Михаил Юрьевич Лермонтов создавал свои бессмертные литературные произведения в период бурного расцвета русской классической литературы начала девятнадцатого века. Анализ основных тем и мотивов лирики Лермонтова позволит лучше узнать творчество автора и понять мысли, которые он стремился выразить в своих вольнолюбивых и поразительно мудрых стихотворениях.
Периодизация творчества
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но насыщенную жизнь. Будущий поэт родился 15 октября 1814 года. Он посвятил свою жизнь военному делу. Однако занятия литературой занимали все его свободное время. Скверный характер молодого корнета был причиной частых конфликтов с людьми из его окружения. Один из таких конфликтов, переросший в дуэль, стал причиной трагической смерти поэта. 27 июля 1841 года он был убит Николаем Мартыновым, бывшим товарищем по юнкерской школе и офицером в отставке.
Лермонтов оставил после себя огромное литературное наследие. Он жил и творил в период непростой политической обстановки в стране. В его поэзии воплотилась квинтэссенция общественной мысли того времени, сочетающая в себе стремление быть услышанным, тягу к свободе и борьбу за права человека.
В. Г. Белинский, занимавшийся исследованием лирики Лермонтова, условно разделил его творчество на три основных этапа:
- ранний «юношеский» период (1828−1831);
- срединный «петербургский» период (1832−1836);
- финальный «кавказский» период (1837−1841).
Начало творчества свободолюбивого поэта совпадает с периодом становления его личности. Литературные сочинения юного Лермонтова наполнены максималистскими размышлениями. В них прослеживаются темы добра и зла, божественного и человеческого, правды и лжи.
Своим идейным вдохновителем он считает английского поэта Джорджа Гордона Байрона, известного романтической лирикой, полной восточных героических приключений. Молодой Лермонтов не только переводил произведения английского классика, но и пытался скопировать его систему поэтических образов и лирических героев в своих работах.
С течением времени собственный литературный гений Лермонтова крепнет, его лирика обретает уникальные черты. Начальный период творчества завершается созданием стихотворений «Нет, я не Байрон, я другой» (1832), «Молитва» (1829) и «Парус» (1832). К произведениям первого периода относятся поэмы «Кавказский пленник» (1828) и «Измаил-бей» (1832), несколько театральных драм и более двухсот стихотворений.
Срединный период творчества литератора отмечен стремлением к поиску и развитию собственных тем. В это время Лермонтов почти не писал коротких стихов. Он работал над драмой в четырех действиях «Маскарад» (1836) и социально-психологическим романом «Княгиня Лиговская» (1836). Последний так и остался незавершенным.
Одним из первых произведений, написанных в рамках финального этапа творчества М. Ю. Лермонтова, считается стихотворение «Смерть поэта» (1837). Творчество этого периода отличается высокой эмоциональной зрелостью. Автор словно осознает свое истинное предназначение и отстраняется от лирического героя, отказывается от избыточной эмоциональности и автобиографичности. На первый план выходит не образность, а сюжет. В этот период рождаются:
- лирико-психологический роман «Герой нашего времени» (1840);
- поэмы «Мцыри» (1838) и «Песнь о купце Калашникове» (1838);
- стихотворения «Не верь себе» (1839), «Из Гете» (1840), «Я к вам пишу…» (1840), «Утес» (1841), «Пророк» (1841) и т. д.
Философская лирика
Ведущий мотив философской лирики Лермонтова — мотив одиночества. Автор не страдает от недостатка женской любви, его гнетет душевное сиротство. Одним из наиболее запоминающихся символов творчества поэта является образ паруса из одноименного стихотворения. Лирический герой Лермонтова отличается мятущимся характером, страдает от неспособности обрести покой, в котором он отчаянно нуждается.
В стихотворениях, написанных в последние годы жизни, мотив одиночества перерождается в мотив тотальной отчужденности от мира. Автор больше не ищет одобрения людей или Бога, он отстраненно наблюдает за происходящим («Дума» (1838)).
Богоборческие мотивы в поэзии Лермонтова рождаются не из мнимого атеизма литератора. Наоборот, лирический герой автора подсознательно религиозен. Он тянется к светлому, божественному началу, но не чувствует себя довольно правильным и святым для того, чтобы его возлюбил Бог. Эта борьба проявляется в стихотворении «Я не для ангелов и рая» (1831).
Другие мотивы, характе́рные для философской лирики автора — отчаяние, тоска по ушедшему прошлому и неверие в благоприятное будущее. Все эти эмоции встречаются в стихотворении «Не думай» (1830).
Перечисляя основные мотивы Лермонтова в его поэзии, невозможно не упомянуть тему тюрьмы и ограничения свободы. Их можно встретить в стихотворениях «Пленный рыцарь» (1840), «Соседка» (1839), «Желание» (1832) и в поэме «Мцыри» (1839). Больше физической несвободы Лермонтов страшится духовного узничества и запрета на высказывание своих собственных мыслей.
Вольность и вспыльчивый характер неоднократно ставили Лермонтова в дурное положение. Один раз он чуть не оказался в тюрьме за стихотворение «Смерть поэта» (1837), являющегося символической эпитафией А. С. Пушкину. Автор избежал заключения лишь благодаря вмешательству В. А. Жуковского, который вступился за молодого поэта. Вместо тюрьмы Лермонтов отправился в ссылку на Кавказ.
Любовь в творчестве поэта
Тема любви и отношений — еще один основной мотив творчества Лермонтова. Стихотворения, объединенные этой темой, драматичны. Метания лирического героя вызваны личными неудачами, случавшимися в жизни поэта. М. Ю. Лермонтов не жаловался на отсутствие женского внимания и считался сердцеедом. Однако в его жизни не было отношений, которые подарили бы покой его израненной душе.
Ни один доклад или реферат по литературе, в котором рассказывается о любовной лирике Лермонтова, не обходится без упоминания самой важной женщины его жизни. Ею была Варвара Александровна Лопухина, с которой он познакомился в 1831 году. Они сильно любили друг друга и даже хотели пожениться. Однако семья девушки была категорически против возможного брака с молодым литератором. Варвара Александровна вышла замуж за другого мужчину, но она не переставала любить поэта до самой смерти.
В. А. Лопухиной было посвящено множество стихов, главными из которых принято считать «К Л.» (1831), «Валерик» (1840), «Она не гордой красотою» (1832) и т. д. Стихотворения, рассказывающие об этой любви, пронизаны светлым мотивом грусти.
В произведениях, адресованных другой любви Лермонтова, Наталье Ивановой, прослеживаются совсем иные мотивы. Краткие отношения литератора и Натальи закончились изменой женщины. Факт неверности стал причиной серьезной обиды Лермонтова. Тематика стихотворений «Ивановского цикла» — ревность и жажда мщения («Я не унижусь пред тобою» (1832)).
Кроме того, в любовной поэзии Лермонтова присутствуют мотивы:
- неразделенных чувств;
- мятущейся природы, отражающей переживания лирического героя;
- вечности и разлуки;
- долгой дороги к недостижимой цели и т. д.
Гражданские и политические мотивы
Тема родины и патриотизма является сквозным лейтмотивом лирики Лермонтова. Он жил в сложный исторический период и был свидетелем событий, развернувшихся в стране после восстания декабристов 1825 года. Поэт не являлся непосредственным участником восстания в силу юного возраста. Но он сочувствовал идеям, которые пропагандировали декабристы, и осознавал несправедливость царского самодержавия.
Стих «Жалобы турка» (1829) содержит в себе мотивы неприятия рабства и непререкаемой свободы человеческой воли. Патриотический дух поэта и его гражданские принципы, несломленные государственными репрессиями, можно наблюдать в произведениях «10 июля» (1830) и «Новгород» (1830).
Прославляя могучую силу духа, М. Ю. Лермонтов пишет «Бородино» (1837), основной темой которого является война с Наполеоном. Французский полководец выступает в роли вероломного захватчика, потерпевшего крах при наступлении на святую русскую землю. Истинным героем стихотворения оказывается собирательный образ народа.
Мотив любви к родине в лирике Лермонтова имеет и другое, менее пафосное звучание. К примеру, в стихотворении «Монолог» (1829) тема гражданского долга перед отечеством стирается под гнетом трагических мыслей автора, считающего, что проблема поколения заключается не только в его представителях, но и в само́й стране, утратившей былое величие.
С течением времени сообщение, которое автор стремится передать потомкам, обретает конкретное звучание. Мотивы философской и гражданской лирики литератора постепенно смешиваются, он пишет кратко, но метко, печально реагируя на окружающую его действительность. Апогеем творчества Лермонтова являются стихотворения «Дума» (1838), «Прощай…» (1840) и «Первое января» (1840).
Эти поэтические монологи становятся размышлениями на тему будущего. Они содержат в себе мотивы внутренней опустошенности и тотального неверия в благоприятный исход николаевской России.
По словам В. Г. Белинского, весь пафос лермонтовской поэзии заключен в поиске ответа на вопрос о том, какую плату несет человек за свободу и вольнодумие. По мнению критика, вольнолюбивая лирика Лермонтова выходит из самой глубины его оскорбленного духа, она словно написана кровью и пропитана страданиями. Благодаря бесспорному литературному таланту, Лермонтову удалось превратить свои глубокие внутренние переживания в нечто прекрасное — свою поэзию, которая откликается в сердцах многих людей.