Анализ лирического стихотворения Жуковского «Море»

Стихотворение Жуковского «Море» Анализ стихотворений

Жуковский В. А. — поэт, критик, переводчик, основоположник романтического направления в русской литературе. Автор текста гимна Российского государства в 1833 году. Стихотворение «Море» было создано в 1822 году. В то время писатель уже был принят в литературных кругах. При изучении и анализе стихотворения Жуковского о море следует отметить, что лирическое произведение посвящено красоте водной стихии и написано как элегия — это любимый жанр великого классика.

Лирическое произведение о море

Элегия — это вид поэзии, несущий в себе печальные переживания, разочарование. Для романтизма это предпочтительный жанр, потому что он позволяет донести сокровенные и личные размышления, философские идеи о смысле жизни, о чувствах, основанные на любовании природой. Такое литературное произведение и представляет собой «Море».

История создания

Поэт Жуковский

В годы, когда было написано это стихотворение, Жуковский уже прошёл своё становление как поэт. Он был уже довольно зрелым литературным деятелем. Ранее его работы создавались в духе сентиментализма, теперь его творчество тяготеет к романтизму. Это была общероссийская тенденция для писателей и поэтов в первые десятилетия XIX века.

Автор использует множество метафор, обогащая этим слог и содержание художественного произведения:

  • «Ты дышишь смятенной любовью».
  • «Наполнено тревожною думой».
  • «Небом любуясь, дрожишь за него».

У Василия Жуковского море безмолвно, оно окрашено в чудесный лазурный цвет. Над небом где-то вдалеке светлые небеса. Жизнь морской стихии у поэта — это тайна. Тучи над водами бывают тёмными.

Поводом для написания элегии о море стало нежное чувство, которое Василий Андреевич испытывал к некой Протасовой Марии, но у его любви не было будущего. Мать девушки была для поэта кузиной.

Основные герои элегии

Стихотворение является программным для 9 класса, в нём изображается прекрасное море и могущество его просторов. Основные персонажи — это морская стихия и лирический герой. Для того чтобы проиллюстрировать водную гладь со всех сторон, поэт в одной элегии рисует динамичные морские картины и статичные. Лирический герой — это взрослый сформировавшийся человек, который может правильно воспринимать природу, с морем ведёт беседу, как с близким другом. Нахождение возле морского берега дарит персонажу множество положительных эмоций. Он «очарован над бездной».

В начале стихотворения море молчит. Взору героя произведения приятна загадочная лазурь воды. Особенность в том, что молодой человек убеждён, будто солёная стихия живая, для него море содержит в себе «тревожную думу». По сюжету герой Жуковского вопрошает к водным просторам, чтобы ему открылись его секреты, тайны, которые надёжно сокрыты от всех посторонних. Он знает, что морская гладь и её волны стремятся и тяготеют к небосводу.

Бескрайние воды сливаются в едино со светлой лазурью неба, море пропитано сиянием небесной выси. Единство морского простора и неба нарушено тёмными тучами. Они хотят забрать у солёных вод небо, но море не намерено сдаваться без сражения.

Морская стихия в стихотворении

Стихотворение о море — это определение «картины души» лирического героя. В строках произведения непрерывно идёт пересечение мира водной стихии и мира людского — то есть настроение и мировосприятие персонажа Жуковского. Автор рисует психологический портрет, изображает переживания и размышления молодого человека с помощью природы. Море одушевляется поэтом, каково представлено неким живым организмом.

У морской стихии есть душа

Создаётся впечатление, будто персонаж произведения вступает в разговор с умным и восприимчивым собеседником, возможно, с кем-то родным, а, может быть, с загадочным незнакомцем. Романтик-Жуковский убеждён, что у морской стихии есть душа. В литературном направлении романтизм принято считать, что природа наполнена Божественным присутствием, находясь среди природы, возможно беседовать со Всевышним, постичь смысл бытия, познакомиться с Мировой душой.

Для поэта сущность морской воды во многом сходна с сущностью человеческой, где присутствуют тьма и свет, доброта и злоба, радость и печаль. Море также тяготеет ко всему чистому — небесная высь, Бог. Но по сравнению с другими поэтами-романтиками, изображающими эту морскую стихию, Василий Жуковский повествует о том, что море тяготится и утомлено, и оно мятежничает против этого. Так же, как и люди, морская гладь не в состоянии ощущать совершенный покой, её свобода абстракта. По этой причине романтические вопросы о спокойствии и буре у Жуковского приобретают такие любопытные формы.

Разбор литературной работы

В лирике В. А. Жуковского это стихотворение является поэтическим манифестом. Элегию о море особенно отметил Александр Сергеевич Пушкин, который спустя несколько лет создал собственную поэтическую работу с таким же названием.

Исследование поэтического слога

Водная стихия бурно грохочет, завывает, волнуется и одерживает победу над мглой. Потом долго беспокоится, разъярённая боем. Для создания образа штормящего моря поэт использует множество глаголов, добавляющих действия и динамики картине.

