Один из основных персонажей «Горе от ума» — Софья. Характеристика этой девушки полна противоречий. Вокруг этой героини развиваются все основные события произведения. Современники Грибоедова считали, что образ Софьи, один из самых своеобразных в русской литературе того времени.
Внешность и увлечения
Юная красавица Софья Павловна Фамусова — единственная дочь московского чиновника и человека уважаемого происхождения. Девушке 17 лет. Ее привлекательность в сочетании с хорошим приданым притягивает к ней кавалеров. А это степенный Скалозуб, ограниченный Молчалин и рациональный Чацкий.
Осознавая свою красоту и понимая, что она богатая и завидная невеста, Фамусова не дорожит своими ухажерами. Мать Софьи умерла рано, и девочка находилась под опекой тихой и доброй французской гувернантки Розье.
Она получила домашнее образование, которое полностью соответствовало воспитанию московских барышень того времени.
Кратко об увлечениях Софии:
- умеет петь;
- разбирается в музыке;
- хорошо танцует;
- играет на флейте и фортепиано;
- знает иностранные языки.
Героиня любит читать, модные в то время, любовные французские романы. Часто бывает на балах и обучена «нежностью и вздохам».
Черты характера
В своем доме героиня ведет себя, как настоящая хозяйка. Фамусова привыкла, что все ей подчиняются. В общении с девушкой сразу улавливаются властные нотки в голосе и видна ее самостоятельность. София не так проста, как это кажется первоначально.
Краткий портрет Фамусовой выглядит следующим образом:
- Смелая. Не боится говорить отцу о своих чувствах. Не пугается сплетен и пересудов.
- Решительная. Не задумываясь, встает на защиту Молчалина.
- Доверчивая. Поддавшись обаянию Алексея, не замечает истинности его чувств.
- Открытая. Откровенно заявляет о своих чувствах, рассуждает и мечтает.
Жизненный опыт и суждения складывались у героини из наблюдений за бытом людей своего круга. Часть знаний она почерпнула из сентиментальных дамских романов. Ее речевые обороты изобилуют смесью французских слов и просторечий, которые присущи крестьянам.
Софья плохо разбирается в людях. Она отвергает любовь ироничного Чацкого. Не желает быть женой грубого и неотесанного, но состоятельного Скалозуба. Фамусова отдает предпочтение Молчалину, который разыгрывает перед ней роль целомудренного влюбленного. Она видит в нем много достоинств. Ей нравится, что он покорен, застенчив и уступчив.
Между тем героиня находчива и сообразительна. Она дает правильный анализ действиям окружающих ее людей. Скалозуб ей представляется тупым солдафоном, который не способен произнести ни одного умного слова. В отце она видит ворчливого старика, не церемонившегося со слугами.
Да и качества Алексея Молчалина Фамусова оценивает верно, просто, ослепленная чувствами к нему, не желает замечать его притворства. Стремящаяся наказать Чацкого за насмешливое отношение к своему возлюбленному, именно она пускает молву о сумасшествии Чацкого.
Ореол романтичности и чувствительности Софьи рассеивается. Перед читателем предстает раздраженная и мстительная барышня. Фамусова — страстная натура, живущая настоящим чувством. То, что предмет ее любви ничтожен и убог (чего не знает героиня, но знают зрители), только усугубляет драматизм ситуации.
Мнение критиков
Современники Грибоедова отнеслись к образу Софьи с легким пренебрежением и не оценили его глубину и трагизм, задуманные автором сочинения. А некоторые литературоведы и вовсе назвали Фамусову лживой и безнравственной.
Героиня ищет себе мужчину, которым можно будет помыкать. Из описания ее образа четко прослеживается облик женских персонажей, таскающих прислугу за волосы. Безраздельная власть в семье — стремление девушки, пока еще скрытое даже для нее самой.
Если построить день Фамусовой, который прошел перед глазами читателей, то получается не совсем приятная картина. Она проводит ночь в спальне с Молчалиным. С риском для своей репутации и будущего. Днем Софья говорит, что больна, но просит служанку привести ей Алексея. Под покровом темноты пробирается к его комнате. Никакие светские приличия не сдерживают ее.
Многие критики считали, что Фамусова не может быть романтическим героем. Ибо, ни в каком страстном воображении, нельзя так замечтаться, чтобы отдать свое сердце бездушному Молчалину. Разорение отца Софьи еще никому не заметно, но живущий в доме несколько лет Алексей, хорошо осведомлен об этом.
Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на девушке. Ни деньгами, ни по должности брак с Софьей не может принести ему никакой пользы. Мечты героини несбыточны: ей никогда не стать супругой Молчалина, и не потому что против этого будет ее отец, а потому что сам избранник не хочет этого.
Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» — сложна и многогранна. В недостатках героини просматриваются не личные пороки, а обобщенные качества ее круга. В этом образе автор сумел реалистично представить читателю портрет юной барышни дворянского сословия, рассказать о терзаниях ее души, показать ее тревоги и заботы.