое может умереть от неосторожного прикосновения. Также для писателя опасны «калоши», в которых разъяренная толпа топчется по его чувствам.
Автор несколько раз кратко называет себя «транжирой слов». Несмотря ни на что, писатель подчеркивает готовность в дальнейшем жонглировать чувствами, раскрывать собственную душу перед обществом в попытке достучаться до него. Владимир Владимирович сравнивает толпу с паразитирующим и неприятным насекомым. Образ «стоглавой вши» усиливается посредством описания отдельных представителей общества.
Выразительные средства
В работах модернистов начала XX столетия проводились активные эксперименты с формой. Часто авторы создавали новые лексические единицы. Владимир Владимирович также увлекался словотворчеством: в произведении «Нате» читатели встречают яркие неологизмы, что снова и снова демонстрирует творческую свободу Маяковского. Средства художественной выразительности, которые использовал автор:
- Яркие образы Маяковский рисует посредством метонимии: «вытекает в переулок обрюзгший жир», а также эпитетов: «стоглавая вошь», «взгромоздиться».
- Основным выразительным средством является выбор автором грубой лексики: «кривляться», «обрюзгший». Эти слова направлены на усиление пафоса. Они позволяют создать пренебрежительный, практически оскорбительный тон произведения.
- Чтобы создать затруднительность формы, которая характерна для футуристов, поэт применяет смысловые повторы.
Произведение Владимира Владимировича наглядно демонстрирует главные признаки футуристической поэзии, показывая читателям конфликт Создателя и общества, которое не способно понять и принять его. Лирический персонаж не бежит от публики, а напротив, бросает окружающим вызов, высмеивая утопающую в развлечениях толпу и провозглашая свободу личности.