Рассказ «Конь с розовой гривой»: анализ произведения

Конь с розовой гривой Сочинения

Анализ произведения «Конь с розовой гривой» поможет понять его суть, смысл, замысел автора. Этот рассказ В. Астафьева впервые был опубликован в 1963 г., а в 1968 г. был официально включён в книгу «Последний поклон» (1957−1967) — автобиографический цикл писателя, где описывается его детство в деревне. Из рассказа, как и из всего цикла, можно многое узнать о быте односельчан Астафьева, в частности, и о сельской жизни того времени в целом.

Сюжет произведения

Проблематика рассказа Конь с розовой гривой

Автор ведет повествование о своем детстве с точки зрения ребёнка: мальчик растёт в сибирской деревне, его воспитанием занимается только бабушка — женщина строгая, воспитывающая не только внука, но и безалаберную соседку. На героя также оказывают влияние и соседские дети, его друзья. Это и становится причиной конфликта произведения.

Сюжет рассказа таков. Бабушка отправляет внука в лес за земляникой, которую потом планирует продать, чтобы на вырученные деньги купить пряник в виде коня, которого сам рассказчик называет «конь-огонь».

Для деревенского мальчишки получение такого подарка — целое событие, ведь обычно в селе едят только то, что вырастили сами. Такой пряник — не просто вкусное лакомство, но и нечто статусное, ведь за возможность откусить от него или лизнуть его компания сверстников готова на что угодно: «вокруг тебя так и ластятся, и в чижа первого бить дают, и из рогатки стрельнуть» (цитата восторженных мыслей мальчика). А чтобы это получить, нужно всего лишь набрать туесок земляники.

Далее события развиваются следующим образом:

Анализ произведения Конь с розовой гривой

  • Герой с приятелями идёт в лес и почти набирает нужное количество ягод, но слово за слово, и вот он поддаётся поддразниваниям друзей и отдаёт им ягоды, чтобы его не называли трусом, боящимся бабушки. Затем компания веселится и расходится только вечером, когда набрать нужное количество земляники уже невозможно.
  • Мальчик начинает жалеть о том, что поддался ребятам, потому что теперь он не только придёт домой с пустыми руками, но и не получит заветный пряник. Ему подсказывают обмануть бабушку: заполнить туесок травой, только сверху закрыть земляникой, словно он полон. От отчаяния мальчик так и делает.
  • Так одна ошибка героя приводит к тому, что ему приходится поступать не по совести и дальше: врать бабушке, а затем воровать у неё калачи, чтобы отдать их соседу за молчание. Чем дальше, тем больше он жалеет о случившемся, его мучает совесть, он почти готов признаться во всём бабушке и получить заслуженное наказание. Но бабушка уже спит, и мальчик откладывает признание до утра.
  • На следующий день герой не успевает раскаяться, и обман раскрывается уже без его участия. Мальчик до позднего вечера прячется от бабушки, но наказание неизбежно, вернуться домой всё-таки приходится. Он жалеет обо всём: и о проступке, и о последующем обмане, и о том, что не раскаялся вовремя. На помощь приходит дедушка, который вернулся домой именно в тот день: он защищает героя перед бабушкой, благодаря чему та смягчается.

На смягчение наказания повлияло и то, что мальчик действительно раскаивался, это было заметно. Бабушка отругала его, но не стала наказывать, к тому же пряник всё-таки вручила — как напоминание об этом случае.

Проблематика рассказа

В завершение автор делает вывод: он усвоил жизненный урок. Прошло много лет, бабушки уже давно нет, а он помнит этого коня с розовой гривой — его личный символ прощения за раскаяние в своём проступке, вынесенный в название.

Рассказ проходят в 6 классе, когда ученики близки по возрасту к его герою и могут из случившегося с ним вынести урок для себя. Им довольно просто поставить себя на место персонажа:

  • рассказ написан от первого лица;
  • события анализируются с точки зрения ребёнка, без поучающего взрослого тона;
  • используется разговорная лексика, во многом разбавленная диалектными словами: создаётся впечатление, будто сам мальчик-герой рассказывает свою историю, случившуюся с ним вчера, а не взрослый человек вспоминает далёкое детство.

Герой признался в содеянном не сразу, подвёл этим бабушку, но та простила его, и дело было не только в её великодушии, но и в видимом раскаянии мальчика.

В рассказе поднимается тема ответственности за свои поступки, способность отвечать за свои ошибки (с точки зрения главного героя) и прощать за них других (с точки зрения бабушки).

После прохождения произведения на уроке школьники могут написать сочинение, где выскажут свои мысли и поделятся своими впечатлениями от прочитанного.

А также учитель может предложить подготовить иллюстрации к наиболее понравившимся отрывкам из текста.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector