Краткий анализ монологов Чацкого из «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» Грибоедова Горе от ума

В комедии «Горе от ума» Грибоедов затронул основные социально-политические изменения, происходившие в России после Отечественной войны. Через монологи главных героев автор пытается найти ответы на острые вопросы своего времени — это и проблема крепостного права, и право человека на свободу мысли, и отечественное образование и просвещение, и, конечно, карьеризм и преклонение перед чинами. Анализ монологов Чацкого показывает отношение «века нынешнего» к происходящему.

Экспозиция пьесы

Идея «Горя от ума» заключается в противопоставлении двух эпох — «века минувшего» и «века нынешнего». Первый характеризуется крепостническим укладом жизни, второй — прогрессивными взглядами. Чацкий, являясь идеологом современного мировоззрения, не может не выражать своего отношения ко всему, что происходит вокруг. Именно по этой причине анализ его монологов имеет большое значение для понимания замысла пьесы.

Система воспитания детей гувернерами-иностранцами

Первый монолог героя начинается ещё до завязки основного сюжета. «Ну то ваш батюшка?» — интересуется он. А далее касается московских нравов, ничуть не изменившихся за годы его отсутствия. Удручает его существующая система воспитания детей гувернерами-иностранцами, дворянские дети вырастают в полной уверенности, что учитель немец или француз — норма. Качество образования оставляет желать лучшего, но их родителей привлекает цена оказания услуг такими гувернёрами. Чацкий в своей насмешливой манере замечает, что теперь «смешение языков французского с нижегородским» является признаком образованности.

Отношение главного героя ко всему иностранному можно понять, если проанализировать монолог Чацкого о французике из Бордо, в котором герой рассказывает, как тот собирался в нашу страну: «В Россию, к варварам, со страхом и слезами, приехал — и нашёл, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Подробный анализ монолога Чацкого в 3 действии 22 явлении показывает, что русский народ в погоне за иностранщиной потерял свою самобытность. Как можно ставить родной язык, традиции и старинные обычаи ниже чужеземных.

Завязка сюжета

Разговор у Фамусова дома

Со вторым монологом героя начинается завязка конфликта. По плану пьесы Фамусов в невежливой манере отзывается о свободных взглядах Чацкого, уязвляет его гордость. Молодой человек, испытывая нежные чувства к Софье, старается не раздражать её отца, кратко ему отвечает, но поддакивать не собирается. «И точно, начал свет глупеть…», — так начал он свою речь в довольно спокойном и ироничном тоне после нравоучений Фамусова. Так начинается противостояние двух мировоззрений — нынешнего и уходящего.

Пытаясь с пафосом научить Чацкого, как делать карьеру, Фамусов постоянно ссылается на опыт дядюшки Максима Петровича, считая его эталоном для подражания. Чацкий же с таким подходом категорически несогласен. Он считает, что екатерининский век «покорности и страха» уже прошёл, уступив место новой истории, в которой для успешной карьеры не требуется «подставлять затылок», достаточно быть честным и любящим своё дело.

Кульминация противостояния

У всех на слуху известный монолог Чацкого «А судьи кто?», по своей сути это выплеск истинных чувств героя. Открываются антикрепостнические взгляды персонажа, тон его повествования кардинально отличается от предыдущих монологов. Спокойствие и ирония сменились страстью. Критики впоследствии отмечали, что взгляды Чацкого близки к идеям декабристов. Речь героя не голословна, она подкреплена фактами ужасного отношения хозяев к своим крепостным и творившегося беззакония:

  • Один из «негодяев знатных, толпою окружённый слуг… на них он выменял борзые три собаки!!!».
  • Другой «должников не согласил к отсрочке… все распроданы поодиночке!».

Крепостные крестьяне

В этой речи чувствуется искренняя боль и обида за тех, кого хотелось назвать «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы».

Сильные и властные мира сего не подчиняются закону и суду, огородившись связями, своим положением и взятками. А тем временем крепостные, сражавшиеся за Отечество в войне 1812 года, настоящие герои своей родины, продаются и покупаются, как какой-то товар. Уже одно это заставляет задуматься о невозможности существования крепостного права (полвека ещё должно будет пройти, пока эти мысли будут реализованы).

Грибоедов через своего героя высказывает собственные мысли о происходящем. Анализ монолога Чацкого о французе из Бордо, даже краткого его отрывка, раскрывает характер героя, в котором есть схожие черты с самим автором. Слушая горячую речь молодого человека, невольно задумаешься о необходимости перемен в общественном сознании.

Развязка конфликта

В самом начале пьесы герой ещё надеялся на положительный исход. Ему очень важно мнение Софьи, поэтому он так был расстроен и поражён нелепыми слухами о себе. Он с горечью восклицал: «слышал ли моими я ушами! не смех, а явно злость. Нелепость обо мне все в голос повторяют!».

Монолог Чацкого

Последним монологом Чацкий даёт понять, что не сможет примириться с действительностью, пока править будут такие, как Фамусов. Его уже не удивляет непонимание общества, опасающегося перемен. Он даже согласен с тем, что его объявили безумным, так как невозможно сохранить здравость рассудка тем, кто:

  • «с вами день пробыть успеет»;
  • «подышит воздухом одним, и в нём рассудок уцелеет».

Он покидает когда-то родной дом Фамусова, но уничижительное отношение его не изменило и не победило, Чацкий, как и прежде, верен себе и своим идеалам.

Если составить таблицу нахождения монологов Чацкого в пьесе и их значение, то видна взаимосвязь с переломными моментами в развитии сюжетной линии. Все монологи главного героя важны не только с сюжетной стороны, они формируют смысловое построение пьесы, поднимая актуальные темы не только того, но и нынешнего времени.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector