В одноименном произведении Островского крайне неоднозначен и символичен образ грозы. В пьесе «Гроза» роль ее многогранна. Образ этого явления включает в себя разные смыслы, которые гармонируют и дополняют друг друга, желая показать, какими могут быть грани проблемы. Автор дает несколько интерпретаций этому феномену.
Природная стихия
Совершенно понятно, что определённую роль играет сцена грозы в пьесе. Но какую именно, можно узнать, проанализировав, с чем стихия символизируется. В первом значении гроза символизирует явление. Природные зарисовки имеют большой смысл в произведении, они дополняют и подчеркивают сюжет.
Так, можно увидеть, какую роль играет в пьесе «Гроза» пейзаж, живописный и спокойный. Он — предвестник. Например, Картина бескрайних просторов Волги соответствует мечтам Катерины о свободе и независимости. А описание буйной стихии предшествует ее самоубийству. Гроза служит катализатором для развития действия и стимулирует возникновение конфликта.
Можно проследить, как стихия набирает силу от первого действия к четвертому. Жители города фактически живут в ожидании грозы, испытывая первобытный ужас перед природным явлением.
В первом же действии читатель наблюдает признаки надвигающейся стихии: слышатся раскаты грома, сверкает молния. При этом природное явление то набирает силу, то успокаивается. Но даже в ясный день, с очевидной тревогой, ждут герои прихода пьесы грозы.
Какую роль играет ее образ для них, можно понять, узнав, чем грешны перед небом жители городка.
Однако не все обитатели Калинова видят в феномене наказание и символическое значение. Кулигин воспринимает ее как бытовое явление. Изобретатель-самоучка в отличие от многих жителей города живет по совести, честно зарабатывает и думает о благе общества. Он не находится в постоянном ожидании кары за свои проступки. Кулигина удивляет, почему общественность так реагирует на явление, для него это величественное и притягивающее зрелище. Такую цитату он использует, чтобы показать свое отношение к стихии: «Не гроза это, а благодать!».
С опаской ждет природного явления Катерина Кабанова, но боится она по другим причинам. Если остальные жители ждут стихию, как наказание за содеянное, то героиню, спокойную и уравновешенную по своей натуре, на подсознательном уровне пугает буйство стихии и ее неуправляемая энергия. Тревогу она пытается объяснить с философской позиции: «не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».
Драма Катерины
В лице молодой Кабановой автор показывает традиционный образ непорочной и сильной духом русской женщины, в душе которой разыгрывается самая настоящая гроза. Катерина, которая по натуре своей является мечтательной, чистой и неспособной на притворство, не может жить и нормально функционировать в обществе обитателей города, ежедневно подвергаясь окружающей ее лжи и нападкам свекрови.
В душе героини постепенно зарождается настоящий протест против устоев местного «темного царства» — словно облака чернеют перед грозой. Катерина воспитывалась в атмосфере любви и заботы — такие выводы можно сделать из ее упоминании о родительском доме:
- «точно птичка на воле»;
- «маменька в ней души не чаяла»;
- «работать не принуждали»;
- «вышивала, ходила в церковь, гуляла».
Ей тяжело смириться с гнетущей обстановкой и несправедливостью в доме супруга. Такой образ жизни тяготит Катерину и делает ее несчастной. Чему свидетельствуют следующие ее выражения:
- «Я у вас завяла совсем… Такая ли я была!..»;
- «Да здесь все как будто из-под неволи»;
- «Никогда не быть мне свободной».
В душе девушки неизбежно разразилась ее собственная гроза, начинающаяся с тревоги и смятения, которые вызывает запретная любовь к Борису, и заканчивающаяся чувством непростительного греха перед людьми, что приводит к покаянию. Внутренний конфликт толкает главную героиню на самоубийство.
Аллегория любви
Чувства Екатерины и Бориса также можно сравнить с природным явлением. Подобно стихии, они неудержимо и стремительно развиваются. Как и гроза, эта запретная любовь не приносит счастья никому из героев. Катерина, несмотря на то что не любит Тихона, является его законной женой и давала клятву верности.
Борис — единственный приезжий обитатель Калинова. Он неглуп и достаточно образован. Борис лучше других понимал Катерину, однако в силу своей нерешительности и жажды наследства оказался не в состоянии ей помочь, тем самым демонстрируя в себе самые отрицательные качества типичного обывателя города — трусость, скупость, лицемерие и покорность. Чувства героев изначально обречены на быстрый трагичный финал.