В заключительных строках лирический герой вспоминает, как морская вода спокойно любуется небесной высью, а в своих глубинах переживает за неё. Похоже, эта черта натуры моря и привлекает героя. Можно строить предположения, что при помощи метафорических сравнений автор повествует о своих чувствах и отношениях с возлюбленной Протасовой. Морские просторы — это сам поэт, небосвод представляет собой избранницу его сердца.

Жуковский с возлюбленной Протасовой

Композиция литературной работы:

  1. Изображение спокойной морской глади.
  2. Описание бушующего моря.
  3. Обманчивое спокойствие водной стихии.

Литературное произведение созерцательное, проникнуто светлой печалью. Поэт использовал стихотворный размер трёхстопный амфибрахий, стихотворение не связано рифмой, строки объединены неким ритмом. Шум морских волн автор доносит до читателя, используя такой литературный приём, как аллитерация. В определённых строках Жуковский воспроизводит словесные сочетания с буквами «ш» и «ж». Например, «дышишь», «бьёшься», «воешь», «рвёшь и терзаешь», «живо».

Романтизм в стихе

Поэт мастерский рисует картину морской стихии. Создаётся впечатление, что перед глазами солёные волны и слышится их рокот. Пожалуй, море пребывает в неволе, как всё земное. Получить полную свободу невозможно, а несвобода отягощает: «тянет тебя из земныя неволи».

Картина морской стихии

Это чрезвычайно значимая мысль для автора. В романтизме, где присутствует очаровательное, то есть другие миры, каковы прелестны и идеальны, обычная жизнь всегда является мучением, грустью и скорбью, в которой гармония недостижима. Гений только на мгновение приходит на землю, чтобы потом опять умчатся в собственный совершенный мир, который недоступен для земных людей.

У поэта морской простор претерпевает страдания, как и человек. Будничный мир наполнен разочарованием и потерями, он зыбок и непостоянен. Только лишь в небесной выси есть вечное и великое. По этой причине туда стремится море, как и лирический герой стихотворения, желающий разорвать земные оковы. Морская гладь наблюдает за небом, которое «светозарно», страшится его потерять, «дрожит».

Художественное своеобразие

Строй строк стихотворения мелодичен, эмоционален, в нём есть напор и напряжение. Поэт создал гениальную элегию, в которой его искусство набирает необычайную высоту, что описал Александр Пушкин, как «стихов пленительную радость». Тайна мироздания — непостижимая загадка, на которую нет ответа. Элегия содержит в себе исключительную выразительность.

Важны для донесения авторского замысла эпитеты, наполненные символами христианства:

  • «светозарный»;
  • «свет»;
  • «лазурный».

Стих «Море»

Природа живая, слияние с окружающими неизбежно в произведениях поэта. Так, например, морская стихия воссоединяется с небом. Всё подвижно и динамично. Автор отмечает могущество, величие моря. В литературных работах Жуковского человек находится в единстве и согласии с силами стихий. Натура радуется жизни, помогает людям постигать «тайны бытия» — комплексные и вечные философские вопросы интересовали русского классика, вдохновлённого желанием преисполнить смыслом бытие.

Тема «люди и окружающий мир» созвучна теме «люди и природа». Это неотделимо от вечности, от божественного созидания. Поэтому, разумеется, перед натурой преклонялись, перед ней благоговели, что нашло отражение в творчестве Василия Жуковского.

Значение для литературы

Море — это грозная сила, это необъятная стихия, оно «полно жизни»: «томится любовью», наделено «тревожными думами». Для поэта стихия — это некое раздумье над философскими вопросами о цельности бытия человека с бытием общей вселенной. Морская гладь — это бесконечность, неразрешимое нечто, которое прячет собственную таинственную суть — «открой мне глубокую тайну твою».

Поэтическое новаторство лирического произведения «Море» было отмечено русскими критиками и литературными деятелями. Впоследствии, подражая Жуковскому, романтический морской пейзаж изображали множество прославленных российских поэтов. К примеру, Пушкин в одноимённом стихе в 1924 году, Михаил Лермонтов в своём великом «Парусе», Тютчев и другие.

Критик Г. Белинский

Морская стихия даёт возможность поэту донести до читателя собственные чувства и переживания. Как отметил В. Г. Белинский, искусство Жуковского наделено способностью создавать пейзажи натуры, у которых есть своё романтическое существование. Поэт любит природу, она родственная для размышлений лирического героя. Но может ли сравниться земной поэтический язык с чудной природой?

Василий Андреевич Жуковский первым в русской литературе смог изобразить в творчестве яркие восхитительные цвета, запахи и мелодии природы, то есть «предметную», «материальную» прелесть. Натура у поэта наполнена эмоциями и идеями персонажа, который с ней взаимодействует.

Статьи по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector