В соответствии с историческими сведениями варны в Древней Индии играли огромную роль в разделении общества. Люди выполняли определенные обязанности и должны были соответствовать принципам, принятым в какой-либо из ячеек. Сегодня социальная структура страны представляет собой систему из 4 каст — групп, объединенных по профессиональному признаку.
Основные варны
Изначально существовало 4 варны — брахманы, кшатрии, вайшья и шудры. Относительно происхождения системы каст существует легенда, согласно которой в прошлом на планете жил великан. Но однажды его принесли в жертву, и из тела образовался народ.
Представители знати (брахманы)
Варна брахманов образовалась из уст и ушей. Эти люди были наделены способностью взаимодействовать с богами. Рожденные брахманами могли стать священниками, философами, учителями, жрецами. Члены касты были самыми уважаемыми, их почитали наравне с божествами. Это представители высшего общества, дворянства, царского рода и интеллигенции, так называемая голубая кровь.
Брахманами назывались все, кто нес какую-либо идею, прочно закрепившуюся в мире. Это люди, генерирующие что-то новое, — идеи, мораль, теорию и т. д. У брахманов было больше свободы, чем у людей других варн. Члены касты должны обладать определенными качествами, то есть быть:
- образованными;
- творческими;
- терпеливыми;
- жизнерадостными.
Для них обязательным являлось образование, они не имели права впадать в уныние и выплескивать негативные эмоции. Брахман должен уметь жить вне общества, в одиночестве ему должно быть комфортно.
Военачальники (кшатрии)
Кшатрии произошли из плеч и рук. Это люди, которые становились защитниками, царями и военачальниками. Они с детства совершенствовались в воинском искусстве, учились управлять государством, изучали законодательную систему.
Представителям этой варны присущи такие качества, как лидерство, честность, справедливость, благородство, совесть и честь.
Истинные кшатрии знают цену своего слова. Они гнушаются лжи и считают зазорным кого-то обманывать ради собственной выгоды.
Земледельцы и торговцы (вайшьи)
Каста произошла из бедер и ног. Представители этой варны были в основном земледельцами. Однако выращивание зерновых являлось ценной профессией в Индии, подходящей для людей всех сословий. Хлеб считался основой жизни, поэтому даже брахманы могли копать землю и не чувствовать себя при этом униженными. Таким людям свойственны умения делать что-либо своими руками. Это маленькие хозяева, управляющие, как правило, собственным бизнесом.
Вайшьями могли быть и рабочие-сдельщики, которые получали за свой труд деньги и имели право распоряжаться ими по собственному усмотрению.
Представителям этой варны свойственно чувство воли, у них развит контроль над собственными импульсами. Они несут ответственность за свои дела и поступки и полностью осознают последствия тех или иных действий.
Слуги и наемные рабочие (шудры)
Шудры появились из ступней великана. Эти люди всегда становились обычными рабочими. Они служили другим сословиям и выполняли самую грязную работу.
Шудрам характерна любовь к земле и простой работе. Они с радостью занимаются сельским хозяйством или обслуживают представителей более высоких варн. Шудрам чуждо стремление к самопознанию и просвещению, они привыкли ориентироваться только на решение бытовых проблем.
Значение цвета в системе
Достигая 11—12-летнего возраста, индийцы посвящались в ту или иную касту через обряд инициации. В этот момент определялось, к какой варне будет принадлежать человек. В соответствии с этим на талию повязывалась ленточка определенного цвета. Если кратко, то:
- черная лента означала варну брахманов;
- красная — кшатриев;
- желтая — вайшьев;
- шудрам не давалось право носить цветные ленты.
В древние времена деление на варны в Индии не зависело от того, в какой из них состояли родители человека. Но уже в Средневековье все изменилось.
Принцип деления на варны стал учитывать принадлежность родителей к одной из них. Молодые люди с этого момента стали находиться в тяжелом положении, так как не имели возможности поменять свою кастовую принадлежность.
Интересная теория
Древнегреческие ученые выдвинули теорию о смене цивилизаций, согласно которой история разделялась на золотой век, серебряный, медный и железный. На основе этой классификации современные ученые определили интересную модель преобразования цивилизации. Самыми первыми в мире появились брахманы. Они в дальнейшем стали правителями, их уважали и почитали остальные касты. Время правления брахманов называлось золотым веком.
После брахманов к власти пришли кшатрии, правление которых осуществлялось не так мудро и справедливо, как при предыдущей власти, поскольку появились законы, наказание, армия и иные способы регулирования общества. Новое правление установило систему — так появилось первое законодательство.
С началом капитализма к власти пришли вайшьи. Миром стали править деньги, которые вершили закон и давали право управления. Так начался бронзовый век. Вскоре он сменился железным. Власть заполучили шудры — бывшие слуги, которые обрели свободу. Это люди без души и с железным сердцем, подчинившие себе тех, у кого раньше сами находились в подчинении.
Особенности индийского разделения общества
Следует отметить, что деление людей на касты в Древней Индии изначально подразумевало не наличие материального достатка, а обозначение лиц по духовному уровню и профессии, их мировоззрению, осознанности, пониманию своего места в обществе.
Первоначальное предназначение варн было именно таким, но позже люди сами придали этому делению другое, более приземленное значение.
Касты стали обозначать уровень материального дохода, то есть появились прослойки бедных и богатых.
Ранее человек изначально знал, к какой варне он принадлежит. Но у него была возможность перейти из одной группы в другую через самосовершенствование и самопознание, что было стимулом для духовного развития в течение всей жизни. На основе варновой системы основывалось и понимание кармического закона.
Только факты
Наши предки тоже имели деление по кастам. Эта традиция была принесена в Индию именно от славян (русичей), но уже здесь, в чужой культуре, заимствованные принципы были изменены и дополнены под мировоззрение местного населения.
На сегодняшний день в Индии все еще существует деление общества на варны (касты). В современной системе принадлежность к группе передается по наследству. Например, рожденный в семье брахманов будет причислен к брахманам, а тот, у кого родители являются шудрами, станет тоже шудрой.
Сегодня индийцам практически невозможно поменять варновую принадлежность. Даже самые талантливые и богатые шудры все равно останутся ими, какими бы они успешными ни были. То есть в современном индийском обществе практически учитывается не духовный уровень развития, проявляемый человеком, а то, в какой семье родился ребенок. Именно это повлияет на его варновую принадлежность в течение дальнейшей жизни.
Современный принцип деления на касты вряд ли можно назвать правильным, так как в нем нет глубинного понимания причин и самой сути разделения общества. И если бы человек мог определять, к какой варне он относится, то лишь констатировал бы факт, на каком уровне эволюционного и духовного развития находится.