Проблема существования людей в искусстве, их отношение к творческому процессу и моральные ценности все время были интересны Николаю Васильевичу. С помощью художественного описания он пытался определиться с собственными приоритетами в этом вопросе, что ярче всего проявилось в повести Гоголя «Портрет». Образ Чарткова — нищего художника, который случайно получил в свое распоряжение богатство, — литературная попытка дать ответ на беспокоящие писателя вопросы.
История написания
К произведению Гоголь относился очень щепетильно, он возвращался к работе над повестью даже после издания. Постепенно писательское мастерство развивалось, изменялись вкусы и способы работы. Однако выводы, которые сделал писатель в своей трагедии, остались незыблемыми. Это заставляло Гоголя опять обращаться к вроде бы уже завершенному сочинению, привнося в повесть все новые корректировки, добиваясь идеальной стилистической безукоризненности.
Автор впервые рассматривал идею нравственного разложения и искушения художника еще в 1831 г. Именно тогда возникли первые заметки истории о бедном живописце, в руки которого неожиданно попало богатство. Являясь молодым романтиком, знаменитый писатель сильно увлекся магической составляющей, чрезмерным многословием и необязательными отступлениями (к примеру, о Коломне). В рамках художественной выразительности это являлось оправданным, но отвлекало читателя от четкого понимания главной мысли, затерявшейся в развлекательных описаниях.
В этом виде повесть была опубликована в 1835 г. в сборнике «Арабески». Белинский негативно оценил эту работу. Критик определил это произведение как неудачную попытку автора в фантастическом жанре, но при этом отметил, что даже в падении писатель остался необыкновенно талантливым человеком. Это заставило Гоголя переделать повесть с учетом основ фантастического реализма.
Каковы были изменения:
- Вначале полное имя главного героя повести «Портрет» было Андрей Петрович Чертков, но после автор изменил фамилию на Чартков (также рассматривался вариант Чарток), чтобы избежать откровенного посыла к нечистой силе.
- Была откорректирована речь повествования и ритмика рассказа.
- Сокращены мистические отступления от основного сюжета.
Обновленный текст напечатали в третьем выпуске «Современника» в 1842 г.
Композиция и сюжетная линия
Композиция произведения объединяет в себе две части, связанные между собой образом ростовщика, олицетворяющим дьявольское искушение. Вначале повествователем является непосредственно автор, а во второй части рассказ ведет сын художника.
Кратко обе части можно описать следующим образом:
- История молодого и талантливого художника, разбогатевшего чудесным образом. Он потратил все деньги на создание имиджа и очень быстро стал популярным портретистом. Пытаясь угодить петербуржской публике, поступился творческими принципами, пошел на поводу у клиентов и потерял свой талант, став бездарным ремесленником. При сравнительном анализе первых картин и тех, которые он делал сейчас, у него случился духовный надлом. Художник сошел с ума, заболел и умер.
- На аукционе по продаже имущества Чарткова появляется художник Б., который предъявляет права на портрет ростовщика. Его главная задача — уничтожить полотно, поскольку оно приносит их хозяевам лишь смерть. Он поведал историю написания портрета, художником которого являлся его отец. Из рассказа следует, что в ростовщике присутствует отражающее изображение сатаны, картина влияет на судьбы людей, прикоснувшихся к ней. Только обращение к Господу и уход в монастырь освободили отца Б. от дьявольских оков и вернули способность заново творить.
Завершается произведение загадочным исчезновением картины. Увлеченные рассказом художника Б. окружающие не увидели, кто снял портрет со стены. Зло до сих пор продолжает существовать в мире.
Суть и художественное своеобразие
Мистическое изображение оживающего портретного образа в романтизме было на то время уже хорошо разработано. Появился даже литературный жанр о преступных художниках, он восходит к произведениям Гофмана «Церковь иезуитов» и «Мадемуазель де Скюдери», а полностью раскрыт Оскаром Уайльдом в популярном рассказе «Портрет Дориана Грея». У Николая Васильевича портретный мотив являлся средством, благодаря которому он подчеркивал реализм описания, нравственную незащищенность нищего человека перед властью золотого тельца.
С учетом становления разных этапов мировоззрения Гоголя, сопоставительный «Портрет» писателя перерос в дьявольское наваждение, писатель сделал вывод о том, что лишь религия и настоящая вера смогут спасти человеческую душу.
В повести отображаются актуальные вопросы относительно творчества. Мысль, что нельзя служить сразу чистому искусству и финансовой выгоде, указана в примере описания Чарткова в повести «Портрет». Так Гоголь смог создать настоящую психологическую драму. При этом писатель порицает слепое следование реализму, это можно увидеть из того, как автор представляет читателю судьбу создателя портрета. Никола Васильевич утверждает, что для этого направления требуются четкие границы. Не все что существует в жизни — предмет для художественного отображения.
