Характеристике Плюшкина в поэме «Мертвые души» Гоголь уделил немало внимания. Тщательно прорисованный автором персонаж получился очень правдоподобным. Его образ — один из самых ярких в произведении, но при этом вызывает только отторжение и неприязнь. Плюшкин впервые появился в четвертой главе поэмы, когда Чичиков приехал к нему за «мертвыми душами».
Происхождение фамилии
У Степана Плюшкина, как и у многих других персонажей поэмы, говорящая фамилия. Отличительной чертой героя является то, что он пытается накопить как можно больше имущества, в том числе и ненужного. Однако много чем из собранного он даже не пользуется. К примеру, у помещика много запасов провизии, а его крестьяне в это время массово гибнут от голода. Степан даже не думает о том, что мог бы поделиться продуктами и спасти людей от изнеможения.
Фамилия Плюшкина уже давно стала нарицательной. Она обозначает жадного и скупого человека. Отчества Степана автор не написал ни разу за всю поэму — оно неизвестно.
В произведении были и другие говорящие фамилии. К примеру, Манилов — это вечный мечтатель, летающий в облаках. Его фамилия произошла от глагола «манить». В образе Собакевича с легкостью можно заметить животное начало, его внешность Гоголь сравнивает с медведем.
Внешность персонажа
Гоголь дал подробную портретную характеристику Плюшкина в «Мертвых душах». Когда Чичиков впервые увидел его, это был неопрятный, грязный человек, одетый в дранье. Его внешний облик настолько отличался от классического представления о зажиточном помещике, что гость даже не смог сразу осознать, кто перед ним стоит — мужчина или женщина. Это отражается в цитате, которую кратко бросил герой в отношении Плюшкина: «…Ой, баба! ой, нет! Конечно, баба! …». Изначально Чичиков и вовсе принял хозяина дома за замызганную служанку.
Помещику, если верить Википедии, больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. В его внешности автор отмечает несколько особенностей:
- Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем.
- Телосложение худое, а тело бледное.
- Подбородок — единственная броская черта внешности помещика. Он очень длинный и острый.
- Волосы у мужчины жесткие и седые, они торчат словно щетка. Герой практически не бреется, поэтому его лицо заросло бородой.
- Лицо бесчувственное. Глазки крохотные, но живые, любопытные. За счет них герой напоминает маленького зверька.
- На момент знакомства с Чичиковым у мужчины уже выпали все зубы.
- Но самым ужасным и отпугивающим в Плюшкине был его наряд. На одежду героя было страшно смотреть, она вызывала брезгливость, отвращение и выглядела настолько заношенной и старой, что Чичиков даже стеснялся назвать на это костюмом. Это было некое одеяние, которое внешне, скорее, походило на заношенный до дыр халат. Чичикову же это скорее напомнило лохмотья бездомного мужчины, но никак не помещика.
Название поэмы подразумевает под собой не только погибших крепостных, но также и помещиков, в особенности — Плюшкина. Моральные устои и порядок жизни Степана показывают, что он сильнее остальных персонажей воплощает в себе это выражение — «мертвые души». Он сеет смерть вокруг себя — крестьяне мрут от голода, а тем, кто еще не скончался, приходится выживать в трудных условиях.
Черты характера
В анализе образа Степана очень сложно найти какие-либо позитивные стороны. Герой кажется абсолютно отрицательным. Это лживый, скупой человек, который думает только о себе.
В характере Степана Плюшкина можно выделить такие черты:
- Лицемерие. По внешнему проявлению чувств герой кажется добродушным и приятным. Однако за этими милыми чертами скрывается вечная жажда наживы.
- Герой любит прибедняться, старается не рассказывать другим о степени своего достатка. Он утверждает, что у него мало земель, нет сена для коней, но это, конечно, неправда. Степан также доказывает, что в хозяйстве плохо с провизией, однако в его амбарах портится зерно, которое собиралось там годами.
- Персонаж жесток и равнодушен к чужому горю, его ничто не может растрогать. Он не испытывает ни хороших эмоций, ни плохих. Его вечно пустые глаза выражают черствость и сухость персонажа — на больший диапазон чувств он неспособен.
- Чрезмерное беспокойство и подозрительность все больше и больше поглощают всю его сущность. Степан теряет чувство самообладания и подозревает всех окружающих в воровстве.
Но вся натура Плюшкина, его особенный нрав проявляются в скупости героя. Его жадность буквально во всем — от одежды и имущества до проявления чувств и эмоций. Помещик даже деньги и провизию рачительно копит исключительно ради того, чтобы насобирать. Он не тратит средства ни на себя, ни на семью, ни на свои владения.
Гоголь утверждает, что все деньги помещика оказались погребенными в землю. Такое отношение к богатству поражает.
Казалось бы, жить в голоде и бедности, имея при этом много зерна, тысячи крепостных и огромные плодородные земли мог только этот скряга из поэмы. Но, увы, таких Плюшкиных в России множество.
Отношения с людьми
Степан обвиняет своих крепостных в том, что они у него воруют. Однако оснований для подобных заявлений у него нет.
Во взаимоотношениях с окружающими Плюшкин ведет себя жестоко и много ворчит:
- Герой любит спорить, ругаться с людьми. Он не относится серьезно к словам, которые ему говорят. Много и подолгу ворчит, обвиняет собеседника в скандальном поведении, хотя тот лишь смотрит на него да молчит в ответ.
- При этом Степан — верующий человек. Он благословит в добрый путь всех, кто уезжает из его дома, так как боится, что его настигнет Божья кара.
- Плюшкин много притворяется, играет в заботу, но на деле же ее не проявляет. В одной из сцен он зашел на кухню посмотреть, есть ли еда у его придворных, но в результате сам же и съел бо́льшую часть приготовленного блюда. Его мало волнует, достанутся ли людям щи да каша. Главное, что у него все хорошо и он сыт.
- Степан не любит общаться с людьми, сторонится гостей, и виной всему — его жадность. Однажды он посчитал, сколько теряет его хозяйство во время светского приема гостей. Он был удивлен и решил отказаться от поездок в гости и перестать принимать кого-то у себя. Герой говорит, что все его знакомые давно поумирали или же еще чего, но на деле мало кто хочет ездить в гости к такому жадному хозяину. Его можно сравнить с Иудушкой из романа «Господа Головлевы» — такой же злой, негативный персонаж.
Крестьяне, зная своего помещика, понимают, что в имении у него уже нечего брать. Все, что можно было, хозяин давно упрятал, и теперь оно лежит без дела, портится, но пользоваться этим никто не планирует. Плюшкин много всего успел накопить: посуду, одежду, дерево, провизию. Но во всем этом нет смысла, ведь постепенно все его накопления становятся простой грудой хлама и грязи. Эту кучу можно сравнить с помойкой, собираемой владельцем господского дома. Люди просто не успевают ничего своровать — из-за нестерпимых условий существования, тяжелой работы и постоянного голода, вызванного жадностью помещика, мужики сбегают или погибают.
Дом и семья
Описывая историю жизни персонажа, Гоголь указывает на то, что ранее скряга-помещик был совершенно другим человеком. Недолгое время у Плюшкина была любимая супруга, они жили в любви, гармонии и достатке. Женщина родила ему троих детей. Соседи часто советовались с помещиком насчет того, как вести хозяйство, и он помогал им, предлагал, что лучше сделать. Но в один день супруга Степана скончалась. Ему было очень тяжело пережить горе утраты. Зона комфорта была разрушена, и с каждым новым днем он был все меньше похож на себя прежнего, а его образ жизни изменился в худшую сторону.
Характер героя становился все более и более скандальным и придирчивым. Степан начал ссориться с детьми, и сын со старшей дочерью покинули его дом, не дожидаясь отцовского благословения. Младшенькая же дочь скончалась. Это происшествие еще сильнее ударило по Плюшкину. О сыне Степана известно лишь, что он в обиде на отца, поэтому не роднится с ним и давно не посылает весточки о себе. А старшая дочь, наоборот, пытается общаться с ним и поддерживать отношения. Иногда девушка даже привозит ему внуков, да вот только помещика они мало интересуют.
Усадьба Плюшкина находится в не очень хорошем состоянии. Она по всем параметрам кажется заброшенной: ворота и изгородь повалены, повсюду беспорядок, даже собака не охраняет двор. Ветхость дома поражает, это здание никто не ремонтировал уже долгие годы. Окна в нем заколочены, снаружи видна плесень. Внутри дом кажется таким же неуютным и неприветливым. В нем темно и холодно, свет попадает только в комнату хозяина. Главной особенноостью имения является то, что внутри все напоминает помойку. Степан Плюшкин ничего не выбрасывают из дома, ведь он считает, что все может пригодиться. Поэтому в помещениях накопись груды хлама, который явно никому не нужен.
Крепостных у Плюшкина довольно много — около тысячи душ, но ко всем он относится пренебрежительно и жестоко. Люди Степана напоминают во многом его самого — старая одежда и разваленные дома, но в отличие от хозяина они вечно голодные и худые. Писатель вспоминает, что иногда некоторые из них решаются сбежать, ведь жить так дальше невыносимо.
Удивительно и то, что Степан продал Чичикову около 200 душ (мертвых и беглых крепостных). Это численное значение во многом больше, чем у других помещиков, и это ужасно. Плюшкин не любит своих крестьян и плохо о них отзывается, считает их лентяями, но на деле люди очень старательны и трудолюбивы.
Образ помещика был создан, чтобы показать, какие ужасные изменения могут настигнуть человека с годами. Из обаятельного и успешного юноши он превратился в слабоумного подозрительного старика. Его имя породило понятие «синдром Плюшкина», при котором человек занимается постоянным накопительством.