Образ сада в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Образ вишневого сада в пьесе вишневый сад Вишневый сад

Последним драматургическим творением А. П. Чехова, которое содержит в себе жанровые признаки бытовой драмы, но названо автором лирической комедией, стала пьеса «Вишнёвый сад». Образ сада является ключевым для понимания книги. Через отношение героев к его судьбе и связанные с ним параллели выстраивается идейный концепт произведения. В рамках подготовки к итоговому сочинению необходимо уделить отдельное внимание анализу главного образа.

Смысл названия пьесы

Чаще всего заглавие театральной пьесы выбирается по определённому критерию, соотносимому с текстом. Опираясь на литературную традицию или противоборствуя ей, авторы дают своим произведениям значимые названия:

Образ вишневого сада в пьесе чехова

  1. Раскрытие её содержания и нравственных смыслов («Не в свои сани не садись», «Бедность — не порок» А. Н. Островского).
  2. Указание на место действия произведения или героя («На дне» А. М. Горького, «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Бесприданница» А. Н. Островского).
  3. Содержание в себе символа или ключа к пониманию текста («Гроза» А. Н. Островского, «Синяя птица» М. Метерлинка).

Чехов объединяет разные смысловые пласты, искусно играя и с цветовой символикой, и с условным пространством пьесы, но особенно с читательскими ожиданиями. Место действия — поместье с садом, но пространство сцены будут занимать декорации бальной комнаты, домашнего кабинета, крыльца. Вишнёвый сад станет предметом обсуждения всех героев, однако так и не появится перед глазами, лишь в самом конце пьесы зритель услышит стук топора по дереву.

Первоначально поэтическое название пьесы не будет соответствовать происходящему в жизни героев: в тексте любовь и красивые чувства отходят на задний план, а на переднем находятся будничные проблемы мелких разорившихся дворян, которые всё никак не могут приспособиться к быстротекущей жизни нового столетия. Здесь Чехов использует приём контраста между названием и содержанием пьесы.

Воспоминания о прекрасной жизни

Для старшего поколения героев вишнёвый сад — это воплощение светлого прошлого, дней беззаботной юности, наполненных красотой, счастьем и теплом семейного очага. Например, Раневская часто вспоминает, как ходила по саду, когда была маленькой. Памяти о прошлой жизни предаются и Гаев, и верный слуга Фирс, играющий самонавязанную роль осадчего и хранителя традиций, для которого всё было буквально «позавчера». Вовсе не случайно с продажей имения и отъездом героев заканчивается и жизнь Фирса: этому герою нет места в новой эпохе.

Потерять вишнёвый сад для этих персонажей — это значит утратить детство, мечту, оказаться изгнанными из райского сада. Все они являются «героями-недотёпами», полными несуразности. Они постоянно что-то роняют, забывают или теряют. К ним трудно относиться без доли сочувствия и нежности. Перед глазами читателя предстаёт прообраз детского сада для духовно не созревших персонажей комедии.

Описание вишневого сада в пьесе чехова

Героям кажется, что они цепляются за последние возможности спасти дом детства, но на самом деле изо всех сил стараются удержать в руках свою детскую наивность и чудаковатость. Даже предпринимая какие-то отдельные шаги, они в основном надеются, что ситуация разрешится сама (например, постоянно хотят повременить, ожидают помощи тётушки, которой может и не быть).

Объект тайных и явных желаний

Для Лопахина ключевой образ также имеет большое значение — это место работы его отца и деда. У него присутствуют воспоминания, связанные с детством в поместье, но носят они вполне приземленный характер: он думает о том, как отец бил его палкой по голове прямо в саду. Для него это также символ несвободы его предков.

Однако Лопахин зачем-то упорно пытается спасти бывших хозяев от разорения. Он мыслит прагматически и предлагает вполне осуществимый вариант: пожертвовать частью сада под дачи, которые будут в будущем приносить ощутимый доход. Однако семейству подобный план кажется чем-то оскорбительным.

Описание вишневого сада

Сам Лопахин разрывается между желанием помочь семье Раневской и мечтой приобрести имение. И если последнее желание героя вполне понятно (он жаждет обрести власть над местом, где когда-то был никем), то стремление позаботиться о благосостоянии Раневской вынесено в подтекст и образует одно из «подводных течений» пьесы, на которых и строится развитие действия.

До конца Лопахин и сам не осознаёт, что влюблён в Раневскую. Он убеждает себя, что желает помогать из чувства благодарности или дружбы, но в отрыве от судьбы Раневской судьба имения перестаёт его волновать. Тайная любовь к ней и становится главной причиной, почему Лопахин так и не делает предложение Варе, которого ждёт всё семейство: сердце его уже занято другой.

