Разные поэты поднимали тему любви в своих произведениях, так как через поэзию удаётся выразить собственные чувства. Свое романтическое стихотворение, наполненное нежностью и любовью, назвал Александр Блок «Мы встречались с тобой на закате». Анализ стихотворения поможет понять читателю, какие эмоции испытывал автор во время написания этого произведения.
История создания
Когда Блок в 1898 году приехал в Шахматово, то встретил там Любовь Менделееву. С девушкой поэт был знаком с детства, но тогда она ему казалась задиристой и вспыльчивой. Однако с годами всё изменилось, и перед Александром предстала симпатичная и нежная особа. Он влюбился в Любовь и старался оказывать ей знаки внимания. Но девушка игнорировала его ухаживания. Поэта это не останавливало, поскольку такое поведение он объяснял возрастом Менделеевой.
Однажды между Блоком и Любой состоялся диалог, благодаря которому поэт выяснил, что девушка думает о нём на самом деле. Как оказалось, она не воспринимала его всерьёз и насмехалась. Подавленный Александр решил покинуть имение, уехать обратно в город и больше никогда не вспоминать её.
По прошествии лет Блок признался, что больше не испытывает ничего к Менделеевой. В 1902 году он решил написать стихотворение «Мы встречались с тобой на закате». Спустя несколько лет Любовь всё равно станет женой поэта, но пока он думал, что чувства больше не появятся.
Произведение входит в цикл «Стихи о прекрасной даме». Стоит ознакомиться ещё с несколькими произведениями, чтобы понять, насколько романтичной натурой является Александр Блок:
- «Она стройна и высока»;
- «Мне страшно с тобой встречаться»;
- «Как всегда, были смешаны чувства»;
- «Ты горишь над высокой горою»;
- «Так — разошлись в часы рассвета»;
- «Она пришла с заката»;
- «Мы встретились с нею случайно»;
- «Много хотел я с тобой говорить»;
- «Давно мы встретились с тобою».
Тема произведения
Главной темой произведения является угасшая любовь поэта к своему предмету воздыхания. Для передачи своих чувств Блок решил прибегнуть к описанию природы. Он рассказывает о вечерних встречах с возлюбленной около залива. Обилие метафор и эпитетов, при помощи которых поэт описывает природу и время, когда они встречались, придаёт произведению загадочность. На переднем плане стихотворения находятся лирический герой и его возлюбленная. Однако нельзя точно утверждать, знакомы ли они были или Блок влюбился в незнакомку.
В первых строфах автор упоминает о встрече с девушкой в белом платье. Удивительно, что элемент одежды является единственной деталью, которую Блок описывает в образе дамы. Он не рассказывает о её внешности, фигуре и других отличительных чертах. Белое платье ассоциируется у поэта с чистотой и непорочностью. Автор признаётся, что изначально влюбился только во внешний вид героини и совершенно забыл о её внутренних качествах. Подтверждение этому содержится в строке: «Я любил твоё белое платье, утончённость мечты разлюбив».
Поэт вспоминает, что во время встречи никто не обмолвился ни словом. Он даже не смотрел в глаза своей возлюбленной, так как замечал «вечерние свечи». Однако изначально этим двум людям не суждено было быть вместе. Чувства поэта пропали в молчании.
Произведения из цикла являются откровением поэта. Блок признаётся, что в его сердце не осталось былых чувств к своей возлюбленной. Он не рад этому факту и высказывается таким образом: «всё померкло, прошло, отошло».
Читатель может заметить, что стих является отражением борьбы поэта с самим собой. Произведение относится к раннему творчеству Александра Блока, но, несмотря на это, вошло в перечень лучшей русской литературы.
Композиция и жанр
Стих написан в форме монолога и делится на 2 части: в первой идёт описание встречи поэта с девушкой в белом платье, а во второй Блок рассказывает о том, что чувства прошли, и его сердце снова опустело.
Произведение делится на 4 катрена. В трёх из них поэт предаётся воспоминаниям о встрече с возлюбленной, а в последнем описывает нынешнее свое состояние.
Жанром произведения является любовная лирика, поскольку поэт в стихотворении предаётся воспоминаниям о любви, а в конце разочаровывается, так как чувства угасли. Стихотворный размер — трёхстопный анапест. В произведении Блок использует перекрёстную рифмовку.
Средства художественной выразительности
Чтобы более красочно описать встречу и передать свои чувства при помощи строк, Блок использует множество средств художественной выразительности. Больше всего в стихотворении преобладают:
- метафоры — «ты веслом рассекла залив»;
- эпитеты — «безмолвные встречи», «бледная краса», «золотое весло»;
- гиперболы — «ни тоски, ни любви, ни обиды, всё померкло, прошло, отошло».
Краткий анализ стихотворения Александра Блока даёт понять читателю, что испытывал автор к возлюбленной, почему он так страдал, когда пропали чувства к ней. Поэт раскрывает историю своей безмолвной и безответной любви.