Описание внешности Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» лишь дополняет образ героини, давая более полное представление о ней. Гораздо важнее для читателя, как в процессе повествования раскрывается характер женщины, какие отношения связывают ее с Обломовым. Часто критики рассматривают образ Агафьи, сравнивая ее с другой героиней — Ольгой Ильинской.
Внешний вид героини
Портрет Агафьи Пшеницыной предстает перед читателем в одной из глав романа. Именно такой ее увидел Обломов. Автор описывает героиню простой женщиной около 30 лет, во внешности которой проглядывает благородное происхождение. Более полно ее представит цитатная характеристика:
- У Агафьи приятные черты лица и светлая кожа — «бела и полна в лице…»
- Она смотрела на мир с некоторой наивностью — «глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…».
- У Пшеницыной светлые волосы, полностью оправдывающие ее фамилию, и едва заметные брови — «бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы…»
- Лицо женщины обладало аристократической бледностью — «румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки…»
- Агафья — женщина в теле, у нее высокая округлая грудь и покатые плечи. Разглядеть фигуру героини в обтягивающих платьях совсем нетрудно — «…видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию…».
Молодая вдова стесняется загрубевших рук, выдающих ее занятия физическим трудом и постоянно прячет кисти. Героиня двигается плавно и размеренно, будто пава. Пшеницына носит простую одежду, лишь в праздничные дни украшая образ шалью и нарядным чепцом.
Черты характера Агафьи
Родители Агафьи Матвеевны Пшеницыной воспитали в ней любовь к труду и хозяйственность. Хотя героиня имеет повариху и дворника, она со множеством дел справляется сама. Хозяйка с раннего утра убирает комнаты, каждая вещь в ее доме имеет свое место. На Агафье лежит стирка, починка одежды, приготовление пирогов и зимних заготовок. В свободное время Пшеницына занимается шитьем.
Агафья не отличается высоким интеллектом. Все ее интересы сосредоточены на решении бытовых проблем. Гончаров описывает ее, как женщину с глуповатым взглядом. Оживляется героиня лишь тогда, когда речь заходит о привычных для нее вещах. Пшеницына — набожная особа, поэтому она ведет себя кротко и старается проявлять человеколюбие.
Окружающие считают Агафью добродушным мирным человеком. Во время болезни Обломова женщина терпеливо ухаживает за ним и регулярно посещает церковь, чтобы поставить свечку за здравие, считая это своим христианским долгом. Иногда Агафья проявляет упрямство и пускает в ход слезы, чтобы настоять на своем.
Отношения с Обломовым
Характеристика Агафьи Пшеницыной полнее раскрывается после встречи с Ильей Ильичом Обломовым. До этого события героиню интересовали только хозяйственные вопросы. Ей странно было осознавать появление в своей душе новых чувств. Прежде Агафья Матвеевна ни к одному мужчине не испытывала ничего подобного, замуж она выходила не по любви.
Женщина влюбилась в Илью Ильича, сама того не замечая, ухаживая за ним во время болезни. Своего героя Гончаров наделил целым набором отрицательных качеств. Если говорить кратко, основными чертами Обломова были:
- апатичность;
- безволие;
- лень;
- безответственность.
До того как в жизни Ильи Ильича появилась Агафья, у него были отношения с другой женщиной — Ольгой Ильинской. В своем романе автор противопоставляет друг другу два этих женских образа. Ольга более молода, эффектна внешне. Она одевается по моде, имеет хорошее образование. Девушку отличает живой ум и тонкая чувственная натура.
Ильинская амбициозна и хочет, чтобы Обломов менял себя к лучшему. Отношения с ней не позволяют герою расслабиться. С Пшеницыной же Илья Ильич чувствует себя комфортно. Эта женщина воспринимает его таким, как есть, со всеми имеющимися недостатками. Вскоре Обломов и Агафья начинают жить как муж и жена. У пары рождается сын Андрюша.
Героиня остается преданной любимому мужчине до конца. Ее любовь бесхитростна, главная цель Агафьи — создать для мужа уют, обеспечить его вкусной сытной едой, поддерживать во всем. Даже когда Обломов пьянствовал в кабаках, а потом появлялся среди ночи, безропотная женушка встречала его без единого упрека.
Смерть Ильи Ильича приобретает для героини катастрофическое значение. Пшеницына утрачивает смысл жизни, становится вялой и безвольной. Она ничего больше не хочет и не понимает, как ей дальше существовать. Сына женщина отдает на воспитание другу Обломова Штольцу. Агафья желает для Андрея лучшей жизни, понимая, что не сможет дать ему хорошего образования и всего того, чего он достоин.
Роль образа в романе
Образ Агафьи Пшеницыной описывается в романе подробно, чтобы читатель явно понимал суть этой женщины. С одной стороны, это недалекая особа, занятая лишь примитивными бытовыми хлопотами, что можно видеть из цитат:
- «…трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием…»;
- «…видел, что локти действуют с необыкновенным проворством…»;
- «…беспрестанно бегала в кухню посмотреть, как жарится баранина к обеду, не пора ли заваривать уху…».
Матвеевна не проявляла интереса ни к искусству, ни к культуре, ни к прочим тонким материям. С другой стороны, ее натура отличалась добросердечием, кротостью, человеколюбием, преданностью. Автор делает Агафью собирательным образом простой русской женщины, на которых во все времена держалась Россия.
Героиня проявляла самоотверженность не только по отношению к мужу, посвятив ему всю себя. Отдав в чужую семью сына Андрея, Пшеницына также пожертвовала своими интересами. Ведь она была очень привязана к мальчику и заливалась слезами каждый раз, когда навещала его. Мать хотела лучшей доли для сына. Она поступила так скорее инстинктивно, не осознавая происходящего умом, а действуя от сердца.
В образе персонажа Гончаров заложил основные добродетели женского характера — способность к безусловной любви, умение окружить заботой своих близких, желание всех накормить и обогреть, готовность поступиться своими интересами ради тех, кто дорог. Развязка романа также неслучайна. Писатель хотел вызвать у читателя сочувствие к героине, которая даже в трудной, трагической ситуации смогла повести себя достойно.