Гроза как социальное явление
Чувства в душе главной героини перерастают в стихию во всем калиновском обществе. На фоне этого явления разворачивается все действие пьесы. Причиной духоты в воздухе является не только летний зной. Людей душит злоба и власть тех, кто имеет деньги. Раскаты грома предвещают назревающий конфликт.
Порядки в городе устанавливают ограниченные, завистливые и жадные люди, которые являются «цветом» общества. Среди ярких представителей «темного царства» особенно выделяются:
- Помещик Дикой — грубиян и самодур, чувствующий свое превосходство над людьми. Он пользуется покорностью народа и всевластием денег.
- Купчиха Кабаниха — приверженица старых порядков. Она отрицает все новое и живое, основой брака и прочных семейных отношений считает страх.
- Странница Феклуша — сплетница, поддерживающая и поощряющая невежество горожан.
Властью и авторитетом они угнетают жителей города. Ими были установлены свои порядки. Жизнь в Калинове подчиняется следующим законам:
- властью обладают те, у кого есть деньги;
- человек может подвергаться унижениям и оскорблениям;
- запрещены любые проявления живых человеческих чувств;
- для того чтобы не подвергаться гонению со стороны власти, следует врать и приспосабливаться;
- процветают ханжество, самодурство и консерватизм.
А. Н. Островский через образ грозы демонстрирует, что обществу, не дающему человеку возможности проявлять свои лучшие качества и высокие чувства, грозит разрушение.
Таким образом, это природное явление носит характер социального и вызвано оно накалившейся взрывоопасной обстановкой.
Символ обновления
После окончания стихии в природе воздух становится свежим и чистым. Удушливая атмосфера разряжается грозой, которая символизирует перемены. В пьесе после произошедших событий также появляется надежда, что произойдет обновление в этом замкнутом и невежественном душном обществе.
Первым начинает «просыпаться» слабохарактерный и инфантильный Тихон Кабанов. После самоубийства Катерины он идет против собственной родительницы и считает ее виновной в смерти супруги: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…» В его обличающей финальной реплике «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучиться!» читатель видит протест против домостроевских порядков Калинова, насилия над свободой и волей человека.
Тихон через эти слова заявляет о невозможности существования в таком аморальном и безнадежно устаревшем обществе.
Конечно, одной грозы недостаточно, но и это прозрение является глотком свежего воздуха для жителей города. Смерть Катерины заставляет общество переоценить свои устои и обличает все его пороки.
Плата за грех
Несмотря на то что в глазах автора, читателя и всего калиновского общества Катерина осталась символом чистоты и высокой нравственности, она нарушила традиционную мораль, изменив мужу, и не осталась безнаказанной. Грозе, ставшей фатальной для героини, предшествует появление фигуры сумасшедшей барыни, сопровождающееся раскатами грома и предрекающее скорую гибель. Так, стихия символизирует наказание для согрешившей героини.
Для русской литературы второй половины XIX века тема преступления и дальнейшей расплаты становится актуальной. Один из ярчайших примеров — знаменитый роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
В судьбе главной героини «Грозы» эта тема остро поднимается и находит отклик. Катерина не может простить себе грех и не выносит порицания общественности. Борис после их вынужденной разлуки произносит фразу: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»
Если говорить кратко, то гроза в произведении Островского — не просто проявление стихии, но и олицетворение грядущих перемен. Город Калинов, который является вымышленным, — это собирательный образ типичных провинциальных городков того времени. Их обитатели цепляются за изжившие себя патриархальные устои.
Изображая конфликт одной семьи, автор обличает проблемы нравственности и духовности российского общества середины XIX века и дает красочное описание купечества.
Писатель интересовался бытом и порядками русских купеческих семей. Написанию пьесы предшествовала исследовательская работа — А. Н. Островский посетил Тверь и Торжок, где стал очевидцем сохранившихся со времен новгородской старины пережитками в виде девичьей свободы и затворничества женщин после замужества.
Эти наблюдения можно видеть в противопоставлении образа жизни незамужней Варвары и отягощенной брачными узами Катерины. Пьеса также посвящена судьбе русской женщины в непростую эпоху переворотов.
Образ Катерины довольно противоречив — верующая девушка с высокими моральными принципами дважды нарушает религиозные законы, поскольку чувство внутренней независимости оказывается выше заповедей Бога. Двойственные мнения по поводу неоднозначного персонажа Катерины Кабановой и полемика, вызванная современниками Островского, свидетельствуют о нетривиальности и актуальности персонажа.
Предоставленный материал поможет написать мини-сочинения по произведению Островского «Гроза» об образе грозы в пьесе. Большое значение в этом творении имеют и песни, их анализ также будет полезен ученикам, чтобы лучше понять смысл произведения.