Неповторимый образ украинской ведьмы из произведения Н. В. Гоголя известен всем из фильма 1961 года. В это время режиссер Александр Роу решил переместить книжную героиню в советское кино. Затея удалась: на протяжении более 59 лет его характеристика Солохи из «Вечера на хуторе близ Диканьки» является лучшей среди других трактовок.
Образ Солохи и его интерпретация автором
Точно неизвестно, какой личностью видел Солоху Николай Васильевич Гоголь. В повести автор интерпретирует ее имя как:
- Сокращение от имени Саломея. Последняя была иудейской принцессой. Она станцевала на пиру у Ирода, мужа своей матери Иродиады, за что тот «подарил» ей голову Иоанна Крестителя. Связь между Солохой и Саломеей прослеживается в их недобрых поступках. Но, поскольку ведьма никому смерти не желала, писатель дал ей краткое имя злодейки.
- Ведьма. На украинском языке имя Солоха так и переводится в одном из значений, наряду с русалкой или производным другого имени — Софья, то есть мудрость.
Ведьма и ее поклонники
Гоголевская Солоха предстает перед зрителем и читателем украинкой примерно 40 лет. Она обладает качествами, приобретенными к зрелому возрасту:
- уверенность в себе;
- умение найти с каждым человеком общий язык;
- способность производить впечатление порядочной селянки.
Последний навык позволяет ведунье морочить людям головы, чтобы никто не заподозрил ее в дружбе с потусторонними силами.
Наряду с другими талантами (хитрость, лицемерие и так далее) мать кузнеца Вакулы еще и довольно привлекательна: она сохранила красоту, следит за собой и может обаять сколько угодно мужчин.
Под ее чары попадают другие персонажи «Ночи перед Рождеством»:
- Черт. Пособник женщины по колдовским делам, он обладает хитростью, изобретательностью и коварством вкупе с трусливостью и мстительностью. Одновременно пытается ухаживать за ведьмой и ссорить ее сына с Чубом; в конечном счете ни то, ни другое ему не удается.
- Чуб, отец панночки Оксаны. Это богатый вдовый казак. Он упрям, самоуверен, труслив и не слишком умен. Солоха привлекает его своей обходительностью и зрелой красотой, а он Солоху — богатством, которое она мечтает прибрать к рукам.
- Голова, сельский староста. Любит вести с ведьмой задушевные разговоры.
- Осип Никифорович, дьяк. К Солохе церковный служитель захаживает, когда не занят службой (втайне от жены), потому что ему трудно устоять перед ее чарами.
- Касьян Свербыгуз. Казак, который просто любит вкусно поесть, потому часто и пользуется гостеприимством колдуньи.
Их ведьма привечает не скуки ради (взять, к примеру, казака Чуба). Ей, как женщине, интересно мужское внимание.
Не исключено, что она забирает у каждого по чуточке сил, чтобы вершить свои колдовские дела. Например, красть звезды с неба.
Создание персонажа
Образ ведьмы в фильме немного отличается от книжного аналога. Первый получился более ярким и молодым. У Гоголя же ведьма создана обозначать себя как прожженную хохлушку, дородную и в возрасте.
На съемки киноленты в 1961 году режиссер Александр Роу пригласил Людмилу Хитяеву. 30-летняя актриса привлекла его своей харизмой. До этого она играла волевых и сильных женщин, подобных Солохе, и отлично подходила на роль.
Съемки проходили в марте в г. Кировске Мурманской области. Для фильма реквизиторы быстро построили реалистичные деревенские хаты среди зимнего пейзажа.
Чтобы Людмила не сильно отличалась от книжной героини, гримерам пришлось над ней потрудиться:
- смастерить возрастной грим;
- подложить под одежду ватные жилеты;
- сделать пышные рукава одежды;
- нарядить в монисто и многоярусные бусы.
Актрисе даже пришлось носить многослойные юбки и вжимать шею, чтобы появился второй подбородок, как у полной украинки.
В итоге ведьма получилась, словно на картинке, озорная и совсем не страшная — как раз в духе рождественской сказки.