Краткое содержание и анализ пьесы Островского «Бедность не порок»

бедность не порок автор Сочинения

С творчеством Александра Островского ученики знакомятся в 9 классе. Текстуально изучается «Гроза», кратко — «Бедность не порок». Анализ последней пьесы и ее краткое содержание помогут ученикам лучше понять систему образов, суть и идею произведения, оценить проблемы, поступки главных персонажей, особенность композиции и составить конспект при подготовке к уроку русской литературы.

История написания

Свои первоначальные впечатления о жизни и отношениях купцов автор пьесы получил в собственной семье. Через время, когда он работал в Коммерческом суде, то видел противозаконные способы обогатиться, истории разорения, имел дело с практикой фальшивых документов. В дальнейшем все наблюдения и сведения сильно отразились на творчестве. Определенные фамилии персонажей его произведений использованы из судебных дел, где брал участие юный писатель.

«Бедность не порок» автор создал в 1854 г., и успех смог превзойти любые ожидания. Ни одна из до этого и позже написанных пьес не вызывала такого шума и критики. В 1969 г. ее поставил Малый театр. Театральные постановки под этим названием и сегодня занимают одно из основных мест на отечественных и зарубежных сценах. А тогда тепло встретила его основных персонажей публика, которая пыталась ближе познакомиться с творчеством автора.

Но многие критики того времени восприняли новое сочинение «Бедность не порок» негативно:

Сочинение бедность не порок

  1. Кудрявцев в рецензии, описывая полную характеристику действующих лиц, упрекнул Островского в возвеличивании непристойных сторон купеческого быта, в особенности брата Гордея.
  2. Чернышевский назвал пьесу слабой и неправдивой, а главных персонажей — ненастоящими и приукрашенными. Как говорил сам критик, лишь из-за имени первого произведения «Свои люди — сочтемся» новое сочинение обеспечивается положительными откликами.

Островского обвинили в славянофильстве, осуждали за создание балагана на сцене, подразумевая под этим праздничное гулянье семьи Торцовых. Дружинин, вставший на защиту автора, отвергал несправедливое суждение Чернышевского, который выдвинул обвинение Островскому в идеализированном описании устоев купеческой жизни. Единственным недостатком критик посчитал развязку, которая невозможна в настоящей жизни и немного преувеличена.

Но все неоспоримой особенностью произведения назвали красоту языка и поэтичность.

Непосредственно Островский видел смысл в «Бедность не порок» в том, «чтобы направить народ, не обижая его», соединяя реальность с выдуманным, помня о комическом.

Краткое содержание

Первое действие начинается с того, как юный приказчик Митя узнал, что его хозяин Гордей поссорился с братом, перебрав алкоголя у него в дома. После приезжает Пелагея Егоровна, супруга владельца поместья, и его дочка Любовь Гордеевна. Жена Торцова злится на мужа, который, как он говорит, познакомился с богатым Коршуновым и сейчас «для него все наше русское немило». Волнуется она и за дочку, поскольку супруг хочет выдать ту за «ее ровню», как он думает. Общаясь с Гуслиным, Митя говорит о нападках хозяина и низкое жалованье.

При этом Митя влюбляется в Любовь. Через некоторое время к купеческой дочке приходят подружки, они распевают песни и развлекаются вместе с Гришкой Разлюляевым. После описываются Митя и Любовь на свидании, его им тайно устроила Анна Ивановна:

 бедность не порок анализ пьесы островского

  • молодой человек читает девушке собственные стихи и делает признание в любви;
  • Люба стесняется сказать ему свое решение и пишет положительный ответ в письме.

Во втором действии Митя и Любовь решаются пойти к отцу, чтобы он их благословил. Здесь же автор описывает веселье девушек, которое продолжается непродолжительное время, поскольку приезжает Гордей со столичным фабрикантом Коршуновым. Торцов разозлился, что жена организовала святки «на мужицкий манер», и они с другом начинают пить шампанское.

В это время фабрикант дарит Любови Гордеевне дорогостоящие серьги и просит полюбить его, поскольку он очень богатый. Гордей поделился планами с супругой о женитьбе Коршунова на их дочке. Девушка, узнав об этом, пытается порвать помолвку, однако отец непоколебим.

Третье действие. Пелагея Егоровна также не принимает решения супруга и желает дочке «хоть бедного, но друга милого». Митя, после того как узнал неприятную новость, хочет покинуть усадьбу и отправляется проститься. Увидев свою любимую, он предложил ей сбежать, но девушка не соглашается, боясь разгневать отца. В это время имение навещает брат Гордея — Любим, последний ссорится с Коршуновым, обвиняя его в жульничестве.

В результате все ругаются, фабрикант покидает имение. После злой Гордей Карпыч сам предложил Мите жениться на его дочке.

Характеристика героев

Описание персонажей дает более детальное понимание жизни людей в ту эпоху.