Молодое поколение в пьесе, представленное «вечным студентом» Петей, дочерью Раневской Аней и сиротой Варей, смотрит на всё другими глазами. Для каждого из них сад — след старой крепостнической России, страны обнищавших помещиков и покорных слуг. Гибель сада для них является закономерностью. Перед нами герои, которым предстоит жить в новой России, хотя у них сейчас ещё нет душевных качеств, чтобы преобразовать её.

Наиболее активной героиней из всех является Аня. Прежде ей было жалко и сад, и мать, но теперь она вдохновлена идеями Пети (героя абсолютно пассивного) и готова оставить прошлое позади. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого», — ключевая цитата, подчёркивающая решимость и воодушевление героини.

Образ вишневого сада в пьесе чехова

«Облезлый барин» Петя говорит много красивых высокопарных фраз, но в реальности так и остаётся в положении человека, который постоянно учится, но ничему не выучился. Говоря о саде как пространстве всей России, связывая судьбу поместья с судьбой Родины, герой мыслит абстрактно и широко, но настоящих деревьев в вишневом саду, которые цветут и благоухают, он не замечает.

Первой красоту сада видит сирота Варя — героиня, кажущаяся ещё пассивней Раневской, но на самом деле имеющая жизненные цели и способная замечать прекрасное в недолговечном моменте. Описание вишневого сада, где лишь мимолётно царит красота («очень недолго цветут вишневые деревья») связано с судьбой Вари, в жизни которой нет радости от взаимной любви, на её плечах лежат все хозяйственные заботы о поместье.

Цветовая и звуковая символика

Для понимания образа вишнёвого сада в пьесе Чехова важно рассмотреть несколько символических деталей, связанных со зрительным и звуковым восприятием картины. Среди них нужно выделить:

Образ вишневого сада

  1. С одной стороны, перед зрителем сад, где растут вишневые деревья, но с другой — это сад вишнёвого цвета. Он символизирует в пьесе творческое начало, жизнь, любовь и мечту о прекрасном. Чехов также ассоциировал этот цвет с рассветом.
  2. Другой важный цвет в пьесе — белый. Пространство белых цветущих деревьев, белых комнат дома, белой глины в поместье навевает ассоциации со смертью (герои вспоминают покойницу мать, гуляющую по саду, Раневская говорит о гибели мужа и сына), но в то же время и с чистотой, гармонией, памятью.
  3. Звук лопнувшей струны — символ жизненного кризиса, неустроенности, когда будущее туманно и неустойчиво, а прошлое, как струна, лопнуло и оторвалось, «распалась связь времён».
  4. Звук топора по дереву — вырубка сада знаменует финальный аккорд прощания с красотой прошлого, гармонией и беззаботной жизнью, к которой так стремились герои. Для молодых героев это символ перемен, возможности построения будущего.

Неизбежность гибели

Важнейший вопрос, который ставит перед автор пьесы: почему герои, на протяжении пьесы то и дело говорившие о спасении сада, так и не смогли ничего сделать? Для этого существуют две основные причины. Во-первых, время всегда стремится вперёд, попытки персонажей зацепиться за прошлое в лице родового «дворянского гнезда» были обречены на провал, поскольку его вернуть нельзя. Во-вторых, никто из героев на самом деле не желал спасать поместье.

Образ сада в пьесе вишневый сад

Раневская хочет уехать в Париж, где ждёт её изменивший ей, но горячо любимый человек. После ссоры она возвращается в дом детства, чтобы всё обдумать. На протяжении пьесы Раневская то стремилась выбросить полученное от любовника письмо, то носила с собой, наконец, прочла и приняла решение вернуться. Раневская желает лишь быть любимой и нужной кому-то, боится старости и одиночества. В глубине души она знает, что никогда не смогла бы жить в поместье, окна которого выходят на речку, в которой утонул её маленький сын. Подобные скрытые мотивы есть и у остальных героев:

  1. Лопахин любит Раневскую и хочет ей счастья.
  2. Гаев боится одиночества и своей беспомощности перед жизнью.
  3. Аня хочет быть с Петей и следовать его идеям.
  4. Варя хочется выйти замуж за Лопахина.

Героям только кажется, что объектом их желания является поместье, их тайные мечты никак не связаны со спасением сада. Он в итоге оказывается всего лишь экосистемой, которую отдали под застройку.

Чеховская постановка получила яркий критический комментарий: «Сад этот заполнил все столицы. Его не вырубить и не постичь». Используя систему подтекстов и внутренних диалогов героев, разработанную Метерлинком, Чехов добивается многосложности концептосферы в произведении, где центральный образ связан со всеми героями, но абсолютно уникальным образом и везде трактуется по-разному.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector