М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жестокой политической реакции, возникшей в России после разгрома декабристов. Рассуждая о лирике классика, можно выделить основные мотивы: смерть, любовь, вольность, Родина. Но мотив одиночества в лирике Лермонтова является центральным. Смерть матери в раннем возрасте, а также сама личность писателя способствовали возникновению мыслей о несовершенстве мира. Помимо этого, поэт на протяжении всей жизни был одинок.
Истоки темы одиночества
Одиночество как ведущий мотив возник в результате того, что автор придерживался романтических традиций. Лермонтов не является романтиком, но в творчестве присутствует переплетение реализма и романтизма. Критики, анализируя, называют лирику поэта вершиной русской литературы и сообщают о новом «лермонтовском» романтизме. Он собрал в себе элементы творчества Пушкина, Баратынского, Жуковского и Байрона.
Лирический герой стихотворений Лермонтова имеет много общего с лирическим героем Байрона:
- Одинок, как и любой романтический герой.
- Его отвергает и не понимает мир.
- Стремиться к единению с природой, к свободе.
Главный герой Байрона презрительно относится к окружающей его толпе, он отстраняется от неё и не стремиться искать моральные компромиссы, а тем более к материальным ценностям. Вдохновившись таким персонажем, в ранней лирике Лермонтова возникает герой — жертва, изгнанник, который мечтает отказаться от скучного мира и уединиться.
Спустя время Лермонтов отходит от заимствованных образов, проявляется герой, свойственный только поэту. Классик осознал свою исключительность и уникальность, а с литературным учителем Байроном не хочет иметь ничего общего. Процесс отхода от подражания заметен в таких стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Подражание Байрону» («Не смейся друг, над жертвою страстей…»). В одном он называет Байрона своим другом, товарищем, а в другом указывает на полную индивидуальность.
Так происходило зарождение темы вольности в лирике Лермонтова. Они могут возникать как в отдельных произведениях, где рассказ ведётся от главного героя, так и переплетаться с мотивами природы, любви, Родины.
Тема вольности в любовных произведениях
В основе любовной лирики классика — одиночество, неудачи в амурных делах, разочарование. В жизни Лермонтов был скептиком, а основным развлечением было влюбить в себя девушку, которая помолвлена, уговорить её отказаться от свадьбы, после чего хладнокровно бросал избранницу.
Лермонтову не везло в любовных отношениях. Самую большую привязанность автор испытывал к Вареньке Лопухиной. Её образ присутствует в его творчестве. Девушка вышла замуж за другого мужчину, но несмотря на это, именно её черты он искал в других женщинах. «Мы случайно сведены судьбой» — это первый стих, посвящённый Лопухиной. Мотив этого стихотворения Лермонтова — одиночество, невзаимная любовь, разлука, невозможность счастья.
Екатерина Сушкова — одна из муз поэта, которая, однако, изменила ему. Не удивительно, что мотив одиночества ярко прослеживается в творчестве Лермонтова. В произведении «Нищий» присутствует мотив неразделённой любви. Автор сравнивает себя с нищим, которому дали вместо подаяния камни. Именно такими, если кратко, были взаимоотношения поэта с Сушковой.
В любовных отношениях классик остаётся непонятным, это видно в стихотворении «Благодарю», где он в иронической форме благодарит избранницу за все причинённые ему обиды.
Лирический герой не привык демонстрировать свои желанья «В альбом», он обвиняет судьбу в том, что девушка ему изменила («Не ты, но судьба виновата была»), присутствует зависть по отношению к тем, кто нашёл свою половинку. Герой приходит к мысли, что никто ему не поможет справиться с одиночеством.
Неразделённая любовь в пейзажной лирике
У Лермонтова мотив одиночества присутствует также в описаниях природы. Это может быть гроза, близкая душе лирического героя («Мцыри»), бушующее море или пустыня, в которой испокон веков уединялись одиночки — отшельники. В пейзажной лирике автор использует различные методы для демонстрации одиночества:
- Сам применяет параллелизм — классик сравнивает чувства героя с листком дуба, который оторвался. («Дубовый листок оторвался от ветки родимой», 1841 год).
- Даёт возможность читателю провести параллели — «Тучи», «Утёс», «На севере диком».
В поздней лирике природа становится более нежной и спокойной, но ощущается смятенность души, которая осталась наедине с природой.
Мотив одиночества в творчестве Лермонтова является центральным. Именно он наполняет его поэзию особым звучанием и смыслом. В основе произведений борьба романтического героя с окружающим миром. Для полного раскрытия этого конфликта Михаил Юрьевич применяет разные жанры, от поэм до элегий и стихотворений.