Роль второстепенных действующих лиц в произведении заключается в расстановке некоторых акцентов или подчеркивании деталей. Характеристика образа Захара в романе «Обломов» дает более точное представление о главном герое. Слуга в точности соответствует своему хозяину. Черты характера Захара полностью подпадают под определение «обломовщины». Мужчина ленив, неряшлив, любит приврать, совершенно не желает меняться к лучшему.
Служба в Обломовке
Образ Захара в «Обломове» раскрывается перед читателем в начале романа. Слуга родился и вырос в Обломовке. Это место стало для него символом помещичьих устоев и ценностей, которые передавались герою поколениями предков. Позже мужчина так и не смог привыкнуть к беспокойной жизни в Петербурге, он чувствует себя здесь чужим и одиноким. В этом проявляется тема нежелания перемен и неготовности к ним.
Захар был приставлен к Илье Ильичу, когда тот был еще маленьким мальчиком. Герои настолько привыкли друг к другу, что со временем стали похожи поведением и характером, а их отношения проявляли себя как шутливо-дружеские. Годы, проведенные в Обломовке, слуга вспоминает, как золотое время. Ему нравилась спокойная, умиротворенная жизнь в поместье.
Внешность слуги
Автор описывает героя как человека в возрасте — «…в комнату вошел пожилой человек…». Далее Гончаров описывает героя так:
- Мужчина всегда носил одну и ту же одежду — поношенного вида сюртук с золотыми ливреями и серый жилет. Костюм был ему дорог, потому что напоминал о молодых годах и службе в Обломовке.
- Череп Захара сиял лысиной, а лицо украшали густые пушистые бакенбарды с проседью.
- Мужчина был неряшлив, его руки напоминали две заскорузлые подошвы, лицо он также мыл редко.
- Портрет героя Гончаров дополняет описанием голоса персонажа. Захар говорит хрипло и отрывисто, будто лает. Сам персонаж объяснял это тем, что голос его пропал во время охоты на собак — «Ветер в горло попал».
Понятия героя застряли в прошлом. Одежду он заказывал себе по старым лекалам, решительно отвергая все современное и модное.
Характер персонажа
Поступки персонажа ясно показывают, каков его характер. Все свободное время слуга любит проводить на своей лежанке. Все ему лень, ни к чему он не питает интереса. Персонаж любит поспать так же, как и его хозяин. Свои обязанности слуга выполняет небрежно, он часто отлынивает от уборки или других дел, которые считает не столь важными, — «…уберешь, а завтра опять наберется». Все валится у него из рук, во время уборки падают стулья, бьется посуда.
Илья Ильич говорит слуге: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам». Заставить Захара что-то сделать помимо его обязанностей стоило немалого труда. Мужчина приступал к делам только после долгих споров и уговоров. Он вообще отличался упрямством и мог перечить барину. Гончаров описывает слугу как угрюмого и грубого человека, имеющего при этом мягкое сердце.
Персонаж отличается лукавостью, дня не проходит, чтобы он в чем-то не соврал Илье Ильичу. Также Захар непрочь присвоить себе деньги, найдя монеты во время уборки или прикарманив сдачу. Мужчина любит поесть и очень огорчается, если Обломов съедает все, что было ему подано. Воровать хозяйскую еду для слуги — дело обычное.
Герой при любом удобном случае ругает Обломова за спиной и разносит о нем сплетни. Соседям и знакомым слуга жалуется, что Илья Ильич его «мучит», и расписывает в красках, каково ему это терпеть. Слухи редко были правдивыми, Захар легко выдумывал различные небылицы. При этом персонаж характеризуется автором как общительный, особенно любит он общаться с женщинами. В 55 лет слуга Обломова берет в жены кухарку Анисью.
Отношения Захара с Обломовым
Характеристика Захара в романе «Обломов» лучше всего проявляется через его взаимоотношения с хозяином. Слуга прекрасно знал, какие достоинства и недостатки присущи его хозяину. Иногда персонаж может поспорить с Обломовым. Захар любит и поворчать по любому поводу, например, когда барин вынуждает его покинуть лежанку. В обязанности слуги входят следующие дела:
- причесывать, мыть и одевать хозяина;
- чистить одежду и обувь Ильи Ильича;
- делать уборку в доме;
- подогревать самовар.
Персонаж терпеливо сносит капризы Ильи Ильича, считая их проявлением барской воли, и не видит себя ни в какой другой роли. Он действительно не мог бы быть, например, мастеровым, так как давно деградировал и не владел никакими навыками.
Трагедия Захара заключается в том, что даже если он захотел бы изменить свою жизнь, отойдя от «обломовщины», то не смог бы. В свою очередь, Илья Ильич так привык к своему лакею, что держал его постоянно рядом. Без слуги Обломов чувствовал себя беспомощным и был даже не в состоянии одеться для выезда.
Идейно-композиционный статус образа Захара заключается в том, чтобы показать читателю неприятные обломовские черты через подражание слуги. Гончаров дает понять, что человеческие пороки «заразны» и этим вдвойне губительны. Привязанные друг к другу люди со временем начинают перенимать привычки друг друга. Ничем хорошим это окончиться не может. Между хозяином и слугой много общего. После смерти Обломова судьба его слуги тоже заканчивается плачевно.
Сравнительная характеристика различий Захара и Обломова:
Захар | Илья Ильич |
Дремуч, необразован, не умеет даже писать. | Получил хорошее образование |
Грубый, жесткий, ворчливый | Честен, совестлив, мягкосердечен |
Отсутствие интереса ко всему | Мечтательность, увлечение идеями |
Вынужден выполнять домашнюю работу по долгу службы | Полное отсутствие самостоятельности и бытовых навыков |
Покровительственно относится к хозяину, как к малому ребенку | Считает, что безраздельно правит своим слугой |
После того, как Обломов умер, его преданный слуга все еще чувствует связь со своим хозяином и не хочет удаляться от его могилы. Вот почему Захар отказывается от предложения жить в доме Штольца.
Образ этого второстепенного героя символизирует собой старинную Обломовку с ее архаичными устоями и взглядами на мир. За неряшливой внешностью и леностью Захара скрывается его тоска по прежним временам, когда барское поместье процветало и жило спокойной, размеренной, «райской» жизнью. Но, увы, время неумолимо. Усадьба, скорее всего, перейдет после смерти хозяина в руки его подросшего сына и уже никогда не будет прежней.