Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Классическая комедия «Недоросль» Недоросль

Классическая комедия «Недоросль» — это литература 8-го класса. Школьник должен осознать и прочувствовать проблему воспитания в комедии «Недоросль». Юноша, который понял положение недотепы Митрофана, не позволит себе лениться или относится к учебе несерьезно. Он понимает — глупым быть стыдно.

Актуальность темы произведения

Вечный вопрос воспитания в пьесе выходит на первое место.

Д. И. Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 1792 году. С тех пор слово стало именем нарицательным для глупых, грубых и аморальных людей. Тема произведения — необразованность помещиков в царской России, которые могли унижать крестьян, считая их людьми низшего сорта.

Истинный гражданин — человек, имеющий не только ясный ум и хорошее образование, но и обладающий высокими морально-этическими качествами. Главные герои — супруги Простаковы абсолютно невежественны, и сын их растет таким же.

В те времена, а именно в период царствования Екатерины 2, существительное «недоросль» означало лицо без должного образования. Необразованный мужчина не мог получить чин или пойти на службу.

Митрофан — сын Простаковых

Митрофан — сын Простаковых — не любит ни учебы, ни труда. Юноша желает обрести и чин, и жену, но при этом не хочет прикладывать усилия. Даже если в будущем он и получит какие-либо знания, он останется недорослем. Общий уровень его воспитания и культуры речи ниже, чем у крестьян.

Актуальность работы Фонвизина заключается в том, что комедия поднимает вопрос воспитания и образования детей. Родители взращивают молодое поколение не для себя, а для служения обществу. Вечный вопрос воспитания остро стоит и в современном мире. Отцы не являются в большинстве случаев авторитетами для сыновей.

Сюжет пьесы

Писатель был озадачен проблемой невежества на Родине. Сюжет его комедии построен так, чтобы читатель понимал абсурдность поведения Митрофанушки, видел корни проблемы.

Вся пьеса состоит из 5 действий, что соответствует требованием поэтики Аристотеля. Сюжет развивается линейно. В начале произведения писатель знакомит читателя с героями, во второй и третьей частях сюжет закручивается. В 5 действии конфликты благополучно разрешаются.

Что происходит в каждой части:

Родители Митрофана узнают, что Софья — сирота

  1. Родители Митрофана узнают, что Софья — сирота, живущая в их имении, получила наследство. Госпожа Простакова резко меняет свое отношение к девушке и мечтает женить на ней своего необразованного малолетнего сына.
  2. Во второй части читатель вникает в важный диалог. Правдин делится своими мыслями с другом Милоном — он хочет наказать Простаковых за грубость и отсылает бумагу в столицу. Тот, в свою очередь, рассказывает о своей любви к Софье. Молодые люди в конце 2 действия встречаются.
  3. Учителя Митрофана жалуются друг другу, что их ученик бестолков. Он не может обучиться ни одной науке. Мать потакает слабостям сына, но просит хотя бы для вида заниматься.
  4. Дядя Софьи говорит со своей племянницей, и узнав, что они с Милоном хотят пожениться, благословляет пару. Простакова злится на Стародума и разрабатывает план по похищению девушки.
  5. В финальном эпизоде Простаковой читают приказ, согласно которому и все имение, и крепостные переходят под опеку государства. Женщина падает в обморок от отчаяния. Митрофан соглашается пойти на военную службу.

Интересный вывод можно сделать из последнего действия. Чрезмерная любовь матери не вызывает в сыне благодарности к ней или уважения. Митрофан в конце 5 действия грубо отстраняется от матери и идет служить солдатом.

Аргументы к сочинению

Чтобы сдать ЕГЭ, нужно полностью прочитать произведение Д. Фонвизина «Недоросль». Аргументы к сочинению можно найти почти в каждой строке пьесы. Факты и краткие цитаты необходимы для раскрытия темы воспитания.

Вот примеры аргументов для сочинения:

Госпожа Простакова

  1. Неправильное миросозерцание и глупость Простаковой раскрыты через отношение ее к своим подчиненным. Она выражает в своих словах только надменность, корыстолюбие и гнев. Наиболее очевидный аргумент — униженность и безволие старой Еремеевны. Когда служанку спрашивают о ее жаловании, она признается что получает: «по 5 рублей на год, да по 5 пощечин на день». Но деваться ей некуда.
  2. Своему сыну Митрофану мать показывает весьма дурной пример своим поведением. Ведь не знать немецкого языка или арифметики — это полбеды. Но вести себя с другими людьми как с животными непростительно дворянину. А его мать бьет кулаками мужа: «Лишь стану засыпать, то и вижу, как ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль тебя стало… «.
  3. Обманщик Вральман и сам ничего не знает, и не передать ему нечего. Но в разговоре со Стародумом он восклицает: «Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками». Даже необразованный конюх видит, насколько низка мать Митрофана.

Образ Стародума положительный. В конце он пытается образумить Простакову:

Знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом.

Здесь дядя Софьи — пример настоящего дворянина. В нем есть честность, правдивость, он высокообразован и умеет прощать.

Конфликты в произведении

В произведении «Недоросль» проблема воспитания раскрыта не только через насмешку автора над глупым семейством Простаковых, но и через открытый конфликт героев из-за Софьи. Госпоже Простаковой нечем привлечь девушку. Все что она может — применить силу.

Но, конечно, ее затея потерпела крах. Софья выдают за того, с кем она равна по уму и достоинству — Милона. Автор показал на примере: конечный итог невежества и грубости — отверженность обществом.

Софья и Милон

Но конфликт из-за Софьи второстепенный. Основной — противопоставление идей старого общества и идеализм Стародума и Правдина. Эти 2 героя — представители более просвещенного и гуманного дворянства.

Судьба госпожи Простаковой неслучайна, она заслужила свое наказание. «Вот злонравия достойные плоды» — кратко заканчивает Фонвизин свое повествование.

Воспитание современной молодежи

Пьеса Фонвизина «Недоросль» поднимает важный вопрос — как воспитать гражданина для общества. Человек сам должен трудиться над своим воспитанием — желание учиться первостепенно, но роль учителей не менее важна. Однако необразованная мать Митрофана не могла найти для сына достойных педагогов.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» основополагающая. Д. Фонвизин желает, чтобы читатель задумался — уместно ли давление на индивида, или он волен поступать в соответствии с собственной волей?

Во время прочтения пьесы человек открыто смеется; его душа должна раскрываться, расти. Учиться надо хотеть самому. Взрослым нужно привить детям желание обучаться.

В комедии Аристофана «Облака» также поставлена проблема воспитания юного поколения. Здесь учитель сам Сократ. Он обучает софистике, но не дает морального воспитания. Обучение должно развивать и знания, и духовные качества — в этом абсолютно уверен Д. И. Фонвизин.

Сейчас образование доступно всем, но оно информационное, материальное. Моральным качествам, этике общения молодых людей не учат. И произведение «Недоросль» в связи с этим в современном цифровом мире тоже актуально.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector