Николай Некрасов описал в своей знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян, на долю которых выпали трудности послереформенного времени в стране. После отмены крепостного права простые мужики задумались: кто же счастлив в нынешней России — помещик, купец, поп или царь? Характеристика образов крестьян хорошо поможет в подготовке к урокам литературы в 10 классе и в написании сочинений по поэме.
Задумка творца
Когда Николай Некрасов начинал написание «Кому на Руси жить хорошо», он мечтал создать большое произведение, в котором смог бы изложить все свои познания о крестьянах, собранных им в течение жизни. С ранних лет перед глазами писателя проходили беды простого люда, потому что его отец сам был помещиком и держал крепостных. Именно детские переживания и впечатления подтолкнули Некрасова к изучению многострадальной судьбы народа в последующие годы.
Поэт замечал тяжелый труд крепостных, их личные беды и вместе с тем непоколебимую духовную силу. Благодаря его внимательности образы крестьян в произведении получились настолько правдоподобными и живыми, словно автор лично был знаком с каждым из них.
Хоть в поэме присутствует очень много крестьянских образов, все они показаны живо и разнообразно.
Главные герои
Центральные герои произведения — это семеро мужиков, которые путешествуют по российским селениям в поисках ответа на вопрос, кому же сладко живется на Руси. Они спрашивают о счастье у встречавшихся на их пути людях. Семерых героев, вокруг которых развивается сюжет, зовут:
- Роман;
- Демьян;
- Лука;
- братья Губины — Иван и Митродор;
- старик Пахом;
- Пров.
Для поэмы важны не только характеристики образов крестьян, которые ищут правды, но и в целом те идеи, что они выражают. Без них бы сюжет был неполноценным. При этом писатель наделяет каждого из персонажей именем, родным селом, определенными чертами внешности и характера. Но даже мнение крестьян, несмотря на целостность их образа, отличается. Каждый из них настолько отстаивает свои взгляды, что готов вступить ради них в драку.
Но в целом образ мужчин групповой, поэтому наиболее заметными в нем являются те черты, что характерны для любого крестьянина. Это упрямый нрав, стремление к правде и любознательность.
Хоть Некрасов хорошо относился к крестьянам, он не приукрашал их, не пытался скрыть их пороки. Основным недостатком этих людей было пьянство. Необразованность простых мужиков никак не делала их хуже. Они были весьма добродушными и совестливыми людьми. Крестьяне скромные, они не превозносят себя выше остальных.
Во время своего путешествия правдоискатели встречают людей других сословий — попа, помещика и дворянина. Однако другие персонажи лишь помогают более точно раскрыть тему произведения — описание жизни крестьянства сразу после проведения реформы.
Свободолюбивые люди
В стихотворении присутствует несколько массовых сцен — ярмарка, пир и дорога, по которой идет народ. В этих эпизодах Николай Алексеевич рисует крестьян как единую силу. Они одинаково думают и говорят. При этом среди всех представителей когда-то невольного класса можно выделить честный народ, высоко ценящий свою свободу, и холопов. К первым относятся такие яркие персонажи, как Ермил Гирин, Трофим, Яким Нагой и Агап.
Яким представляет самых бедных крестьян. Мужчина всю жизнь трудился «до потери сознания», но все равно не смог обзавестись хоть каким-то достатком. Когда-то давно герой жил в Петербурге, где подружился с купцом. Из-за этой связи Яким оказался в тюрьме, вышел оттуда худой и несчастный и отправился в деревню пахать землю.
Яким заступается за своих соотечественников. По его мнению, никакой хмель не одолеет русских мужчин, поэтому не стоит обвинять их в пьянстве, ведь основная часть крестьян честно работает. Бедность простых людей вызвана не пристрастием к алкоголю, а тяжелой работой на «дольщика». Многогранность персонажа проявляется во время пожара. Яким вместе с женой первым делом спасают картины и иконы, а не деньги. Для них важнее вера. Яким отличается любовью к правде, трудолюбием и мечтами об улучшении качества жизни.
Агап и Трофим в какой-то степени дополняют образ Якима.
В этих персонажах было выделено по одной главной черте:
- Агап — правдолюбец. Во время организации представления для князя Утятина один лишь он отказывается участвовать в задуманном каламбуре. Когда его заставили повиноваться, он умер наутро. Для Агапа было проще умереть, чем снова почувствовать на себе чью-то силу, превосходство. Он не хотел, чтобы на него вновь повесили ярмо крепостного.
- Трофим отображает бесконечную силу, терпение и целеустремленность россиян. Однажды герой снес 14 пудов, а затем обессиленный вернулся домой.
Ермил Гирин был наделен Некрасовым такими чертами, как ум и честность. За это его выбрали бургомистром деревни. Он был открытым человеком и, однажды оступившись, не смог жить во лжи, поэтому решил понести покаяние перед окружающими людьми.
Однако добросовестность и любовь к односельчанам не принесли ему счастья — у Ермила трагическая судьба. На момент описываемых в поэме событий он сидит в тюрьме — этим обернулась для него попытка помочь бунтующим.
Матрена и Савелий
Крестьянская жизнь в произведении не была бы полностью отображена без судьбы и характера настоящей русской женщины. Девичья судьба раскрывается в образе Матрены Тимофеевны. Крестьянка была красивой, со смуглой кожей и суровым нравом. Женщина поведала историю своей жизни, из которой стало понятно, что счастливой она только была, пока девчушкой жила у отца и матери. Самостоятельность была не слишком радужной — тяжкий ежедневный труд наравне с мужчинами, упреки родни и смерть первого ребенка.
На повествование о судьбе Матрены Некрасов выделил целых девять глав — это гораздо больше, чем было отведено на рассказы о жизни других персонажей поэмы. Эта деталь лишний раз акцентирует внимание на его любви и хорошем отношении к простой деревенской женщине. Матрена Тимофеевна поражает читателя своей силой и духовной стойкостью. Она хорошо держится после всех ударов судьбы и даже теперь способна встать на защиту родных: спасает мужа от армии и ложится под розги вместо своего ребенка.
Женский образ в произведении отображает душу народа — многострадальную, терпеливую. Потому и наполнена история Матрены множеством песен. В пении женщина изливает свою печаль.
Помимо Матрены в произведении присутствует и другой интересный персонаж — образ русского богатыря Савелия. Мужчина доживал последние годы своей жизни (он скончался в 107 лет) в семье Матрены. Он не раз задавался вопросом, куда же подевалась его мощь. Все жизненные силы ушли под розгами и палками, были потрачены во время тяжелой работы на немца и окончательно иссякли на каторге. В образе Савелия отображается трагичная доля русского крестьянина, богатыря по натуре, который ведет абсолютно неподходящую для него жизнь.
Мужчина, несмотря на все трудности, не озлобился на мир и людей. Савелий был мудрым, а также добрым и ласковым со всеми слабыми и бесправными.
Он всегда заступался за Матрену. В этом персонаже показывается религиозность народа, который ищет помощь в вере.
Холопы в произведении
В поэме присутствовали и другие крестьяне — холопы. Многие годы неволи изувечили души некоторых людей. Они во время жизни под помещиком привыкли подчиняться и теперь не представляют своего существования без управляющего их судьбами. Примером таких характеров выступают Ипат, Яков и староста Клим.
Ипат — гротескный образ преданного холопа, барского лакея. Он был верен своему помещику даже после отмены крепостничества. В разговоре с путниками он хвастался поступкам барина по отношению к нему, тот:
- собственноручно запрягал его в тележку;
- искупал Ипата в ледяной проруби;
- спас от голодной смерти, хотя сам ранее на нее же обрек.
Ипат воспринимал все эти поступки как благие дела. У путешественников это вызвало смех.
Образ верного Якова был введен, чтобы показать, насколько сильно въелось раболепие в сердца крестьян. Мужчина долгие годы живет у жестокого помещика. Он потратил всю жизнь на выполнение капризов своего хозяина.
Это хорошо передается цитатой из произведения:
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать.
Яков служил своему помещику до самой его старости, смотрел за ним во время болезни.
Однако барин в награду за верную службу отдал его племянника в рекруты. Тогда у Якова открылись глаза, и он осознал, каково было отношение помещика к нему. В этот момент автор показал, как даже покорный мужик может проявлять свой характер. Яков понимал такое решение хозяина, хоть и осуждал его. Ему было трудно пойти против помещика. Всю свою жизнь он доказывал преданность ему, но затем понял, что так и не смог заслужить даже каплю внимания и уважения.
Яков решает вывезти обессиленного хозяина в лес и покончить с жизнью у него на глазах. Этот эпизод трагичен, но именно он помогает осознать, насколько же сильно рабское мышление засело в умах крестьян.
Клим стал начальником благодаря снисхождению князя Утятина. Он был ленивым, но когда его выделил хозяин, мужчина расцвел от чувства собственной важности, хоть и стал неважным управленцем. Роль Клима в поэме Некрасова — показать, как страшен вчерашний холоп, который дорвался до власти. Этот тип людей один из самых отвратительных. Но обмануть честное крестьянское сердце непросто, поэтому теперь в деревне старосту больше презирают за его поведение, а не боятся.
В произведении Николай Алексеевич отобразил жизнь простого народа после проведения реформы 1861 года. Из разнообразных образов русских крестьян в поэме получилась полноценная картина народа как могучей силы, что начала осознавать свое величие. Николай Некрасов описывал в «Кому на Руси жить хорошо» и рабов, и холопов, и иуд. Но в то же время встречались в произведении верные, храбрые, свободолюбивые богатыри.
Поэт понимал, что теперь перед людьми открылись новые горизонты, а значит, их ожидает счастливая жизнь, однако не стоит бояться отстаивать свои права и мнение.