Стихотворение Маяковского «Лиличка»: анализ и история создания

Стихотворение Маяковского «Лиличка» Анализ стихотворений

Творчество Владимира Маяковского отличается оригинальной и дерзкой манерой, с помощью которой он изобличал пороки общества и выразительно говорил о проблемах своего времени и нового мироустройства. Однако отдельное место в литературе занимает его любовная лирика. Проводя анализ стихотворения Маяковского «Лиличка», можно увидеть, что в нём поэт с надрывом пишет о собственных чувствах, демонстрирует внутреннюю пылкость и по-настоящему обнажает свою душу.

История создания

Стихотворение было написано 26 мая 1916 года, через год после знакомства Маяковского с Лилей Брик. Их познакомила её сестра Эльза Триоле, с которой у поэта были поверхностные отношения. Лиля не отличалась особой красотой, однако легко покоряла мужчин своим обаянием, темпераментом и неординарностью. Очень скоро она стала музой Маяковского: он посвящал ей свои стихотворения и даже переселился поближе к ней.

Лилия была замужем: её муж Осип Брик

Лилия была замужем: её муж Осип Брик на тот момент был далёк от литературы и занимался предпринимательством. Вскоре квартира Бриков стала настоящим богемным салоном, который посещали многие литераторы. При очевидном попустительстве Осипа Брика между Маяковским и Лилей начался бурный роман, который нашёл отражение в творчестве поэта. Стих «Лиличка» имеет подзаголовок «Вместо письма», но это не только обращение к даме сердца, это ещё и полемика с романтическими чувствами, которые испытывает лирический герой, сравнивающий своё чувство с ураганом, неуправляемой стихией и силой, способной причинить страдание.

Любовь поэта нельзя назвать счастливой. Лиле льстила его страсть к ней, но при этом она не собиралась разводиться с мужем, что вызывало у Маяковского жгучую ревность. Она то приближала его к себе, то отстраняла, играя на его чувствах и порой даже позволяя себе циничные высказывания о его привязанности.

Первая публикация стихотворения произошла в 1934 году, через четыре года после смерти поэта. В последующие десятилетия оно подвергалось цензурным ограничениям. Публикация стихов, посвящённых Брик, запрещалась из-за свободного поведения женщины, о чём было известно широкой общественности.

В начале 1980-х годов в свет выходил сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви». Цензура не пропускала его из-за того, что многие лирические сочинения были посвящены Брик. Как отмечает исследователь Корнейчук, цензурные запреты, пытающиеся приглушить роль Лили Брик в жизни автора, порой доходили до абсурда. В итоге по указу комиссии издатели были вынуждены изъять фамилию и имя музы поэта, но название стихотворения «Лиличка» в сборнике чудом удалось сохранить.

Жанр и направление

Судя по подзаголовку «Вместо письма» и форме обращения лирического героя, жанр произведения — послание. В нём также присутствуют признаки элегии: в строках чувствуются грусть и разочарование.

Маяковский был ярым футуристом

В те годы Маяковский был ярым футуристом, но это стихотворение похоже на футуристическое произведение лишь «рваной» строкой. Этот приём значительно помогает и в художественном восприятии, делая монолог автора взволнованным и страстным. Маяковский продолжает экспериментировать с формой текста и пишет стихотворение своим излюбленным способом — «лесенкой».

Стихотворный размер — разностопный хорей с использованием чередующихся перекрестной и кольцевой рифмовки. Кроме того, некоторые строки не рифмуются или рифмуются недостаточно правильно, словно рифма не всегда поспевает за движением мысли автора.

Композиция произведения

Композиционно текст сложно разделить на смысловые части, как и стихотворения многих футуристов. Оно не делится на строфы и является единым потоком чувств, эмоций и рассуждений лирического героя.

Однако в произведении чётко обрисовываются три времени:

Читает стих «Лиличка»

  • прошлое, когда лирический герой за этим же окном впервые гладил руки возлюбленной;
  • настоящее, когда поэт понимает, насколько их обоих тяготит его несчастная любовь, и осознаёт скорый конец;
  • будущее, когда герой представляет, что назавтра возлюбленная, может быть, выгонит его, изругав, и ему ничего не останется, кроме как, обезумевшим, выбежать на улицу, поэтому он предлагает проститься сейчас.

Эти три времени в едином порыве переплетаются в монологе автора воспоминаниями, сожалениями, страхами о будущем.

Тема, проблематика и идея

Анализ «Лилички» Маяковского по плану показывает, что основная тема произведения — любовь и страдания, которые она способна причинить. Это очень сильное, глобальное, разрушающее чувство. Поэт зависим от своей музы, но его привязанность — «тяжкая гиря», которая является мукой для них обоих.

В стихотворении затрагиваются проблемы неразделённой любви, ушедшего чувства, невозможности разлюбить человека, что и приносит страдания.

Маяковский и Лиля Брик

Послание охвачено настроением скорого расставания и пропитано глубочайшим отчаянием. Автор описывает прокуренную комнату, такую же мрачную, как и его мысли, напоминающую ад. Он помнит мельчайшие подробности встреч с любимой женщиной, но теперь она к нему охладела. У неё «сердце в железе», она даже может выгнать его, изругав. В этом эпизоде угадывается взрывной характер героини, как и её прототипа — Лилечки.

Любовь доводит лирического героя до безумия: «дикий, обезумлюсь». Но, как любящий человек, он хочет проститься сейчас, кратко, мирно и тихо. Тем не менее он уверен, что даже после расставания его чувства для женщины останутся «тяжкой гирей», бременем, которое будет с ней, куда б она ни бежала. Сам он тоже продолжит её любить: на прощание он нежностью хочет выстелить её уходящий шаг. В последних строках особенно заметна болезненная нежность, которую поэт вкладывает во всё своё произведение.

Смысл стихотворения заключается в ещё одной попытке выразить свои сильные чувства, которые уже давно срослись с лирическим героем. Даже несмотря на все страдания и испытываемые мучения, он не может отказаться от своей любви.

Образы и символы

В центре произведения находится образ лирического героя. В нём легко угадывается сам поэт: Владимир Маяковский признаётся своей возлюбленной Лиле Брик и очень откровенно описывает свои эмоции и переживания. Герой всецело находится во власти своей музы, говоря, что над ним, кроме её взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Владимир Маяковский с возлюбленной Лиле Брик

Образ героини представлен очень интересно и ярко. Она может быть любящей по отношению к поэту, позволяющей себя любить, а может быть холодной, жёсткой и отстранённой. У неё сложный характер, ей свойственна легкомысленность и перепады настроения. Она относится к романтическим отношениям с героем явно не так серьёзно, как он сам. Иногда мужчина не знает, где она и с кем, что заставляет его страстно ревновать её. Но всё же для него она — муза и почти божество: о ней он не может сказать ничего плохого, поклоняется ей и любит её, несмотря ни на что.

Автор создаёт и другие образы и символы в произведении:

  1. Бык и слон — уставшие от труда и жары, они могут уйти, отдохнуть в холодной воде или песке. Герой точно так же страдает от любви и ревности, что становится для него непосильным трудом, но, в отличие от этих животных, он не может сбежать и перевести дух.
  2. Другой поэт — если бы женщина мучила его так, он легко променял бы её на славу и деньги. Но для героя только имя возлюбленной является единственной радостью, а её краткая благосклонность — высшей ценностью.

Используя эти образы в стихотворении, Маяковский прибегает к приёму антитезы, противопоставляя себя уставшим животным и поэту.

Средства художественной выразительности

Поэзия Маяковского славится своей экспрессией и использованием большого количества художественных средств, из которых практически полностью состоит стихотворение «Лиличка». Многие из них отличаются своей яркостью и оригинальностью. Среди них:

Стих Маяковского «Лиличка»

  1. Метафоры: «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «душу цветущую любовью выжег», «слов моих сухие листья».
  2. Эпитеты: «мутная передняя», «дикий», «обиженные жалобы», «царственный слон», «холодные воды», «суетные дни», «взметённый карнавал». Среди них встречаются и авторские эпитеты: «крученыховский ад», «опожаренный песок».
  3. Олицетворение: «у любви твоей не вымолишь отдых». Она принимает черты музы поэта и предстаёт могущественным божеством, с которым непросто совладать.
  4. Гипербола: «надо мной, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа», «мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего имени». Это — излюбленный приём Маяковского. Здесь он необходим, чтобы показать, насколько огромна любовь поэта к женщине, его чувства приобретают поистине космические размеры и значимость.

Благодаря ярким эпитетам и метафорам создаётся цельная картина, читатель легко может представить комнату, в которой находится герой, увидеть образы, прочувствовать все переживания несчастного влюблённого.

В своих произведениях Маяковский часто занимался словотворчеством. В этом стихотворении он старается передать муки героя с помощью авторских неологизмо: «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась», «выреветь». Кроме того, он неслучайно использует сопоставление с быком и слоном: это крупные животные, страдающие от непосильного бремени.

Несмотря на всю свою экспрессию и эмоциональность, в тексте произведения не содержится ни одного восклицательного знака.

Таким образом, стихотворение Маяковского является ярким и оригинальным примером любовной лирики начала XX века. Оно актуально по сей день и остаётся понятным и близким каждому, кто хоть раз испытывал сильные романтические чувства.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector