Немецкая литература неспроста занимает значимое место в культуре всего человечества. Современную Европу сложно представить без творчества таких известных писателей, как Гофман, Гете, Мюнхаузен. Не менее выдающимся литератором по праву считается Фридрих Шиллер. Анализ «Разбойников» — известной драмы автора — позволит понять, насколько влиятельным было это произведение в зарождении нового жанра. Литературу такого типа назвали разбойничьими романами.
История написания
Работу над драмой писатель начал еще во время обучения в Военной академии Штудгарта. Молодому литератору пришлось публиковать оконченную в 1781 году работу за собственный счет, так как после прочтения труда все издатели отказывались печатать его. Несмотря на это, работа нашла отклик у театрального директора дона Дальберга. Презентация спектакля состоялась на сцене театра Майнгемского театра в 1882 году. Это и принесло автору небывалую известность.
Вдохновением для писателя стали классические произведения о благочестивых разбойниках, а также баллады о Робине Гуде. Образы главных героев преследовали Шиллера в повседневной жизни раздробленной тогда Германии, где банды разбойников управляли целыми районами и городами. После успеха театральной постановки авторский талант все-таки был признан. Писателя по праву стали называть первооткрывателем описаний быта и нравов простых людей в немецкой литературе. В его книгах негативные роли присваивались богачам, а положительные — беднякам, исполненным добродетели, в чем поможет убедиться краткий анализ «Разбойников» Шиллера.
Жанр и направление
Как идейному последователю «Бури и натиска», молодому писателю пришлось несладко. Достаточно вспомнить, как Шиллер определял жанр пьесы «Разбойники». Разбойнический роман объединил в своем творении сентиментализм, просветительскую идеологию, тематику борьбы богачей с бедняками. Хоть методы главных героев и сложно назвать правильными, перед читателями они предстают благородными людьми.
Жанровые особенности:
- При написании пьесы автор обращался к творчеству Руссо. Это проявляется в письменном рассмотрении идеи «естественного человека», отвержении цивилизованного мира, постоянных сомнениях в научно-техническом прогрессе.
- При этом Фридрих Шиллер умело разделял религиозную концепцию Руссо.
- Гармоничное объединение сентиментализма и романтизма.
Драматическое творение немецкого литератора действительно заканчивается трагично. Все близкие действующего лица Карла умирают. Ему же приходится сдаться властям.
Тематика и проблематика
Основная тема произведения — вражда и ненависть между родственниками, друзьями, способная убивать. Наряду с этим освещается автором идея об ответственности человека за свой выбор, совершенные замыслы и поступки, моральные обстоятельства.
В целом можно выделить несколько основных тем и проблем, рассматриваемых автором:
- Благородство. Писатель говорит о том, что поистине благочестивый человек будет оставаться таковым всегда независимо от образа жизни (даже будучи разбойником с большой дороги).
- Любовь. Тема основывается на Амалии Шиллер (романтичной натуре), остающейся верной своему возлюбленному. Когда встает вопрос о смерти или разлуке с избранником, девушка выбирает первый вариант.
- Смелость. Драматург показывает, насколько важно бороться с несправедливостью. Страдания, гибель уходят на второй план. Только идя по пути смелости, можно смело называть себя человеком.
- Жестокость. Проявляется она на примере судьбы таких действующих лиц, как Карл, Амалия, граф Моор. Они вынуждены страдать, находясь в поиске счастья, терпя жестокое и несправедливое отношение.
- Социальная несправедливость. Писатель демонстрирует, как финансовое и классовое неравенство превращает даже идеальных людей в злодеев, поступающих отчаянно, идущих против закона. Драматические герои вызывают сочувствие.
- Алчность. Желание получить как можно больше денег приводит Франца к неверному пути, нам котором один за другим всплывают плохие поступки. Именно они становятся причиной нравственного падения героя.
Освещение всех этих проблем говорит о том, насколько близка современному читателю драма Шиллера «Разбойники». Основной цели, которую перед собой ставил автор (подсмотреть самые сокровенные движения души), ему достичь удалось.
Герои и образы
Перед читателем предстают герои, которых можно охарактеризовать хуже, чем самих людей, ведущих разбойническую деятельность. С кем пьеса знакомит учащихся 8−9 классов, проходящих на литературных уроках это произведение:
- Старик (граф) Моор, желающий воссоединения семьи, любви между своими сыновьями. Мягкосердечный отец не верит в слухи, но вырванными из контекста фразами пользуется коварный Франц. Вскоре старик заболевает. Умирает глава семьи от непринятия того факта, что наследник всего его богатства стал разбойником.
- Франц Моор — младший сын графского семейства. Лживый, мстительный и алчный молодой человек желает завладеть отцовским имением. Для этого он использует грязные методы. В конце пьесы заканчивает жизнь самоубийством через повешение.
- Священник — постоянно выступает против Франца, называя его тираном, безбожником.
