Повседневная жизнь в Петербурге оставила глубочайший след в душе Николая Васильевича Гоголя. Будучи очарованным Северной Пальмирой, литератор решил посвятить ей несколько своих произведений. Анализ «Невского проспекта» кратко ознакомит с идеей повести, ее художественным своеобразием. В дальнейшем он может стать полезным при составлении доклада или написании сочинения по литературе в 10 классе.
Год создания
Произведение входит в трилогию петербургских повестей наряду с «Портретом» и «Записками сумасшедшего». Впервые опубликовано в сборнике «Арабески» в 1935 г. Некоторые исследователи высказывали предположение, что начало работы Гоголя над повестями относится к 1831—1832 годам, но сохранившиеся рукописи и свидетельства позволяют проследить развитие гоголевского замысла лишь с сентября 1833 года.
По своему направлению произведение можно отнести к социально-критическому реализму, а по жанру — к повести.
История написания
Делая анализ «Невского проспекта», можно прийти к выводу, что Гоголь был подготовлен к тому, чтобы написать петербургские истории, жестокой школой жизни, которую ему лично пришлось пройти в молодые годы.
Прибыв в столицу из Нежина в 1829 году, он познал на практическом опыте и бедственное положение неимущего чиновника (переписчика в департаменте), и окружение начинающих живописцев, толкавшихся в классах Петербургской Академии художеств (Гоголь в свое время посещал ее).
Мотив повести
Работа над мотивом Петербурга заняла в творчестве автора особый период. В петербургских повестях остросатирический пафос гоголевского творчества увеличился. Социальная тематика ощутимо усилилась в сравнении с «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и «Миргородом». Правдивое мастерство писателя в этом направлении достигло своей кульминации.
Основной трагический мотив — красота, порабощенная уродством и взывающая к освобождению из-под власти столичной пошлости и разврата. Этот довод получил свое дальнейшее развитие в истории художника Пискарева, одного из главных действующих лиц произведения.
Композиция и структура
Повесть представляет собой переплетение двух повествований, связанных в единое целое. История содержит завязку: два приятеля — художник Пискарев и поручик Пирогов — встречают на Невском проспекте двух красавиц, после чего каждый преследует одну из них.
У обоих товарищей (и в этом сходство их историй) приключения получают неожиданный поворот и заканчиваются неудачей. Дальнейшее развитие событий происходило так:
- брюнетка, которую преследует Пискарев, казалась ему недосягаемым существом, идеалом женщины, но на самом деле была уличной красоткой;
- Пирогов преследует замужнюю женщину.
Дальше следует характерное для Гоголя переплетение юмора и трагизма. Смена интонаций, исполненных высокой лирической патетикой и сатирическим негодованием, особенно видна в кульминации и развязке:
- Пискарев предлагает падшей женщине замужество, но получает насмешливый отказ, затем он старается в опиумных сновидениях вернуть свой идеал на прежнюю высоту;
- поручика Пирогова высек муж с друзьями розгами на глазах у его пассии;
- Пискарев в отчаянии закончил жизнь самоубийством;
- Пирогов недолго страдал о поруганной чести и крушении своих надежд.
Этот внешний комический контраст между историями двух друзей ведет автора к трагическим размышлениям о современном обществе и его противоречиях.
Жанровый портрет Пискарева и Пирогова
Автор изобразил своего героя Пискарева слабым и несмелым, но возвышенным мечтателем. Его переживания великодушны и человечны.
Гибель художника содержит глубоко патетический и даже трагический элемент. Пискарев наивен, как робкий и слабый мечтатель, неспособный к борьбе за свои идеалы. И вместе с тем его грезы заключают в себе благородное содержание.
Его личная проблема сливается в композиционном изображении Гоголя с объективной трагедией красоты и человеческого достоинства в окружающем мире. Она ведет читателей к осознанию смысла о ненормальности общества, в котором красота — выражение гармонически развитой человеческой природы — поругана и развращена из-за господства грубого животного начала над благородным и человеческим. В этом главная проблематика повести. К такому заключению можно прийти, сделав анализ «Невского проспекта».
Гоголь характеризует Пирогова самодовольным мелким жуиром и столичным фатом. На протяжении краткой истории он не выходит из магического круга пошлости. Ею одинаково окрашены любовные удачи и неудачи Пирогова.
Катастрофа, завершающая любовное похождение, — сечение Пирогова разъяренным мужем и его пьяными собутыльниками. На этом позор поручика заканчивается. По этому эпизоду можно сделать вывод, каков он был по своей натуре, кем являлся, как автор относился к нему.
Характеристика произведения
Анализ повести позволяет сделать вывод, что именно Невский проспект представляет собой отображение дворянской России. Это отображение богатства, престижного величия и роскоши, ослепляющих небогатого фантаста вроде Пискарева. Но за сверкающим фасадом дворянского общества таится полное социальное вырождение.
Лоск и великолепие, завлекающие возбуждение и суетность столичной жизни, — мистификация, под оболочкой которой скрывается искажение человеческих ценностей, устремлений и суждений, — такой окончательный вывод писателя-сатирика.
Повесть начинается с изображения главной улицы столицы и сменяющейся на ней разнородной чередой персон всякого возраста и положения. Обзор проспекта в разные часы дает возможность Гоголю сделать своеобразный разрез Петербурга и всех классов его обитателей — зажиточного и неимущего, чиновного и нечиновного.
Перед читателями проходят русские мужики, мастеровые, содержатели магазинов, сонный чиновник с портфелем под мышкой, гувернеры всех наций с их питомцами, благородные аристократические дамы и господа.
Этот эскиз повседневной жизни Невского проспекта — не только пролог для разворачивающейся далее истории Пискарева и Пирогова. Он является своего рода предисловием ко всем повестям и даёт возможность автору с самого начала выставить на передний план основную для цикла тематику Петербурга.
Гоголевский Петербург
Житейский практический опыт позволил Гоголю изобразить в своей повести внешне блистательную Северную Венецию с ее общественными контрастами глазами несчастного художника-разночинца, «маленького человека» Пискарева.
В понимании Гоголя проблема столицы связана с вопросом настоящего и будущего России. Петербург и его описание — это не только место действия, а целый мир, живущий по общим законам жизни дворянского общества.
Те лица, что сегодня появились в определенные часы на Невском проспекте, в те же часы появятся на нем завтра. Один день в гоголевском Петербурге похож на другой, кажется, что он не собирается кончаться никогда. Каждый человек подчинен общему ритму и порядку жизни. Именно против сложившегося строя меркантильных жизненных отношений, порожденных им социальных, нравственных и эстетических представлений общества направлено негодование писателя.
Его современники, романтики 30-х годов, противопоставляли низкой действительности жизнь в мире мечты. Герой Гоголя сводит счеты с жизнью из-за невозможности осуществить свою мечту в действительности, поднять ее до уровня собственного гуманистического идеала.