Неподдельный интерес у любителей любовной лирической литературы вызывает произведение Бунина «Темные аллеи» и характеристика главных героев рассказа. В нем повествуется, как судьба сводит уже немолодых мужчину и женщину в частном гостином дворе, чтобы оживить в их памяти волнующие чувства любви и молодости. Жизни персонажей сложились драматично, потому что настоящая любовь не терпит предательства.
Сюжет произведения «Темные аллеи»
Во двор частной гостиницы въезжает карета с пожилым пассажиром. Мужчина намерен утолить голод и отдохнуть на постоялом дворе, чтобы двигаться дальше к железнодорожной станции. Зовут его Николай Алексеевич, он военный, дворянин. Образованный и уважаемый человек.
Войдя в уютный, чистый и теплый дом, он видит Надежду — хозяйку двора, красивую немолодую женщину. Заводит с ней небрежную беседу, в конце которой выясняется, что владелица гостиницы — любовь его юности.
Их беседа становится неловкой и напряженной. Оказывается, Николай Алексеевич бросил Надежду 30 лет назад. Тогда девушка была крепостной. Она любила его всю жизнь, и не искала счастья с другими мужчинами. Даже спустя годы, не простила его за жестокое предательство. Надя уже не та наивная девочка, а сильная, самостоятельная и умная женщина.
Ошеломленный этой встречей, Николай приказывает запрягать карету, и быстро ретируется, снова оставив Надю в одиночестве. По пути на станцию он представляет жизнь с этой женщиной, и как бы могло сложиться их будущее.
Анализ рассказа
Рассказ входит в сборник «Темные аллеи», который содержит 38 произведений, объединенные одной идеей — главные герои несчастны в любви. Влюбленные люди живут под звездою рока — чувства их исполнены боли и драматизма.
Исключением не стал и одноименный рассказ сборника. Чтобы понять персонажей лучше, можно обратиться к таблице с характеристикой образов действующих лиц рассказа.
Главные персонажи
В «Темных аллеях» Бунина главные герои описаны очень детально, чтобы читатель мог максимально погрузиться в сцену произведения. Писатель мастерски использует этот прием во всех своих работах.
Николай Алексеевич | Портрет персонажа: уже немолодой мужчина, высокого роста, лет 60. Внешность его еще напоминает о былой красоте, но автор описывает его как «стройного старика». Хоть брови его еще черны, но виски и усы — белые. Волосы с проседью, бледная красота лица. Взгляд темных глаз строгий, но уже усталый. У Николая Алексеевича высокий военный чин, о чем говорит и его шинель, и поведение, и внешность. Образ этого персонажа ярко демонстрирует, как складывается судьба человека, который поступает трусливо по отношению к себе и окружающим. Николай был сконфужен встречей. От начала до конца вел себя нерешительно, мужчине было стыдно за свои прошлые поступки, и стыдно за то, что и сейчас он остался таким же трусом. Он пытается быть небрежным, делая вид, что ничего и нет в этой истории, называя ее пошлой. А позже выясняется, что он несчастен в браке. Николай осознает, что Надя — самое лучшее событие его жизни. И все же, неясно — любил ли он Надежду по-настоящему… Автор оставляет этот вопрос на решение читателя. |
Надежда | Портрет персонажа: до сих пор красивая, темноволосая, с черными бровями женщина. Бунин описывает ее как «похожую на цыганку». Она полная, с покатыми плечами, полногрудая, с красивой шеей. Надежда предприимчивая хозяйка ухоженной гостиницы. Дела ведет уверенно и аккуратно. Образ героини очень интересный, и вызывает у читателя уважение. Надя искренняя, прямолинейная, тактичная, но довольно откровенная. Она смело рассказывает о своей жизни и чувствах. До самого конца этой встречи женщина держится гордо и уверенно. |
В рассказе есть три второстепенных персонажа. Описанием их жизней писатель усиливает черты характера главного героя, и показывает, что расплата за прошлые поступки неизбежна.
Второстепенные герои
Несколько кратких цитат довольно емко описывают семью Николая. Интересным является тот факт, что одну из основных фраз рассказа произносит кучер Клим: «…пеняй на себя».
Жена Николая Алексеевича | «…жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя». (Николай о своей супруге). |
Клим — кучер | Клим — деревенский мужик, который подвозит Николая Алексеевича к поезду, рассказывает о Надежде и ее постоялом дворе. «…крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника…» Клим простой, но внимательный. Описывая Надю, как женщину и хозяйку, кучер намекает пассажиру на его слабый характер. |
Сын Николая Алексеевича | О своем ребенке отец отзывается так: «Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести». |
Поражает, как Бунину удается в достаточно коротких произведениях коснуться стольких человеческих чувств и переживаний. Всего три сцены небольшого рассказа раскрывают целый мир бушующих эмоций главных героев «Темных аллей»:
- старик военный оказывается на постоялом дворе;
- волнующая встреча с любовью молодости;
- мысли мужчины, когда он уезжает из гостиницы.
С одной стороны, можно оценить поступок Николая, как подлый. Он легкомысленно разбил сердце юной девушке. С другой стороны, в то время такой мезальянс был априори невозможен. Они оба это знали.
На образе главного героя Иван Бунин демонстрирует принцип бумеранга. После расставания с Надей Николай встретил другую женщину, полюбил ее, и женился на ней, но счастья в этом браке не было. Она предала его так же, как он предал Надежду. Сын его не стал личностью, а лишь огорчал отца дурным поведением. Все в жизни возвращается.
Ирония в том, что, спустя годы главный герой так и не стал смелее. Как и 30 лет назад, он снова струсил, быстро ретировавшись из дома Надежды. А может быть, с его стороны и не было никакой любви? Так, пылкая влюбленность юного парня.
Надежда, безусловно, была влюблена в этого мужчину всю свою жизнь. Она сказала, что не простила его поступок, но до последней секунды стояла у окна и глядела вслед уезжающей карете. Скорее всего, в душе, женщина надеялась, что любимый вернется.
Надежда сделала свой выбор, и прожила жизнь в одиночестве, и горьких воспоминаниях. Любовь, обида и ощущение несправедливости разрывали ее душу, но она была верна своему чувству.
Рассказ повествует о том, что людям стоит больше прислушиваться к себе. Можно уйти от другого человека, но нельзя уйти от себя.
Многогранность и гениальность писателя
Вечная любовь во всех ее проявлениях была вдохновением для Ивана Алексеевича в тяжелые годы Первой мировой войны. В цикле рассказов отражены душевные терзания человека, который стал свидетелем падения красоты, мира и спокойствия.
Бунин удивительно тонко чувствовал человеческие души. Гениальность его произведений — в понимании переживаний женских образов, вышедших из-под мужского пера. Чувственные описания внешности дам дышат эротизмом: «голые колени», «под кофточкой просвечивались груди», «бедра в тонких ажурных чулках» и т. д. Изящно, соблазнительно, но не пошло звучат монологи героинь. Автор мастерски демонстрирует трогательную смелость и решительность влюбленных женщин в рассказах:
- «Муза».
- «Красавица».
- «Натали» и др.
Ознакомившись с отзывами о главной героине повести «Муза», читатель может провести аналогию с Надеждой. Муза Граф была также прямолинейна, откровенна и отважна в своих поступках, и категорична в решениях. Эмоции героев так живы, искренни и сильны, что читатель сопереживает им, полностью погружаясь в картину произведения.
Открыв Википедию, где есть описание биографии Ивана Алексеевича Бунина, можно лишь поражаться, какой насыщенной была жизнь писателя, и «Темные аллеи» — это лишь изысканное украшение целого мира гениальных произведений.