Характер лирического героя в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лирический герой Лермонтова Сочинения

Лирическим героем называют образ автора в поэзии. Он отражает ценности своего времени и частично характеризует самого поэта, озвучивая мнение последнего по ряду актуальных и вечных вопросов. Написание сочинения на эту тему в старших классах позволяет произвести определённый срез творчества автора. Лирический герой Лермонтова интересен своей органичностью, и гармоничным изменением в соответствии с возрастом самого поэта.

Черты раннего героя

Особенности лирического героя Лермонтова выражались в его целостности и постепенном взрослении, что сближает его с автором. Ранний лирический персонаж вдохновляется своими «музами», при этом переосмысляя их, внося своё виденье:

  • конфликт духовных и мирских идеалов романтизма Байрона;
  • противостоянием героя миру в его обобщённом значении в творчестве Жуковского;
  • раннее творчество Пушкина.

Черты лирического героя в ранних произведениях Михаила Юрьевича типичны для характера классических представителей романтизма. Среди них можно назвать:

Стремление к идеалу

  • верность возвышенным идеалам и их предпочтение обыденному;
  • идейный максимализм во всём: стремление к идеалу и жёсткое порицание несовершенства, от общества до Бога;
  • непонятый и непринятый одиночка: сближение с обществом неинтересно, как недостойное и поверхностное;
  • бунтарь и завоеватель жаждет дать бой и победить, отстаивать свои идеалы и менять мир к лучшему, искореняя несовершенство.

Постепенно, не находя совершенства и поддержки, он выгорает до безразличия, теряя смысл ко всему и вдохновение. Тема смерти звучит своеобразно: она представляется, как избавление от пустоты и одиночества, но не от апатии, которая неизлечима. Умирая, тело лишь догоняет давно умершую душу. Даже желания становятся бессмысленными, ничто не вечно. При этом осознанный отказ от всего вышеперечисленного не означает наслаждения им. Скорее, невозможность увидеть другой исход.

Отрицание и осмеивание романтической любви оказывается печалью по ней. Да, она бессмысленна и глупа, мимолётна, но в этом чувстве лирический персонаж очень жаждет познать взаимность. При этом лирик признаёт, что без негативных эмоций жизнь поверхностна, это много хуже уединения, но испытать их не может.

С течением времени максимализм продолжает обостряться — теперь персонаж становится везде чужим. Сверхъестественные убеждения, характерные для романтизма, находят выражение в образе демона, появившемся в соответствующей поэме и стихотворении. Демона не трогают земные горести и радости, а внеземные ему недоступны.

Зрелость персонажа

Каков же поздний лермонтовский герой? Он продолжает противопоставляться современникам, влачащими покорное пустое существование. Они чужды друг другу, но, как и свойственно повзрослевшему человеку, герой становится мягче, его уже можно описать как либерала. Он всё ещё не разделяет ценности общества, но более не борется за справедливость. Одиночество всё ещё делает ему больно, но принятие этой боли стало привычным спутником жизни, платой за иное мышление.

Лирический персонаж не забыл о своих идеалах, он всё ещё не принимает общество, а оно — его. Он по-прежнему одинок. Всё ещё бессмысленны стяжательство и социальные отношения, зачем размениваться на непостоянное.

Приходит смирение с тем, что конфликт с миром в принципе неразрешим и теперь существует лишь жажда покоя.

Краткая характеристика

Образ лирического героя Лермонтова кратко можно охарактеризовать так: вначале подросток-мятежник с горящими глазами размахивает идеалами и тычет в лицо миру несовершенством, постепенно понимает и принимает это несовершенство и невозможность всё исправить, а, переболев этим и срастив «переломы» мировоззрения, начинает искать совершенный мир внутри, а не снаружи.

Образ лирического героя Лермонтова

Своеобразие лермонтовского образа в том, что он растёт и развивается вместе с самим поэтом, он — не просто характеристика для определённого произведения, а единый целостный психологически выверенный персонаж.

Понятно, почему лирик не даёт ответа, какой же путь к идеалу. Если бы не безвременная гибель Михаила Юрьевича, лирический герой поэзии Лермонтова, безусловно, развивался бы дальше, найдя, наконец, внутреннюю гармонию, позволяющую увидеть и оценить гармонию окружающего несовершенного мира.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector