Теологическая теория происхождения государства и права

Теологическая теория Обществознание

В процессе развития и создания прототипов современного общества человечество задумывалось о том, что стало основой возникновения такой системы. Благодаря мыслителям изучались идеи появления. Наиболее популярной была теологическая теория происхождения государства и права, которая объясняла начало зарождения мира и высших форм объединения людей как волю Бога. Религиозные понятия на первых этапах развития общества занимали ключевую позицию.

Суть теории

Многоаспектность этого явления можно пояснить особыми историческими условиями существования разных государств на Древнем Востоке и Западе. Каждая страна толковала власть по-своему и уделяла религии при этом основное место. Теологическую теорию можно поделить на несколько аспектов:

Платон

  • Древнегреческий. Платон описывал возникновение государства как игру богов, которые с помощью жребия поделились странами мира. Это происходило в эпоху Зевса, территорию Афин получила богиня Афина, а Атлантида досталась Посейдону. Боги наделили свои страны благородными людьми, в головы которых был вложен ум. Было закреплено царское правление и основы государства в виде законов, которые нельзя нарушать и благодаря которым возможны равные условия всех граждан. По мнению мыслителя, обеспечить органическую земную жизнь можно только с помощью принятия божественной концепции.
  • Древнекитайский аспект отличается ролью царя или императора. Небесной силой было создано государство и уложен общекосмический и земной порядок. Организация власти, правила поведения и другие важные элементы в Поднебесной были созданы самими богами, поэтому люди должны полностью и беспрекословно подчиняться этим основам. Вершить волю богов должен император — сын солнца. Он является единственным носителем власти и может передавать свою корону только наследнику. Это стало причиной позднейшего появления династий и сохранения власти в одной семье тысячелетиями.

Разница между древнегреческой и древнекитайской теорией в том, что в первом варианте человек наделялся властью, но мог быть свергнут или наказан богами, а во втором — император оставался единственным правителем всю земную жизнь, ему подчинялись и вершили его волю, так как считалось, что устами императора говорит верховный бог.

Представители и основоположники теологической теории считали, что мир имеет божественное начало и управляется высшей волей небесных сил. Развитие возможностей человека привело к появлению других теорий и вариантов, которые стали основой появления новых государственных систем.

Основные положения

Возникновение института теоретичных идей связывают с Вавилоном и Египтом. Именно там вера в высшую силу, что создала весь мир и управляет людьми, достигла наивысшей точки популярности. Политическая власть осуществлялась с помощью религии, что привело к отдалению человека от природы и послушанию. В период феодального строя теория достигла пика популярности.

Бог предложил людям такую форму существования и законы, благодаря которым они могут мирно уживаться и активно развиваться на одной территории. Роль человека в этой теории минимальна и сводится к приёму уже готовой системы без возможности изменения.

Государство, принимающее теологическую теорию, возможность менять законы или дополнять те нормы, что влияют на жизнь людей, отдавало в руки царя, императора или короля. В следующие века теория потеряла свою силу, а с ней ослаб и авторитет верховного наставника общества. Но в периоды, когда теологическая теория была в основе создания государства, религия и политика было крепко связаны и направлены на одну цель — удержать власть короля или императора и не дать противникам свергнуть управителя. Можно выделить ключевые положения теории:

Теологическая теория происхождения государства и права

  • Власть и государственный порядок вечные, и человек не имеет права менять то, что создал сам Бог. Это основа теории, которую приверженцы такого порядка постоянно описывали в своих трудах.
  • Материалистический мир является только отражением мира духовного, но действует за теми же принципами, ведь был создан Высшей силой.
  • Человек не может вмешиваться в государственную власть, так как ничего не понимает в ней, и должен принимать только то, что делает император.

Власть монарха приравнивается к власти бога и не подлежит никаким обсуждениям. Выступать против обычных норм и порядков, значит — идти против Бога. Сущностью государства были религия и церковь, которые диктовали условия жизни для людей.

Основоположники идеологии

Возникновение теории связывают с Фомой Аквинским и Аврелием Августином. Политологи относят начало популярности теории к началу XIII века. У каждого мыслителя были свои критерии оценки теологического государства и основные положения описания роли монарха для жизни людей. Последних Августин предлагал поделить на две категории, чтобы подчеркнуть значимость одних и невежество остальных:

Теологическая теория кратко

  • Люди, живущие по законам Бога.
  • Люди, которые верят в человеческие законы бытия и не верят в высшую силу. Они не только не могут находиться в нормальном обществе, но и должны быть изолированы. Многие мыслители того времени, пытающиеся получить признание от монарха, называли таких людей изгоями и предлагали изгонять из социума. В древние времена это считалось самым тяжким наказанием.

Человек по сути своей грешен, поэтому не может создать идеальное государство. Это под силу только Высшему Божеству. Фома Аквинский был основателем деления актов и указов государства на три группы:

  • Естественные. Это основное положение, описывающее отражение вечных законов в человеческом разуме.
  • Позитивные. Повышение нравственности путём влияния на человека через наказания и страх. Люди могут быть духовными, только если ощутят на себе силу Божьего наказания.
  • Божественные Акты, расписанные в Библии. Их нельзя написать самому или изменить смысл. Это прямое указание Бога для человека, как последнему жить и вести себя в мире.

Оба автора развивают и объясняют идеи друг друга, хотя и жили в разные века. Кратко в теории происхождения права описываются другие мысли философов и, кроме Фомы и Августина Аврелия, вспоминается об Аристотеле.

Плюсы и минусы

Каждая теория имеет свои преимущества и недостатки, что приводило общество к поиску новых решений и вариантам развития. Теократическая теория происхождения государства оспаривалась именно из-за ключевого тезиса: «Вся власть от Бога». Политологи выделяют такие минусы:

Теологическая теория происхождения государства

  • Научно нет доказательств существования Высшего Божества, которое управляет государством, поэтому невозможно говорить об его влиянии на общество и человека. Бог может являться основой мира, но без доказательств и научных фактов нельзя воспринимать эти заявления как серьёзную теорию. По мнению современных авторитетных исследователей, теологический аспект является выражением верований человека в процессе его развития, но никак не может быть основой для современных государств.
  • Человек придумал историю о своём происхождении и создал теории о появлении государства. Об этом можно говорить, предварительно изучив религии разных стран, где божества имеют одинаковую историю и по-всякому ограничивают человека, ставя его ниже за себя. Подсознательно люди в Высшем Божестве пытались увидеть те необъяснимые силы, которые ощущали ещё их древние предки, вероятно, речь шла о неизученной и странной в своём могуществе природе.
  • Из-за отсутствия научного обоснования нет возможности опровергнуть теорию. Это главный минус, из-за которого теория по сегодняшний день воспринимается как одна из основных. Хотя учёные и указывают на эти минусы, но теоретически религиозный аспект из политологии и социологии исключить не удалось.

Теологическая теория аквинского

Это ключевые недостатки в теории. К плюсам можно отнести единство религии и государства и возможность объединить весь народ на одном духовном уровне. Благодаря теории подкрепляется порядок в обществе, ведь у людей нет возможности подвергать сомнению государственную теорию и божественное начало. Отсутствие революций, насилия и войн также можно отнести к преимуществам, которые являются основными в божественной теории.

Современные государства могут развиваться по разным стратегиям и сочетать в своей основе разные теории. Теологический аспект продолжает влиять на государства и находит своё отражение в современном Ватикане, Иране и Саудовской Аравии.

Независимо от того, что лежит в основе развития государства, какие идеологические аспекты играют роль, населению должно быть комфортно, и его мнение должно учитываться. Современный мир строится по принципу равенства, поэтому каждый человек имеет право высказывать своё мнение, заниматься тем, что считает нужным, и говорить на разные темы, независимо от расы, веры и национальности.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

56 − 54 =

Adblock
detector