Функции религии как социального института

Предпосылки для институализации религии Обществознание

Духовная составляющая жизни человека — невероятно важный аспект индивидуального и социального существования. Если рассматривать религию как социальный институт, то функции ее сводятся к основным принципам — интегративности, коммуникативности, психотерапии и регулятивности. Религиозная организация подразумевает под собой четко отлаженную функциональную структуру.

Предпосылки для институализации религии

Религиозный функционал

Мистицизм и тайна человеческого существования всегда привлекала как индивидуума, так и социум. Необъяснимые и глубинные внутренние духовные процессы являются в значительной степени двигателем прогресса — в культуре и искусстве, в изучении окружающей действительности как физической материи. Немаловажное и ключевое значение эти духовные поиски оказали и на социальную и психологическую составляющую цивилизации.

Представители более ранних эпох — древние греки и римляне, египтяне, и даже славяне и азиаты — были склонны к многобожию, язычеству и шаманизму. Это легко объяснить веянием духа того времени — ведь для каждого временного витка характерны свои культурные и социальные особенности. Зевс, Афина, Гор и прочие персонажи современных мифов разных народов когда-то были частью их истинной духовной жизни.

И нет никаких гарантий, что предания современной духовной литературы — будь то Библия или Коран — не станут очередным сборником легенд и сказаний.

Однако любое общество не стоит на месте: меняются индивидуальные и социальные потребности, меняется и политическая система. Все это требует также и реструктуризации духовных взглядов и мировоззренческого поведения. В связи с этим и появляются новые религиозные доктрины, которые позволяют массово вступать в новую эпоху.

Переход к более современным религиозно-мировоззренческим взглядам ознаменовал собой эпоху единовластия. Параллель «один Бог — один царь» позволяла максимально укоренить в умах народа новую политическую структуру, а также взрастить богобоязненность и смирение социума.

Таким образом, широкое распространение религиозных взглядов потребовало срочной ее институализации — процесс закрепления общественных (политических, социальных, духовных) отношений в нормах права и морали.

Религиозный функционал

Религия — это определенный способ мировоззренческих взглядов на сверхъестественные стороны человеческой жизни, а также организации (церкви, мечети, храмы), которые поддерживают данное движение и способствуют распространению и сохранению внутренних постулатов и символов этой системы.

Характер любой религиозной системы обусловлен тремя главными аргументами:

  1. Внутренней иерархией;
  2. Совокупностью определенных системных действий — ритуалов;
  3. Самобытностью религиозной группы — символы, обряды, убранство помещений.

Любой социальный институт преследует некие цели и, соответственно, несет в себе и определенные функции. Традиционно, по определению Роберта Мертона, внутри социальных институтов выделяют:

  • Явные функции — объективные функционально-позитивные последствия, которые входили в намерения участников системы и осознавались ими;
  • Латентные функции — такие объективные последствия, которые не входили в намерения участников и не осознаются ими.

Также в интерпретации разных теоретиков существуют разнообразные классификации функций религии по целенаправленности. Наиболее популярная классификация выделяет четыре основные функции: интегративная, коммуникационная, регулятивная и психотерапевтическая.

Интегративная функция — функция сплочения индивидуумов за счет совокупности обрядов, символов, традиций и обычаев, которые способствуют сближению внутри религиозной группы.

Коммуникационная функция является одной из важнейших функций этого социального института. Она заключается в возможности общения адепта с Высшим разумом — Богом. К таким культовым действиям, посредством которых происходит «Богообщение», относится служение в храме или молитва.

Основные теории духовной культуры

Регулятивная функция — функция, которую частично можно отнести к латентным, так как заключается она в следовании приверженцев социального института определенным нормам поведения и правилам, которые предписывает религия. Таким образом, формируется общественная мораль, образец поведения, которому необходимо следовать. Также формируется свод правил — заповедей — список того, чего делать нельзя, так называемых преступных деяний.

Психотерапевтическая функция — подразумевает под собой возможность успокоить человека, вселить в него веру, надежду или же смирение. Научно доказано, что религиозные деяния и обряды действительно оказывают на верующего некий успокоительный терапевтический эффект. Этот внутренний монолог с Богом позволяет высвободить накопившиеся негативные эмоции.

Религия всегда занимала в жизни человека важное место. С ее помощью человек пытается ответить на главные вопросы своего существования — о жизни и смерти, о любви, детях, спутнике жизни, о своем предназначении.

Это основная классификация религиозных функций, но существуют и другие многочисленные структуры.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов классифицируют функции религии следующим образом:

Религия как социальный институт функции

  1. Мировоззренческая;
  2. Компенсаторная;
  3. Функция социальной самоидентификации;
  4. Социально-регламентирующая;
  5. Функция социального контроля;
  6. Адаптационная;
  7. Охранительная;
  8. Социально-критическая.

Веремчук В. И. считает необходимым к основной классификации прибавить функцию сакрализации культурных ценностей и мировоззренческую.

Дополнительно адаптационную, охранительную и социально-критическую функции выделяет Чемикосова Т. А.

Основные теории духовной культуры

По традиции выделяют трех главных теоретиков социологии, которые рассматривали религию: Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и Макс Вебер.

К теоретикам религии, которые рассматривали ее с негативной точки зрения, можно отнести Карла Маркса. Известное выражение «опиум для народа» принадлежит именно ему. Религиозную культуру Маркс считал антинаучной и рассматривал ее как средство эксплуатации одного класса другим. По сути, с точки зрения религии как социального института — это и есть система, которая оказывает некое мировоззренческое и структурирующее воздействие на массы.

Что характеризует религию как общественный институт

В положительном же ключе рассматривали данное явление Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

Дюркгейм трактовал религию крайне позитивно. Он считал, что она несет в себе максимально интегративную функцию, имеет большой потенциал относительно сплочения группы людей. «Значение концепции религии Дюркгейма состоит, прежде всего, в теоретическом и эмпирическом обосновании в качестве наиболее значимой интегративной функции этого социального института.

Отсюда вытекала необходимость не борьбы с ним, а его всесторонней (в том числе и государственной) поддержки» (Зборовский. Общая социология).

Макс Вебер также трактовал положительно влияние религии на человека, он считал крайне важным ее влияние на мировоззрение индивидуума. По сути, призма, через которую человек смотрит на мир, определяется теми социальными институтами, в которых он живет: школа, семья, религиозная община. Система духовных ценностей оказывает некое влияние на формирование человеческого взгляда на мир, что характеризует религию как общественный институт.

Помимо прочего, он классифицировал религии и религиозные организации, кратко их структурировав. Среди религий Вебер выделял мировые и национальные, организации же подразделял на церкви, мечети и секты. По его мнению, секты не обладают необходимыми институциональными характеристиками.

По признаку национальной принадлежности Вебер выделил следующие типы религий:

  • мировые (христианство, мусульманство, буддизм);
  • национальные (синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм).

В плане мировых религий происходит дополнительная классификация внутри групп:

Религия как общественный институт

  • Христианство: православные, католики, протестанты;
  • Мусульмане: суизм, шиизм, хариджизм;
  • Буддисты: хинаяма, тантризм, ламаизм, махаяна.

Таким образом, религиозное влияние на человеческую жизнь очень обширно и глубоко.

Духовность и некое мистическое объяснение действительности позволяет интегрировать, коммуницировать, регулировать социум посредством норм и правил, установленных системой церкви или любого другого храма.

Данная информация может быть использована для подготовки докладов и презентаций по теме «Религия и религиозные организации» (10 класс, обществознание).

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

81 − = 80

Adblock
detector