Уходящая за горизонт синь глубин, свежесть бриза, шум прибоя, золотая дорожка от солнца на волнах в закатные часы — все это очаровывает романтические натуры. В плену величественной морской стихии не раз оказывался и Пушкин. Анализ стихотворения «К морю» позволяет оценить отношение поэта к силе воды. Разбор произведения будет интересен десятиклассникам и поклонникам творчества Александра Сергеевича.
История создания
Произведение «К морю» написано во время окончания первой южной ссылки поэта в 1824 г. Она началась в 1820 г. с направления Александра Сергеевича в Кишинев. Провинция угнетала его. К счастью, удалось добиться перевода в Одессу, где перед изумленным взором молодого человека первый раз предстало море. Лазурная стихия пленила его свободой и величием. Морское побережье надолго стало любимым местом поэта, где он любил уединяться и предаваться мыслям.
Разрешение вернуться на родину поэту выдали только в 1824 г. Радостную и долгожданную новость омрачал только один момент — Пушкин больше не сможет видеть лазурную синеву, слышать шум волн, вдыхать пьянящий солоноватый аромат на берегу. Перед отъездом молодой поэт решил попрощаться с морем. Он не знал, что ждет его в будущем, но не надеялся снова покидать родные края. Анализируемое произведение было начато перед отъездом, а закончено в Михайловском.
Литературоведы так и не пришли к единому мнению о том, кому были адресованы лирические строки: Байрону, Елизавете Воронцовой, Наполеону. За используемыми поэтом метафорами скрываются образы этих знаменитых людей.
Содержание произведения
В стихотворении лирический герой прощается с морем. Для него это не грозная стихия, а друг. Однако видеть волны приходится последний раз. Слыша ритмичный шум моря, он вспоминает, как бродил по берегу вечерами, любовался спокойной водной гладью и зимними штормами. Герой понимает, что многое зависит от прихоти моря. Например, то, доплывет ли рыбарь до берега в своей лодке или волны опрокинут его легкое судно.
Автор не скрывает, насколько сильно его манит водная гладь. Куда бы он ни отправлялся теперь, его душа навеки покорена могуществом и силой стихии. При любом удобном случае он будет стремиться вновь к морским берегам. Упомянут в стихотворении и Наполеон, гробницей которому стала скала среди бушующего моря.
Следом за знаменитым императором покинул мир другой «властитель дум» — Байрон. Автор называет этого персонажа певцом могучим и неукротимым, как море.
Глядя на то, как вода на берегу пенится и касается камней, Пушкин признается, что никогда не забудет гул моря, он возьмет с собой картины и воспоминания о заливах, скалах, бушующих волнах.
Тема и проблематика
Основная идея стихотворения — прославление красоты и могущества морской стихии. Поэт очарован морем и не скрывает этого. В таком контексте развиваются параллельные темы:
- Свобода. Независимую натуру поэта привлекали странствия. Он хотел бы отправиться на корабле в Европу, но понимал, что и там не найдет идеала. В пример он приводит Байрона и Наполеона, которые оказались невольниками в свободных европейских странах. Следовательно, судьба везде одна и та же. Политические, социальные и творческие свободы остаются только в мечтах. Поэт не видит оснований принимать поспешные решения и странствовать по миру в поисках счастья.
- Любовь. Поэт поясняет, почему не уехал: «Могучей страстью очарован, на берегу остался я». Любовь удержала его на берегу.
- Одиночество. Друг у лирического героя лишь один — свободная стихия. Перед его глазами опять же пример Байрона и Наполеона, которые покинули этот мир в одиночестве и непонимании. Пушкин тоже далек от общества. Он всегда один. Теперь, будучи в ссылке, поэт прощается с единственной сердечной привязанностью — морем.
- Поэт и поэзия. Описывая судьбу и характер Байрона, Александр Сергеевич показывает типичный путь талантливого человека, который оставил богатое наследие и ушел в расцвете лет.
Основная проблема в стихотворении — тирания. Часто человек закован властными структурами в рамки или находится под давлением обстоятельств. Бежать от произвола некуда. Власть достигла и уничтожила сбежавшего в Грецию Байрона. Она же стала причиной заточения Наполеона. Стих пронизан печалью. Расставаясь с морем, которое разделяло с ним минуты одиночества, лирический герой испытывает искреннее сожаление.
Жанр и композиция
При проведении анализа стихотворения Пушкина «К морю» следует отметить, что оно относится к элегии. Это жанр, в котором переданы настроения грусти и тоски. Прощаясь с морем, поэт понимает, что его мир опустеет.
Свои чувства он передает в строках «Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас…». Текст написан четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмы.
Направление, к которому относится литературный труд, — романтизм. Пушкин поднимает характерные для этого направления темы — томление, тоска, грусть, одиночество. Противопоставления героя обществу, как и элегия, — все это характерно для романтизма.
Линейная композиция делит стих на части:
- Первые две строфы. Восхищение морем, катящим голубые волны и блестящим гордою красой.
- Следующие 6 строф. Ностальгические воспоминания о днях, проведенных на морском побережье.
- Предпоследние 5 строф. Воспоминания о Наполеоне и Байроне. Связанными с их жизнью событиями поэт подводит итог целой эпохе.
- Последние 2 строки. Прощание, в котором лирический герой говорит, что никогда не забудет красоты морской стихии.
Средства выразительности
Передать внутреннее состояние и красоту морских просторов поэту помогли эпитеты. Ассонансы с использованием «о», «а» и «э» распахивают горизонты. Аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, могущество стихии. Использованы такие тропы:
- Эпитеты. «Торжественная краса», «грустный шум», «смиренный парус».
- Метафоры. «Глас бездны» (гул волн); «властитель дум» (поэт); «пустыня» (море).
- Сравнения. «Как друга ропот».
- Инверсия. «Ты катишь волны голубые».
- Архаизмы. «Вотще», «глас».
- Олицетворение (яркое, образное определение). «Стая тонет кораблей».
Романтичность стихотворения поэт подчеркнул приподнятостью тона, риторическими вопросами, насыщенностью восклицаний.
Его образы — это туча, буря, лазурь, ветер, дождь. Цвета — белый, голубой, темно-синий. Звуки — грохот, треск, шум. Чувства — печаль, уныние, усталость, негодование.
Краткий анализ
Лирический образ и переживания пушкинского героя объясняют популярность произведения у абитуриентов театральных вузов. Стих не включен в обязательную школьную программу, но рекомендуется учителями литературы для самостоятельного изучения в старших классах школы. Кратко анализ стихотворения Пушкина «К морю» выполняют по плану:
- История написания. Стих создан в 1824 г. Поэт работал над ним в южной ссылке, а закончил дома.
- Тема. Восхищение морской стихией, которая покорила поэта.
- Композиция. Произведение включает четырех- и пятистишия. В нем несколько частей: обращение к морю, рассказ о пережитом на морском берегу, повествование о людях и событиях, связанных со стихией. В финале — прощание (возможно, навеки).
- Жанр. Элегия.
- Идея. Расставаться с дорогими сердцу местами всегда тяжело. Особенно сложно покидать края, где когда-то было испытано счастье.
- Пафос. Расставания и сожаления. В прощальных строках видно, как тяжело автору покидать морской берег.
- Стихотворный размер. Четырехстопный ямб. Рифмовка перекрестная и кольцевая.
- Метафоры. «Катишь волны», «оплаканный свободой», «угасал Наполеон».
- Эпитеты. «Своенравные порывы», «торжественная краса», «смиренный парус».
- Сравнения. «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час…».
Образ свободы, навеянный Пушкину морем, остался далекой недостижимой мечтой. Поэту будет нелегко жить вдали от него, а свобода так и останется призрачной надеждой.
Описание моря в стихотворении позволяет читателю задуматься о душевных переживаниях, свободе и ограничениях, радости и печали в жизни человека.