Основными действующими лицами являются:

 бедность не порок анализ пьесы

 бедность не порок анализ

  1. Гордей Карпыч Торцов. Пожилой мужчина с большим состоянием. Это суровый человек с тяжелым характером. Он любые важные вопросы решает самостоятельно. До этого был более благоразумным, но после поездки в Москву изменился. Стал гордым, думает, что умней и выше остальных. Дружит с фабрикантом Коршуновым, надеется отдать дочку за богатого старика, но ему помешал его брат.
  2. Африкан Савич Коршунов. Владелец фабрики, он считает, что с помощью денег можно купить все и всех. Хочет жениться на юной дочери Торцова. Хвастается богатством, свысока относится к другим людям, ведет себя низко и подло. Когда Любим обвинил его в мошенничестве, обижается, с гордостью удаляется, поскольку уверен, что Гордей Карпыч начнет его упрашивать, чтобы он женился на его дочке.
  3. Любим Карпыч Торцов. Является братом Гордея Карпыча. После кончины отца получает долю наследства ценными облигациями. По приезде в Москву решил обналичить бумаги, молодой человек хочет красиво пожить, но за короткое время прогуливает все деньги. То, что остается, доверяет знакомому Коршунову. Африкан Савич обманывает Любима и последний остается ни с чем. Ему приходится приехать назад к брату.
  4. Любовь Гордеевна. Дочка Гордея Карпыча, скромная, образованная девушка. Влюблена в Митю, но когда отец решает выдать ее за Коршунова, безоговорочно подчиняется. Она думает, что так нужно, и не сопротивляется воле родителей, счастлива, что отец передумал и захотел поженить ее и Митю.
  5. Митя. Персонаж, которому случай позволил жениться на возлюбленной, девушке выше его по положению. Юноша давно влюблен в дочку хозяина. Узнав, что девушку хотят выдать замуж за другого, расстраивается, решает уехать в деревню. Выходит так, что Торцов сам в конце благословил Митю и свою дочку.
  6. Гришка Разлюляев. Юный беспечный человек, сын зажиточного купца. Умеет играть на гармошке, любит веселиться.
  7. Анна Ивановна. Вдова, озорная и молодая девушка. Делает все, чтобы Митя с Любовью Гордеевной смогли объясниться. Влюблена в Гуслина, счастлива, что они скоро поженятся.
  8. Яша Гуслин. Родственник Торцова, молодой юноша, любит вдову Анну Ивановну. Хочет жениться на ней, и Гордей Карпыч дает свое добро.

Конфликт в произведении

Что относительно конфликта в пьесе Островского, то он сильно не выражается и как бы разделен на несколько направлений. Его можно проследить во взаимоотношениях любящих молодых людей, поскольку между ними находится богатство и нищета. Разорвать такое противостояние возможно двумя способами: выйти из авторитета семейных уз либо согласиться с отцом деспотом. Первое произойти не может, ведь никто на это не готов, а Митя принял решение Любови Гордеевны. Последний способ настал неожиданно, только по причине счастливого случая.

 бедность не порок

Другой конфликт заключается во взаимоотношениях Гордея и брата. Это практически такой же произвол, как и по отношению к дочке, но случай немного другой, хоть и решается в результате тоже благополучно. Конфликт выходит размытым и туманным, почему и кажется многим критикам наигранным: очень быстрая перемена в поведении отца-самодура. Писатель поддерживает положительных героев и «позволяет» купцу в дальнейшем быть добродушным отцом. Сделал автор это по своему желанию, потому резкие изменения настроения и поступки Торцова могут показаться ненастоящими.

Любовь Гордеевна и Митя являются бесправными. Он работает приказчиком у зажиточного хозяина, читает произведения Кольцова и сам может писать стихи. У него есть силы для бунта, но юноша понимает, что Торцов не даст согласия на свадьбу, а его любимая смирилась с решением отца, у нее и в мыслях не появляется бороться за собственную свободу.

В пьесе три действия, это деление несет в себе смысловую основу. Кульминация начинается в последнем акте, после нее происходит развязка и счастливое окончание произведения. Конфликт построен на веянии той эпохи и ее столкновении с русской реальностью.

В понимании Торцова образованность — только внешняя оболочка, это кареты, шампанское, сюртук и меха.

Композиция и жанр

Характерная особенность композиции — насыщенность фольклорными элементами, они окольцовывают все действия, описываются во всех важных моментах, акцентируя и выделяя их особым образом. Широко использован прием подготовленного появления персонажей: вначале о них говорят, затем они появляются на сцене.

 бедность не порок кратко

В произведении герои описываются параллельно, так проще воспринять их образы — в сопоставлении. Немаловажную роль в организации ярких сцен играют авторские ремарки. Островского признали «отцом русского театра», именно Александр Николаевич был создателем теории поведения главных героев на сцене с учетом особенности жанра. Его произведения ставятся больше 150 лет, они являются бессмертными, это объясняется талантом писателя.

Пьеса по жанру относится к комедии, и, естественно, должна заканчиваться позитивно. Так и случилось, финал — это победа добродетели над глупостью.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector