В 1851 году итальянский композитор Джузеппе Верди написал свою знаменитую оперу «Риголетто», краткое содержание которой повествует об искренних чувствах, любви и самопожертвовании. Сюжет музыкального произведения наполнен интригами, предательством, изменой и мистикой. Верди впервые отступил от героической тематики и создал пьесу о человеческих пороках, порожденных социальным неравенством.
История создания
В основе сюжета музыкального произведения лежит драма Виктора Гюго «Король забавляется». Цензура посчитала, что пьеса подрывает авторитет королевской власти, и запретила ее. После многочисленных судебных процессов, вызвавших большой общественный резонанс, запрет снят не был.
Драма Гюго привлекла внимание Джузеппе Верди свободолюбивым настроением, бурными страстями и динамическим развитием сюжета. В 1850 году композитор разработал подробный план оперы. Для создания либретто он обратился к Франческо Пиаве, с которым сотрудничал много лет.
С содержанием пьесы первыми ознакомились венецианские цензоры. Они посчитали его слишком вольным и настояли на некоторых изменениях. Когда большая часть музыки была написана, Верди пришлось внести ряд поправок:
- действие сюжета перенесено из Франции в Италию;
- образ короля заменен герцогом;
- имя шута изменено вымышленным — Риголетто.
Несмотря на запрет драмы, созданной французским писателем, премьера оперы прошла с большим успехом. Ее неоднократно ставили в ведущих театрах Европы. В России премьера состоялась в 1853 году на сцене Каменного театра в Санкт-Петербурге. Произведение исполняли итальянские артисты. На русском языке опера была исполнена в 1859 году в Большом театре.
Действующие лица
Опера Rigoletto наполнена яркими, контрастными образами. Быстрое развитие сюжета помогает раскрыть их моральный облик, драматизм, настроение и эмоции. Главными героями произведения являются:
- Герцог Мантуанский — молодой красавец с легкомысленным и ветреным характером.
- Риголетто — шут при дворе герцога.
- Джильда — дочь Риголетто, молодая невинная девушка, влюбленная в герцога.
- Спарафучиле — наемный убийца, имеющий собственные моральные ценности.
- Джованна — служанка в доме Риголетто
- Маддалена — сестра Спарафучиле.
- Граф Монтерононе — пожилой человек, дочь которого обесчестил герцог.
- Графиня ди Чепрано — возлюбленная герцога Мантуанского.
В центре повествования находится образ старого горбатого шута. Под его уродливой внешностью и грубыми насмешками скрывается тонкое восприятие мира и любящее сердце. Ему суждено выполнять унизительную роль насмешника, ненавидящего и презирающего знать.
В противопоставление ему композитор создал внешне привлекательный и яркий образ герцога Мантуанского, отличающийся душевной пустотой и низменными страстями. Посмеявшись над горем Монтероне, Риголетто становится невольным убийцей собственной дочери. Таким образом, в коварном мире бессмысленное зло одерживает победу.
Краткое содержание
Герцог Мантуанский в своем дворце дает бал. Его внимание привлекает жена одного из придворных — графиня ди Чепрано. Веселую музыку и танцы прерывает появление графа Монтероне. Старик проклинает герцога за то, что тот обесчестил его дочь. Его слова вызывают смех у придворного шута Риголетто. Монтероне угрожает горбуну местью и проклинает его. Шут глубоко переживает случившееся, поскольку суеверен и тоже имеет дочь.
По дороге домой он думает над словами, произнесенными Монтероне, и замечает высокую фигуру. Это наемный убийца Спарафучиле, который предлагает Риголетто свои услуги. Дома старика ждет дочь Джильда. Риголетто очень переживает за нее и старается защитить от недобрых людей. Он приказывает служанке держать двери закрытыми. Дождавшись, когда шут покинет жилище, герцог Мантуанский, переодевшись бедным студентом, проникает в сад. Он платит служанке Джованне, чтобы она пустила его в дом. Встретившись с Джильдой, он пылко признается ей в своих чувствах. Девушка отвечает ему взаимностью.
На улице раздается шум. Это придворные герцога решили, что Джильда — любовница старого шута. Они решают похитить ее. Увидев герцога, они говорят ему, что решили украсть графиню де Чипрано, которая живет неподалеку. Они завязывают глаза Риголетто и просят подержать лестницу. После ухода придворных старик понимает, что случилась беда. Он снимает повязку и обнаруживает, что его дочь похищена. В этот момент он вспоминает о проклятии графа Монтероне.
Придворные сообщают герцогу, что похитили любовницу Риголетто. Он спешит на свидание с ней. Появляется шут, который разыскивает Джильду. Он догадывается, что дочь находится во дворце, но придворные не пускают его в покои герцога. Шут клянется отомстить обидчику. Ночью он встречается со Спарафучиле. В доме убийцы находится герцог, который клянется в любви Маддалене. Узнав об обмане возлюбленного, Джильда приходит в отчаяние.
Риголетто решает отправить дочь в Верону. Он нанимает Спарафучиле, чтобы тот убил герцога. Маддалена умоляет брата убить другого и подменить тело. Их разговор слышит Джильда. Переодетая в мужское платье, она жертвует собой ради возлюбленного. Шут получает мешок с телом. Он не догадывается, что там находится умирающая дочь. Проклятие свершилось.
Выразительные средства и особенности
Опера «Риголетто» — самое известное произведение великого итальянского композитора. Его действие построено на контрастах. В центре драмы находится образ шута. С одной стороны, это язвительный и насмешливый человек, с другой — любящий, нежный и тяжело переживающий горе отец. Ему противопоставлен легкомысленный любвеобильный вельможа, душевная пустота которого контрастирует с преданностью и чистотой Джильды.
Музыкальное сопровождение также наполнено противопоставлениями. Тревожная и трагическая музыка проклятия сменяется легкими и веселыми мелодиями бала и танцев, которые дополняет баллада в исполнении герцога.
Для персонажей композитор выбирает разные интонации. Они помогают раскрыть их характеры и внутреннее содержание:
- Герцога характеризуют непринужденные, легкие и изящные итальянские песенки — канцонетты, отличающиеся коротким ритмом и подвижным исполнением.
- Образ Риголетто отличает психологическая сложность. В его душе переплетаются противоречивые чувства. Трагизм персонажа предается с помощью кратких, напряженных, ритмичных партий.
- Легкие, игривые мелодии, чередующиеся с ариями, помогают создать образ Джильды. По мере развития сюжета вокальные партии главной героини наполняются драматизмом и становятся более насыщенными.
- Для описания придворных автор использует танцы — менуэт и ригодон, а также маршевую музыку.
Чтобы передать трагический характер музыкального произведения, Верди использует речетатив. Арии героев в начале исполнения имеют быстрый темп, который постепенно сменяется более медленным. Верди заменяет традиционные для итальянской оперы дуэты диалогами, которые имеют развернутый характер и передают индивидуальность персонажей. Содержание оперы Верди можно кратко изложить в читательском дневнике или использовать для сообщения о творчестве композитора.