Становление и особенности русской культуры 18 века

Культура россии 18 века кратко История

Идеи просвещения, расцвет которых ярче всего территориально пришелся на Францию, получили в тот период широкое распространение по всему миру. Не стала исключением благодаря ряду социально-политических обновлений и Российская держава. Просветительская мысль вихрем ворвалась в лучшие творческие и правящие умы государства и нашла свое фактическое отражение главным образом в русской культуре 18 века.

Преобразования Петра

Одним из главных факторов, способствовавших подъему российской культуры, послужили петровские реформы. Страна в эпоху государства Московского существовала изолированно от прогрессивных культурных и научных идей запада. Царь Петр же, «прорубив окно в Европу» и перенеся столицу России в Петербург, открыл стране путь к просвещению и развитию.

Русская культура 18 века

Глобальные перемены в политическом пространстве страны повлеки за собой коренное реформирование образовательной системы — на Руси появляются школы с единой системой и подходами к обучению.

В России появляются солдатские школы, учебные заведения для дворянского потомства, институты благородных девиц, где девочек обучали не только наукам, но и разным областям искусства. Выпускницы таких заведений прекрасно владели навыками хореографии, музыкального и вокального исполнительства, знанием иностранных языков и этикета.

Таким образом, в государстве значительно повысился общий уровень грамотности населения, а значит и восприимчивости к культурным ценностям. Именно в период превращения страны в Империю происходит становление русской интеллигенции как класса. Кратко преобразования Петра, сыгравшие немалую роль в прогрессировании страны, можно обозначить следующим образом:

Культура россии 18 века

  • открытость просвещенному западу и его веяниям;
  • систематизация образовательной системы и повышение ее качества;
  • зарождение творческой и научной интеллигенции в стране.

Росту уровня культуры в России 18 века послужило и изменение местонахождения сердца империи — государственной столицы. Величественный Санкт-Петербург и по сей день изобилует историческими достояниями той эпохи, являясь туристическим и культурным центром страны, не теряющим своей привлекательности для гостей со всего мира.

Государственный Эрмитаж — колыбель объектов национального культурного достояния и художественных ценностей появился именно в xviii веке и остается гордостью Петербурга и России до сих пор.

Идеи просвещения

На смену теократической идеологии Московской Руси приходят считавшаяся ранее бесовской и запрещенной западная философия. Засилье церкви тормозило культурное развитие страны, не давало развиваться творческой мысли и душило потенциальный прогресс науки и искусства. В живописи, к примеру, тотально доминировала иконопись.

Культура России в первой половине 18 века формировалась главным образом под влиянием развития идей просвещения. Зародившиеся во Франции демократичные и прогрессивные идеи Дидро, Вольтера, Руссо нашли преемников и в России. Так, Радищев, Фонвизин, Карамзин в своих литературных произведениях критикуют существовавшее крепостное право в Российском государстве, обличая его несостоятельность и отсталость.

Театр россии 18 века

Однако, даже при крепостничестве в остаток его бытности начинает формироваться культурная среда. Проникшиеся просветительскими идеями благородные помещики организовывали, на первый взгляд, немыслимое сочетание — крепостной театр. Так, крепостные театры существовали у графа Шереметьева и у князей Юсуповых. Среди простого крестьянского народа зачастую обнаруживались настоящие самородки — талантливыми актрисами были, например, знаменитые артистки — крестьянки Т. В. Шлыкова-Гранатова и П. И. Ковалева-Жемчугова.

Говоря об идеях просвещения в Российской Империи никак нельзя не упомянуть вклад М. В. Ломоносова в науку и культуру государства. Основатель Московского университета, человек полинаучных знаний, гениальный мыслитель и деятель в области естественных наук, Михаил Васильевич еще и обогатил культурную сферу России своими литературными произведениями — одами, создавал таблицы по литературной стилистике и стихосложению, творил и в научно- историческом направлении.

Традиционно принято выделять три основных ступени прогресса отечественной культуры 18 столетия:

  • Период Петровских нововведений.
  • Активное развитие научной сферы и искусства (1830 — 1860 годы).
  • Расцвет идей просветительской направленности в культуре.

Музыка и литература

Сродни образовавшимся крепостным театрам и западному опыту в области музыки в России в рассматриваемый период берет начало появление такого нового жанра, как придворная опера.