- Карл Моор — благородный, достойный уважения разбойник, забирающий богатство у зажиточных людей и отдающий его бедным. Он не считает себя преступником. Для него выбранное им ремесло — это возмездие. Набожный человек, которого съедает гордыня. Действует Карл, отталкиваясь от здравых суждений. Великодушный и щедрый юноша, вынужденный лишиться всего самого дорогого из-за собственных ошибок (убийства, разбой) и действий брата.
- Даниэль — честный слуга в замке графа 70-ти лет. Пытается натолкнуть Франца на истинный путь, рассказывая тому о сне про Страшный суд. Младший наследник имения просит слугу заколоть его, но тот отказывается, так как не хочет брать на душу грех.
- Амалия — верная любящая девушка, идеализирующая своего избранника Карла. Она готова уйти в монастырь, когда узнает о смерти любимого. Услышав о разбойничестве возлюбленного, девушка называет его ангелом и демоном, а затем становится жертвой его долга.
Также в каждом из пяти актов перед читателями появляются образы разбойников. Верные своему атаману, они не сдают героя.
В глазах Карла злодеи выглядят карающими ангелами. О них следует кратко упомянуть в сочинении или читательском дневнике.
Содержание и композиционные основы
Сюжетная линия Фридрихом Шиллером был позаимствована из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». Вторичное влияние оказали на композицию истории о благородных разбойниках, отбирающих деньги и ценности у богатых ради благосостояния бедняков. Разбойническая Германия того времени также сыграла не последнюю роль.
Повествование начинается с действия в старинном франконском замке. Граф Моор узнает о слухах, связанных с жизнью его сына Карла, известного своей безнравственностью и распутностью. Скорее всего, рассказы о похождениях юноши — выдумка, которую распространяет младший наследник главы дома Франц. Он желает завладеть всем отцовским имуществом, а также добиться расположения леди Амалии, любящей Карла.
Франц обманывает графа Моора, но тот не верит слухам. Хитрому младшему сыну приходится идти на крайнюю меру — он пишет письмо брату, что отец отрекается от него. Сам Карл на этот момент ведет размеренную жизнь. Полученное послание приводит юношу к отчаянию. Он становится заложником обстоятельств и связывается с бандитской шайкой старых товарищей.
В то время здоровье графа Моора ухудшается. Франц снова вступает в игру. Подкупает человека, говорящего отцу о смерти старшего сына. Амалия уличает ненасытного наследника во лжи, прогоняет пришедшего посланника. Из-за беспамятства старика младший сын объявляет всем о его кончине.
Разбойники под предводительством Карла становятся более властными и сильными. Главарь же ведет себя благородно, отдавая награбленное бедным людям. Он скучает по родным краям, отцу, Амалии. Замаскировавшись, герой решает вернуться домой. Возлюбленная не узнает его, а брат сразу показывает свою проницательность. Франц решает убить брата, узнает о здравии графа.
Банда разбойников совершает нападение на замок. Исход таков, что брат главного героя вешается на золотом шнурке, граф Моор умирает после того, как узнает о жизни старшего сына, Амалия спасается и принимает любимого таким, какой он есть. Она просит убить себя, Карм выполняет просьбу девушки. В конце отчаянный разбойник сдается местному крестьянину, у которого 11 детей, чтобы бедняк мог получить награду за поимку разыскиваемого всеми преступника.
Смысл и мораль
Можно долго думать, почему подобную судьбу прописал автор главным героям. Наверное, пьеса должна научить каждого читающего тому, что нужно ценить семью, близких людей, решать проблемы разговорами, не веря в чужие домыслы.
Довольно сложно объяснить смысл названия пьесы «Разбойники», несмотря на центральные образы и рассказы о жизни, деятельности злодеев, воров, кровожадных убийц.
Разъяснение кроется несколько глубже. Ведь в роли главного разбойника выступают, казалось бы, положительные персонажи, не имеющие ничего общего с расхитителями большой дороги и грозами богачей.
Отзывы читателей
Произведение Шиллера всегда считалось неоднозначным, заслуживало как похвал, так и критики. Кто-то использовал содержание пьесы как основу для других рассказов. Другие же осуждали автора из-за освещения острой для Германии темы того времени. Современные читатели также не остаются равнодушными к композиции.
Драма демонстрирует примеры искренней настоящей любви и показывает, насколько важно сохранять человеческое достоинство. Ведь именно этим люди отличаются от животных, озабоченных исключительно выживанием.
Главная идея произносится устами священнослужителя, который говорит о величине такого греха, как отце- и братоубийство. Его словам в конце драмы вторит Карл, осознающий, что совершенными злодеяниями невозможно изменить мир и соблюдать законы. Думаю, именно это становится главной идеей пьесы.
Сломленному герою приходится бороться с постоянными моральными противоречиями в ожидании физической расправы. Это должно послужить уроком для современных людей. Нужно тысячу раз подумать перед тем, как пойти на злодеяние.