Александр Александрович Блок — величайший русский поэт, драматург, писатель, публицист и переводчик, классик русской литературы конца XIX — начала XX века. Биография Блока насыщена событиями, в том числе драматическими. Один из самых ярких и романтичных поэтов Серебряного века значительно пострадал от Октябрьской революции, несмотря на лояльность к ней. Он умер в 40 лет, но мог бы прожить намного дольше, если бы правительство не запретило ему уехать на лечение за границу.
История жизни поэта
Александр родился 28 ноября 1880 г. Его отец, Александр Львович, работал преподавателем в университете, а мать, Александра Андреевна Бекетова — переводчицей. Замуж она вышла, когда ей было 18 лет, и через время после рождения сыны решила развестись с мужем, которого не любила. В результате родители будущего писателя почти не общались друг с другом.
В ту пору разводы являлись редкими, поскольку порицались обществом, но в 1890 г. Александра Андреевна добилась, чтобы Святейший Синод расторг ее брачный союз с отцом юного писателя.
Через время она опять вышла замуж за полковника Кублицкого-Пиоттуха. Менять фамилию сына она не стала.
Между Сашей и мамой постоянно была духовная связь.
Именно Александра Андреевна открыла будущему писателю множество поэтов:
- Полонского;
- Бодлера;
- Фета;
- Верлена.
Мать с сыном изучали историю поэзии и философию, вели беседы относительно последних событий в культурной и политической сфере. В дальнейшем именно матери поэт вначале читал свои творения, искал у Александры Андреевны поддержки, помощи и сострадания.
В 1889 г. Александр начал учиться во Введенской гимназии. В 16 лет он поехал с матерью за границу и жил определенное время в городке Бад-Наугейме — популярный тогда курорт в Германии. Невзирая на возраст, здесь он безумно влюбился в Ксению Садовскую, которой в то время исполнилось 38 лет. Безусловно, никаких отношений быть не могло. Но привлекательная Ксения, ее образ, который запомнил Александр, в дальнейшем были для поэта вдохновением во время создания многих шедевров.
В 1898 г. Блок окончил гимназию и поступил в Петербургский университет, где выбрал факультет правоведения. Через 3 года он перевелся на филологический курс, выбрав славяно-русское направление. Учебу писатель окончил в 1907 г. В университете он познакомился с Соловьевым, Городецким, Ремизовым.
Раннее творчество
Семья Александра, особенно по линии матери, имела высококультурную родословную, что, естественно, отразилось на юном поэте. С детства он читал множество произведений разных авторов, увлекался театральным искусством, пробовал писать стихотворения. Первые краткие сочинения Блок пишет в 15 лет, а будучи подростком, он с друзьями занимается изданием рукописного журнала.
Главное событие для Александра, которое произошло в 1900 г., — свадьба с Любовью Менделеевой. Она приходилась дочкой знаменитого российского ученого. Их взаимоотношения были своеобразные и сложные, но переполненные страстью и высокими чувствами. Эта женщина стала музой для автора и прототипом некоторых главных героев в произведениях.
Рассматривать полноценное творчество писателя можно начиная с 1900 г. Тогда он стал преданным почитателем Фета, Соловьева, Платона. Помимо этого, познакомился с З. Гиппиус и Д. Мережковским, где в их газете, которая называлась «Новый путь», сделал первые шаги в роли критика и писателя.
В начале творчества Блок понял, что близким для него литературным направлением является символизм. Этот стиль написания, который пронзил все виды культуры, характеризовался экспериментами, новациями, любовью к недосказанности и таинственности.
Интересно то, что когда Александр начал публиковать свои произведения в петербургской газете «Новый путь», его сочинения дублировало и московское издание «Северные цветы».
Отдельное место в душе поэта занимал кружок молодых почитателей В. Соловьева, где в роли руководителя был А. Белый, тогда еще начинающий писатель. Он стал хорошим другом Блока, а члены клуба — самыми преданными последователями его творчества.
В 1904 г. в журнале «Северные цветы» был напечатан цикл рассказов Блока «Стихи о Прекрасной Даме», в котором поэт преподносит женщину как естественный источник духовности и просветления и затрагивает важную для себя проблему — искреннее чувство любви может сблизить конкретную личность с целым миром.
События 1905−1907 годов
Революция для Блока была символом неупорядоченной и стихийной природы существования, а также сильно повлияла на его творчество. Прекрасную Даму в произведениях начали заменять образы пурги, метелицы и бродяжничества. Любовные стихотворения остались на втором плане.
