Возникновение в Древнем Вавилоне законов и общества, полностью ими управляемого, документально зафиксировано в глиняных табличках того времени. Сама же держава появилась на исторической арене во II тыс. до н. э., придя на смену древним царствам Месопотамии. Это была третья попытка построить в Междуречье протяжённое государство и объединить под властью единого царя разрозненные шумеро-аккадские номы.
Государства-предшественники Вавилона
Плодородный полумесяц — это плодородные земли Ближнего Востока. На них человечество перешло от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, что послужило толчком для появления всей современной цивилизации.
Глиняные города шумеров
Там, где сейчас находится государство Ирак, был Древний Вавилон. История его началась тысячи лет назад, но он не был самым старым очагом цивилизации в регионе. Здесь, на землях Двуречья, ещё в IV тыс. до н. э. появились первые города. Основаны они были пришлым народом — шумерами или «черноголовыми». В этих городах процветали торговля и земледелие. Местные жители сооружали сложные сети каналов и дамб для полива полей. Здесь зародилась письменность в виде клинописи, появились первые мифы о сотворении человека из глины и о всемирном потопе.
Древние шумеры изобрели первые колесницы, правда, запрягали в них не коней, а осликов. На вереницах ослов и мулов перевозили товары из Египта, стран Средиземноморья, Анатолии и государств Персидского залива.
Все частные и культовые здания «черноголовые» строили из сырца, поскольку ни строительного камня, ни леса на их землях не было. Со временем их города разрослись настолько, что стали практически граничить друг с другом. Так начался продолжительный период войн за территорию. Ослабевшие царства захватили пришедшие с севера аккадцы.
Аккадские цари
Завоеватели не имели ни своей письменности, ни такой развитой культуры, как шумеры, поэтому полностью слились с местным населением, приспособив под собственные нужды чужие достижения. Но они были хорошими воинами, а их правители первыми пришли к мысли, что разношёрстные территории следует объединить.
Этим занялся царь города Киша Саргон Великий. На самом деле он не был правителем, поскольку сверг настоящего царя, присвоил его имя и титул. Но он стал тем, кто впервые в истории попытался создать единое протяжённое государство, подчинённое его династии. В этот период вводятся единые меры весов и времени, создаётся профессиональная армия. Но местное население не было готово принимать подобные новшества и постоянно поднимало бунты. С Востока пришли новые завоеватели — гутии, после чего государство Аккада распалось.
Третья династия Ура
Вторую по счёту попытку объединить земли Месопотамии сделали цари из когда-то покорённых аккадцами южных земель Шумера. На тот момент набеги кочевников ослабли, и правители города Ура берут под контроль земли прежнего царства.
Они вводят строгую систему налогов, единые законы и стандарты письма. Территорию государства они делят на провинции, а всю землю в царстве объявляют государственной. Чтобы контролировать власть на местах, учреждаются военные и гражданские администрации.
Государство, которое они называли Царством Шумера и Аккада, было вполне успешным. В нём процветали земледелие и торговля. Местные купцы начали вести дела с древними цивилизациями Индии (Хараппой и Мохенджо-Даро).
Фактически представители новой династии строили тоталитарное государство, но оно оказалось не таким прочным, как задумывалось. В его пределы вторглись новые волны кочевников-семитов (арамеев, аморитов, халдеев). Под их натиском царство пало.
Завоевания амореев
Амореи изначально не стремились создать свою единую и мощную страну. Они отхватывали от слабеющего государства небольшие куски и отдельные города на севере, обустраивали свои небольшие карликовые государства и полностью ассимилировались с местными. Жизнь здесь была намного комфортнее, чем кочевое существование в сирийских степях.
Одним из захваченных ими городов стал Вавилон. Основан он был ещё шумерами, которые назвали его Кадингиррой. Вавилоном или «вратами богов» его нарекли позднее аккадцы. Этот скромный провинциальный город и был захвачен семитами-аморитами, основавшими здесь собственную династию. Представители новой Вавилонской династии предпринимают окончательную попытку объединить все окрестные земли и царства в единое государство.
Старовавилонское царство
Создателем его стал царь Хаммурапи. Его предки начали возводить вокруг своей столицы надёжные защитные сооружения, чтобы отстоять ее в междоусобных войнах. Воспользовавшись распрями между аморейскими царями и нападениями давних врагов Аккада эламцев, он добровольно объявил себя подданным сильного северного соседа царя Шамши-Адада. С его помощью Хаммурапи захватил несколько соседних царств, восстановил и построил новые каналы, укрепил войско, а как только сюзерен умер, выбил его гарнизон на север.
Правление человека, основавшего государство Древний Вавилон, кратко можно охарактеризовать так: он вёл множество войн, подчиняя себе по очереди местных царьков, развивал и обустраивал государство, а под конец захватил и подчинил себе земли своего бывшего покровителя.
Особенностью правления Хаммурапи, как рассказывают глиняные таблички, было то, что он лично выслушивал доклады своих чиновников. Правитель вникал в любую мелочь, решал даже ничтожные региональные проблемы и постоянно совершенствовал управление своими землями:
- создал чёткую систему налогообложения;
- приказал привозить дань в несколько крупных городов по всей стране;
- провёл реформу армии, учреждая военные поселения по периметру своих владений.
Основным занятием поселенцев было земледелие, однако они были воинами, регулярно проходили обучение и в любой момент готовы были выйти на поле боя.
При Хаммурапи Вавилония усилилась настолько, что даже могущественный Египет предпочёл заключить с ней мир.
Законы Хаммурапи
Аморейская династия была не первой, принимавшей законы на подчинённых ей территориях. Глиняный конус с законами установили ещё правители шумерского Лагаша. Тоталитарные цари Шумера и Аккада также не могли не очертить для своих подданных права и обязанности.
Однако именно законы Хаммурапи могут называться первым в истории единым сводом законодательных актов. Здесь, конечно, есть моменты о божественном источнике власти царя и законов, данных ему верховным божеством, но это встречается только в прологе и эпилоге. Тексты самих 282 законов полностью лишены религиозной составляющей, прагматичны и регулируют многие имущественные и семейные отношения, определяют меру наказания и строго оговаривают вопросы займов.
Общественное устройство
В законах царя Хаммурапи описывались имущественные и семейные отношения, а также чётко фиксировался общественный строй Древнего Вавилона. Всё население страны делилось на 3 класса:
- авилумы (свободные полноправные граждане, владеющие общинной землёй);
- мушкенумы (свободные люди, пользующиеся царской землёй при условии выполнения службы);
- вардумы (рабы).
Класс лично зависимых членов общества также не был однородным. Все его представители делились на рабов по трем категориям:
- частные;
- храмовые;
- царские.
Казус заключался в том, что последние могли даже жениться на свободной женщине, а их дети были свободными. Стать рабом в Вавилонии мог военнопленный или даже свободный гражданин, если он не смог в полной мере отдать долг с процентами. Такие люди в принципе могли вернуть себе свободу, отработав долг, но на практике об этом ничего не известно.
Рабы могли получить шанс на свободу, если на престол восседал новый царь. Традиционно он в этом случае освобождал всех, кто попал в долговое рабство. Но учитывая, что государство выдавало своим гражданам товары и меры серебра под огромный процент, численность долговых рабов восстанавливалась очень быстро.
Главный принцип законов Хаммурапи — «око за око, зуб за зуб». Если строитель возводит дом, а тот рухнул, и под его руинами погиб владелец, строитель должен был быть убит. Если кто-то ломал другому человеку руку, нарушителю полагалось то же самое.
Но этот принцип действовал только среди свободных полноправных граждан. Мушкенумы были менее ценны, чем авилумы. Им полагалась меньшая компенсация, а если речь шла о рабах, то вместо наказания полагался денежный штраф, уплачивающийся его владельцу.
Характерная черта той эпохи: законы распространялись лишь на жителей Вавилонии (шумеров, аккадцев, вавилонян). Завоёванные народы рассчитывать на справедливость не могли. Их часто полностью депортировали с родины, переселяли и расселяли, где считали нужным.
Говоря кратко об истории Вавилона, нужно сказать, что сам город не сохранился. В своё время могучие реки изменили русла и просто смыли глиняные стены и здания. То, что сегодня изучают археологи, было построено через тысячу лет после описанных событий.
Падение великой державы
Недолгий расцвет аморейского государства сменился крахом. Уже при сыне и внуке Хаммурапи оно начинает трещать по швам. Учёные связывают это с несколькими факторами. На границах появляются очередные племена семитских кочевников-касситов. Воспользовавшись их набегами, восстают шумерские города. В дрязги ввязываются и соседние «народы моря», а окончательный разгром Вавилонскому царству учинили хетты из Анатолии.
Ослабевшее государство оказывается во власти «народов моря», но очень скоро их вытесняют касситы и на 400 лет устанавливают здесь власть III Вавилонской династии. В это время на севере усиливается Ашшур, когда-то захваченный Хаммурапи, и ассирийские цари захватывают Древний Вавилон.