Цитаты и характеристика Чарткова
В повести «Портрет» главным героем первой части является Андрей Петрович Чартков, он из обедневшей дворянской семьи, ему 22 года, живет на съемной квартире. Молодой человек учится живописи и подает большие надежды. «Смотри, брат, — говаривал ему часто профессор, — у тебя огромный талант, грешно его погубить».
Однако все помыслы главного героя занимала крайняя степень нищеты. Денег совсем не было, свечки закончились, квартиру оплачивать нечем. Проблема бедности описывается в начале произведения, в описании внешнего вида Чарткова, в бытовых элементах:
- «Сел он на свой оборванный диван».
- «В свою студию, украшенную разным художественным хламом».
- «С трудом и с отдышкой поднялся он по лестнице, залитой помоями и украшенной следами кошек».
- «Одел свой сильно поносившийся халат».
В то же время он полностью отдался творчеству, мог работать ночами напролет. Последние деньги потратил на приобретение живописного портрета, поразившего его мастерством выполнения. Если речь идет о том, какие свойства главного героя говорят о его художественном таланте, кроме оценок коллег, стоит обратить внимание на глубочайшее понимание им искусства, он стремится соответствовать лучшим шедеврам, переживает относительно потери собственного дара.
Нравственное падение
Ступени его морального падения описываются автором с реалистичной достоверностью. С помощью появившейся возможности, без необходимой подготовки он решил деньгами заменить работу по усовершенствованию мастерства. После начинает потакать низким вкусам заказчиков, быстро определив принцип рынка. Четко по дьявольскому учению, чем меньше искусства в картинах, тем богаче делается художник.
Одновременно с ростом карьеры пришло убеждение, что деньги могут решить все. Теперь вся работа портретиста направлена только на получение богатства. Гибель своего дара и появившийся в этом месте вакуум в душе объясняют, почему золото было страстью главного героя. Оно стало: «Идеалом, страхом, наваждением, и как каждому человеку, которому достается в удел этот ужасный дар, он стал скучным, беспричинным скупердяем».
Однако деградация Чарткова была неполной, она проявлялась в его поступках. Внутренняя пустота начала пробуждать такие черты, как зависть и попытки отомстить всему талантливому: «Он стал покупать все лучшее, что рисовали художники.
Купив картину, осторожно заносил к себе комнату и с бешенством разрывал ее, резал на куски и растаптывал ногами».
Этот момент открывает как безумие нравственно пустой личности, так и олицетворяет власть денег над настоящим искусством. Но писатель уверен, что, по божьему замыслу, за любое злодеяние непременно нужно отвечать: «И, в конце концов, это обратилось в ужаснейшую болезнь. Сильная горячка, соединенная с чахоткою, овладела им настолько сильно, что в три дня осталась от него лишь тень. К этому добавились все признаки безумия».
Главная мысль
Николай Васильевич пытался разрешить концептуальную проблематику процесса творчества и отношений художников к этому — чернь (даже если этот человек высоко поставлен). Созданная в переходное для Гоголя время повесть, объединила в себе черты как романтического способа описания, так и реалистический стиль.
Последнее особо ярко можно проследить в описании «элиты» Санкт-Петербурга, которая в произведении играет образ жертвы деятельности дьявола (судьба с князя Р.). Гоголь описал очень занятых представителей общества с сарказмом, который несколькими штрихами раскрывает абсолютную пустоту их существования, поверхностность познаний и увлечение различными художественными приемами. В то же время обладание деньгами дает возможность им высказать мнение, от которого будет зависеть жизнь и благополучие остальных людей.
Первые заказчики главного героя, мать и дочка с восковыми от постоянных званых вечеров лицами, вначале рассыпаются в хвальбе художнику, а после, показывая абсолютное непонимание прекрасного, вынудили молодого человека отступить от принципов искусства и продать женщинам ученический набросок Психеи, именно ему Чартков придает определенную похожесть с позировавшей девушкой.
Далее следует череда заказов, когда каждый военный пожелал, чтобы у него на портрете обязательно отображался Марс в глазах, а все государственные служащие — опирались на книгу с каким-то пошлым, но непременно «умным» высказыванием.
Именно это создает общий образ духовного разложения и поклонение ложным ценностям.
Николай Васильевич уже в начале своей творческой карьеры смог тонко почувствовать развращающее воздействие праздности высшего общества, которое имеет сильное влияние на несформировавшихся молодых людей. Он хотел предупредить об опасности соблюдений идеализма этого мира.