Драматургия и театральная работа в те годы также увлекали писателя. Первое произведение, которое было написано для театра, называлось «Балаганчик», пьесу поставил В. Мейерхольд в 1906 г. в театре Вероники Комиссаржевской.
В то же время Александр, боготворивший свою супругу, не отказываясь от возможности испытывать симпатии к другим девушкам, воспылал чувствами к Наталье Николаевне Волоховой, актрисе театра, где была поставлена первая пьеса.
Ее образ быстро начинает заполнять философские произведения поэта, вот лишь некоторые из них:
- книга «Снежная Маска»;
- цикл «Фаина»;
- пьеса «Король на площади»;
- «Песнь Судьбы».
В начале 1901 г. основной темой для поэта становится вопрос соотношения обычных людей и интеллигенции в обществе.
В произведениях того времени прослеживается выраженный кризис индивидуализма и возможность определения места творца в современных условиях. Причем Блок начинает ассоциировать Родину с образом своей супруги, из-за этого патриотические сочинения приобретают особенную индивидуальность.
Уход от символизма
Для поэта 1909 г. являлся довольно трудным периодом. В это время умерли его родной отец, с которым Блок поддерживал хорошие отношения, и новорожденный малыш писателя. В том же году Блок посетил Италию, эта поездка подтолкнула поэта к переосмыслению устоявшихся до этого ценностей. Об этом он написал в произведениях «Итальянские стихи» и «Молния искусства».
В результате писатель пришел к выводу, что символизм в качестве школы с четко прописанными правилами ему больше не интересен, теперь он чувствует потребность в самоуглублении.
Сконцентрировавшись на серьезных литературных работах, Блок со временем начал все меньше заниматься публицистической деятельностью и походами на различные мероприятия, популярные у писательской богемы той эпохи.
В 1910 г. Блок начал работать над поэмой, которая называлась «Возмездие», но завершить ее автору не удалось. В 1912 г. он написал знаменитое произведение «Роза и Крест».
Октябрьская революция
Большевистская власть не вызвала у поэта негативного отношения, в отличие от множества других писателей того времени. Когда Пришвин, Ахматова, Мережковский, Айхенвальд, Гиппиус вовсю критиковали новое правительство, Александр Александрович согласился на сотрудничество с советским руководством.
Имя писателя, который в то время был довольно популярен, активно применялось правительством в собственных целях. Кроме того, Блока периодически назначали на неинтересную для него работу в разные учреждения.
Именно в то время был создан стих «Скифы» и популярное произведение «Двенадцать», в котором появлялся образ Иисуса Христа, идущего во главе двенадцати красноармейцев. Эта поэма вызвала огромный резонанс в литературном обществе. Хоть сегодня она является одной из лучших творений времен той эпохи, многие современники писателя высказывались об этом произведении, в том числе из-за использования образа Христа, очень негативно.
Семейная жизнь
Единственной супругой Александра Александровича являлась Любовь Менделеева, он ее безгранично любил и считал подарком судьбы. Жена для поэта была опорой и поддержкой, источником для вдохновения.
Но представления об институте брака у писателя были довольно своеобразные. Для начала он был абсолютно против телесного контакта, возвышая духовные чувства. Вплоть до конца жизни, он не считал постыдным влюбляться и в других девушек, хоть они для него не имели такого особого значения, как супруга. Однако и его жена тоже часто увлекалась другими мужчинами. Романы протекали кратко и не особо влияли на семейную жизнь.
Детей от этого брачного союза, к сожалению, не было. Ребенок, который родился после одной из нечастых совместных ночей, был очень слабым и не смог выжить. Однако у писателя осталось довольно много родственников как на родине, так и за границей.
Нагруженный множеством обязанностей Блок начал постоянно болеть. У него развилась астма, сердечно-сосудистые заболевания, начались психические нарушения. В 1920 г. появилась цинга. В тот же период писатель переживал финансовые сложности.
Изнуренный этими обстоятельствами Блок умер 7 августа 1921 г. от нарушения работы сердечных клапанов. Его могила находится на Смоленском кладбище в Петербурге.
Незадолго до смерти поэт хотел взять разрешение на выезд за границу на лечение, но получил отказ. Есть сообщения от историков, что после этого писатель, будучи при памяти, уничтожил все записки и черновики, из принципа не пил лекарств и даже не ел. Продолжительное время были слухи о том, что перед кончиной Блок тронулся рассудком и бредил только о том, все ли экземпляры произведения «Двенадцать» он уничтожил. Но это не подтверждено.
Несмотря на свою непродолжительность, биография Александра Блока была очень насыщенной и яркой и оставила заметный след в русской литературе.
Полезные материалы по теме: