Победа в Отечественной войне 1812 года задала подъем народных настроений в России первой половины XIX века. Наравне с войной на культуру повлияли и восстания декабристов. Разгром наполеоновской армии и бунт молодой аристократии изменили характер всей русской культуры первой трети века. Идущие следом сороковые годы определились как время противоречий среди творцов и критиков, западников и славянофилов.
Особенности культурного развития
На тот момент уже более века Россия была частью европейской культуры. На пути развития, что совершенно естественно, встал романтизм. Он пришел на смену классицизму и стал предвестником критического реализма. Переход от одного к другому через романтизм произошел в 30-е годы и разделил первую половину XIX века на две части.
В сравнении с XVIII веком изменилась роль творца в обществе. Художник вырос в самостоятельную значимую личность. Он получил право самому выбирать предметы, жанры и материалы и стал чаще писать на остросоциальные и нравственные темы.
Широкая публика придерживалась гуманистических идеалов, которые нашли отражение в скульптуре и архитектуре, живописи и прикладном искусстве. Главный стиль того времени — русский ампир.
Что можно сказать кратко об особенностях культурной истории XIX века:
- Произошел подъем после победы над Наполеоном.
- Быстро сменялись стили и направления.
- Стали популярными спектакли, общества по интересам, коллекционирование предметов искусства и книг.
- Наступило пресыщение европейскими принципами.
- Сформировалась общность литературы, архитектуры, музыки, театра и живописи.
Основными направлениями в искусстве стали сентиментализм, романтизм, классицизм и реализм. Все они были объединены идеей Личности и истинной Народности.
Литература и театр
Первая половина XIX века в культуре России названа Золотым веком в наибольшей степени благодаря литературе. На страницах журналов и книг нашли отражение самые прогрессивные народные идеи и острые проблемы. Большое внимание уделялось и историческому прошлому.
В это время был широко распространен сентиментализм. Наиболее известным его представителем стал Н. М. Карамзин. Но уже к окончанию Отечественной войны 1812 года в силу вошел романтизм. Он имел два направления:
- Салонный — воссоздающий мифические миры и события (В. А. Жуковский).
- Представленный поэтами-декабристами и призывающий бороться за свободу и Родину (А. С. Пушкин).
В 30-е годы в русскую литературу врывается реализм (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов). Главные его принципы:
- не прикрывать правду эстетичными ширмами;
- объективно оценивать действительность;
- не стесняться проблем;
- показывать типичные для Российской империи людские характеры.
Резко выросло количество периодических изданий, хотя тиражи оставались маленькими. В 1838 году в каждой губернии стали печатать местные «Ведомости».
Для театра начало столетия значимо переходом от сентиментализма и классицизма к романтизму и реализму. Основоположником последнего на отечественных сценах стал М. С. Щепкин — актер, положивший начало русской актерской школе. С его подачи сформированы принципы режиссуры и оформления спектаклей.
Архитектура и скульптура
Архитектура первой половины XIX века в России решала градостроительные задачи. Во время войны Москва была сожжена, и теперь требовалось ее отстроить. Творцы обращались к греческой античности, но увеличивали основные элементы декора — ордеры, арки, колоннады.
Архитекторы тесно сотрудничали со скульпторами. Скульптура на фоне здания выделялась цветом: колонны и статуи белые, в то время как фон предпочтительно серо-желтый. Формы в основном были строгими, а силуэты — простыми. Произведения посвящались героям Родины и окончившейся войне.
Самым востребованным архитектором стал А. Н. Воронихин. Для него Золотой век начался с галерей и фонтанов Петергофа, Казанского собора, Горного кадетского корпуса. Этим проектам подходит одна и та же характеристика: строгие, массивные и величественные.
К сороковым годам здания создавались более тяжелыми и сложными, классицизм сменился эклектикой. Стало больше лепнины, углов, цвета, золота, форм. Одно из самых заметных строений того времени — Исаакиевский собор, над которым Огюст Монферран вместе с лучшими архитекторами, скульптурами и живописцами трудился сорок лет.
Скульптура в тот период тоже изменилась. Статуи приобрели больше деталей, выглядели как реальные люди, а не возвышенные идеалы. Из фигур уходи массивность и тяжесть.
Живописное искусство
В России XIX века живопись, как архитектура и литература, придерживалась гуманистических мотивов. Художников интересовала личность человека, и именно человека простого. Пейзажи средней полосы перемежались с портретами крестьянских детей. Быт небогатого мужика писали мягко и почти ласково, будто восхищаясь простотой.
В технике стало модно отходить от академизма, навязанного Академией художеств. Наиболее известными представителями времени стали А. Г. Венецианов и К. П. Брюллов.
В тридцатые годы живопись впервые обратилась к реализму. Сначала поднялась, а затем стала традиционной и для других видов искусства тема «маленького человека». Первым к этой проблеме обратился П. А. Федоров.
Приобрели популярность полотна больших размеров. Своей гигантской работой «Явление Христа народу» прославился А. А. Иванов. Он трудился над картиной 20 лет и вложил в нее собственное философское понимание сюжета.
Все произошедшие тогда изменения в искусстве породили множество шедевров, которые останутся бесценными для потомков на долгие века.