Опера сама по себе, являясь синкретическим видом искусства, сложна и необычна, сочетает в себе сложную вокализацию, театральное действо, инструментальную основу. Здесь же опера сопряжена с крепостничеством, что олицетворяет собой потенциал духовного роста русского населения и словно предвосхищает будущую отмену крепостного права в государстве.

Среди музыкальных жанров 18 века преобладают:

  • опера;
  • народные песни;
  • хоровое исполнительство гимнов и кантат.

Опера россии 18 века

Тематика произведений сродни одам в литературе имеет торжественно — восхваляющий и пышный характер. Появление Петровского театра, заложив фундамент оперной жизни в России, предвосхитит рождение Большого на своем месте в будущем.

Особенностью развития литературы 18 века в России является, прежде всего, становление ее жанровой классификации. Писательское творчество становится официальным и начинает публиковаться в печатном варианте. Под свежими влияниями просветительской мысли русская литература раскрывается в более свободных воплощениях — появляется сатира, обличение невежества и дворянского эгоизма. В отдельный жанр формируются трагедии и комедии, главным образом в драматургии Сумарокова. Доминирующим стилем, объединяющим литературу в этот период, выступает русский классицизм.

В качестве одного из ярчайших деятелей русского искусства как в музыкальной, так и в литературной сфере, бесспорно, стоит назвать Дениса Ивановича Фонвизина, который не только активно творил как писатель, но и неоднократно выступал талантливым оперным драматургом.

Живопись и архитектура

Средства художественной выразительности в русской живописи 18 столетия также претерпели изменения. Если ранее ведущим жанром мастеров кисти были иконы, то теперь на первый план выходит портретное творчество. Знаменитыми портретистами эпохи считаются Аргунов, Рокотов, Левицкий, Лосенко, Антропов. Как и во многих других областях искусства, в живописи этой эпохи за основу был взят передовой западноевропейский опыт, который впоследствии вылился уже в индивидуальный самостоятельный жанр русского портрета.

Если в рамках предшествующей веку просвещения религиозной доктрины эмоции в изображении ликов святых были практически полностью нивелированы, то с приходом свободолюбивых европейских веяний переживания субъектов, изображенных на картинах, приобрели большую значимость и распространенность в работах мастеров.

Культура 18 века

Колоссальная часть произведений живописцев 18 века пополнили коллекции лучших русских музеев и стали золотым фондом отечественного изобразительного искусства.

Будучи сферой самой доступной для взора людей, даже далеких от искусства, в силу своей монументальности и масштабов, архитектура рассматриваемого периода не может быть оставлена без внимания. Именно на эпоху правления Петра, а затем и Екатерины выпал величайший расцвет скульптуры и строительного дела.

Зодчество Петербурга этого периода славилось такими деятелями, как Гордеев, Мартос, Козловский. В жанре барокко Д. Трезини создана Петропавловская крепость, а М. Земцовым — Кунсткамера. Истинными рукотворными шедеврами Северной столицы для потомков остаются Зимний дворец, Мариинский дворец и Смольный собор, вышедшие из-под десницы великого Ф. Растрелли. Не меньший вклад в архитектурное богатство России был сделан также И. П. Зарудным.

В этот период впервые в истории России зарождается традиция увековечивать в камне и воспевать тем самым значимых государственных личностей. Под эгидой прославления русских монархов в искусстве были созданы такие знаменитые скульптурные творения, как «Медный всадник» Э. М. Фальконе, статуи и памятники другим российским правителям, парадные бюсты.

Медный всадник

Значение культурного расцвета

Говоря о значении глобального прогресса науки, культуры и искусства в России 18 века, в первую очередь нужно выделить духовный рост и революцию в сознании людей. Второй существенный момент заключается в том, что русскому обществу всех слоев стало доступно творчество и образование, получила развитие одухотворенная живопись талантливых мастеров, сменившая закостенелые работы богомазов. В России стала процветать опера, причем опера крепостная, что само по себе — уже определенный вызов царившей архаичной системе.

Многие таланты раскрылись на плодородных нивах идей западного просвещения, многие были выходцами из народа. Позволение бесправным крестьянам самовыражаться на сцене, получать овации и признания почитателей своего творчества явилось очевидной предпосылкой для грядущей смены существующего классового строя.

Стремительное снижение засилья церкви освободило дорогу для развития всех областей искусства, которые прежде были скованы отжившими теократическими запретами. Всего одно столетие дало стране зарождение будущей интеллигенции, богатейшее культурное наследие в виде шедевров архитектуры и живописи, прогрессивный скачок в литературе и главное — перемены в сознании людей.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector