Исторические события в основе произведения «Песнь о вещем Олеге»

«Песнь о вещем Олеге» Пушкина Сочинения

«Песнь о вещем Олеге» — стихотворное произведение русского поэта А. С. Пушкина, оно относится к жанру «историческая баллада». Конкретные исторические события — основа произведения «Песнь о вещем Олеге», повествующего о смерти древнерусского князя Олега. Во времена Пушкина была известна версия событий, изложенная Н. Карамзиным в книге «История государства Российского», откуда поэт и мог взять сюжет. Дата написания баллады — 1822 год.

История создания «Песни»

Пушкин, автор баллады, переделал сюжет летописи в стихотворной форме. Согласно первоисточнику, на который опирался поэт, князь Олег прославился своими успешными походами на Византию, именно за свой талант полководца князь и получил прозвище «Вещий» — способный предвидеть будущее.

Пушкин пишет стихи

В «Песни» Пушкин не описывает походы князя и его прославленные победы, сосредоточившись на единственной сюжетной линии — беседе Олега с кудесником и последовавшей за этим событием гибели князя.

Очень важным мотивом, присутствующим в «Песни», является тема взаимоотношений поэта с властью. Кудесник не склонился перед князем, облечённым властью, отказался от даров Олега, но предсказал ему судьбу.

Подобно древнему волхву, поэт не должен испытывать страха, его обязанность — смело говорить правду, даже неугодную, в лицо правителям. «Песнь» была написана, когда Пушкин находился в ссылке. Поэт считал себя непонятым и несправедливо наказанным. Это состояние автора проявилось в сюжете из древней легенды, помогая создать образ кудесника, наполненного гордым достоинством. Каков изображённый Пушкиным кудесник, такова и авторская позиция по отношению к правителям не только древним, но и современным ему.

Специфика жанра баллады

Можно провести простой анализ, чтобы определить, почему жанр «Песни о вещем Олеге» — баллада. Для этого нужно перечислить основные особенности этого жанра:

Жанр «Песни о вещем Олеге» - баллада

  1. ​В основу сюжета стихотворного произведения положены сказания о героях или мистических событиях, упомянутые в легендах или фольклоре. В тексте баллады, по правилам жанра, описываются не только переживания персонажей, но и эмоции автора. В таких произведениях часто присутствует мотив мистики, тайны, судьбы. Основные персонажи баллад — всегда мужественные, героические, сильные личности. Иными словами, текст совмещает в себе песню о вещем Олеге в жанре баллады и рассказ об историческом событии, в котором проявляется яркий образ мужественного героя. Словом «Песнь» в названии автор подчёркивает специфику жанра, близость к фольклору.
  2. Другая особенность жанра — текст произведения написан балладной строфой. Эта особенность проявляется в использовании различного числа стоп в чётных и нечётных стихах. В «Песни» строки с тремя и четырьмя стопами чередуются, это и есть «балладная строфа».

Таким образом, «Песнь о вещем Олеге» может называться балладой благодаря характерным особенностям этого сочинения, в том числе композиции.

Исторические сведения о «вещем Олеге»

Пушкин решил, что в основу его произведения должны лечь исторические реалии — и позволил себе ввести в повествование описание исторического деятеля, правившего в эпоху Киевской Руси. Учёные утверждают, что реальный, исторический князь Олег правил Новгородом с 879 года и Киевом с 882 г. Согласно летописям, он состоял в родстве с легендарным Рюриком. После кончины Рюрика Олег становится опекуном его малолетнего сына Игоря и по праву занимает княжеский престол в Новгороде.

Олег убивает Аскольда и Дира

В 882 году князь Олег отправился в поход на Киев, где правили его родичи Аскольд и Дир. В этот поход он собрал армию из воинов разных племён — варягов, чуди и других. Сначала завоеватель подчинил себе города Смоленск и Любеч, посадил там на княжение преданных ему людей.

В Киеве, обманом выманив князей Аскольда и Дира из города, Олег объявил им, что только он является истинным князем по роду — и убил их. Таким образом, он захватил город и объединил под своей властью два центра Руси того времени — Новгород и Киев. Князь решил сделать Киев центром своего государства. Если верить летописи, именно Олег впервые произнёс знаменитую фразу «Киев — мать городов русских».

В течение 25 лет правитель расширял подвластные ему территории, захватывая земли других племён — древлян, северян, радимичей.

В «Повести временных лет» изображён набег на Византию под предводительством князя в 907 году. Поход был успешным, Олег захватил столицу Византии, город Константинополь, называемый в славянских летописях Царьградом. Широко известна фраза «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда».

Однако успешный поход дружины правителя Руси 907 года не описан ни в одном источнике, кроме русской летописи. Византийские хроники ни о чём подобном не упоминают, вот поход считается легендой.

В 911 году было отправлено посольство в Византию, подписавшее мирный договор, упомянутый как в «Повести временных лет», так и во множестве зарубежных источников. В тексте этого договора Олега называют «великим князем русским».

Многие историки сходятся во мнении, что поход князя в Византию действительно имел место, но летописец значительно приукрасил его такими подробностями, как взятие Константинополя с использованием кораблей на колёсах.

Учёные указывают на факт, который киевская и новгородская летописи описывают одинаково — князь Олег умер от укуса змеи. По легенде, князь прислушался к словам волхвов о том, что причиной его смерти станет любимый конь. Правитель, желая изменить будущее, избавился от коня — и благополучно забыл о предсказании волхвов. Лишь через четыре года, вспомнив этот эпизод и, будучи уверенным, что предсказание не сбылось, князь решил взглянуть на кости любимого коня — и умер после яда змеи, прятавшейся в конском черепе.

Согласно одной из точек зрения, прозвище правителя, слово «вещий», является не указанием на его способность предсказывать будущее, а насмешкой над князем, поверившим в предсказание волхвов-язычников, которое принесло ему гибель.

Сведения о князе Олеге сохранились не только в древнерусских летописях, но и в скандинавских сказаниях тоже:

Исландская «Сага об Одде Орваре»

  1. В исландской «Саге об Одде Орваре» сюжет очень похож на историю русского правителя, погибшего от укуса ядовитой змеи, спрятавшейся в черепе его коня.
  2. Сходные обстоятельства смерти героя — в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде. Там старый рыцарь точно так же умирает после, будучи укушенным змеёй возле костей коня.

Баллада Пушкина известна и популярна и сегодня, спустя почти 200 лет после написания. Произведение заставляет читателя задуматься, в чём поучительный смысл истории князя Олега — предопределена ли судьба каждого человека? Есть ли какой-то способ предсказать своё будущее, или изменить его? Этими вопросами люди задавались во все времена и эпохи, поэтому баллада Пушкина не утратила своей актуальности за два века и до сих пор изучается в средних классах школы.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector