Характеристика главных героев рассказа Толстого «После бала»

Рассказ Толстого «После бала» Сочинения

В рассказе «После бала» автор описывает реальный жизненный случай, приключившийся с его братом во время обучения в Казанском университете. Писатель много лет вынашивал идею облечь историю в художественную форму, но опубликовано произведение было только после смерти Толстого. Характеристика главных героев «После бала» отражает отношение разных слоев общества к такому явлению, как регламентируемые законом телесные наказания.

Белое и черное

В рассказе «После бала» герои, имеющие реальных прототипов, символичны, как и выбранный автором календарный период — канун и утро Чистого понедельника — время прощения и духовного очищения.

Утверждение находит основание в отлучении писателя от Православной Церкви в результате затянувшегося конфликта, случившееся в 1901 году. Толстой открыто отрицал основные догматы Церкви и критиковал огосударствленное христианство, поддерживающее обрядную видимость, но утратившее основы учения Христа, заключающиеся в человеколюбии и готовности к прощению.

Идеи гуманизма

К середине XIX века в России среди образованной молодежи стали популярны идеи гуманизма и просветительства, вылившиеся в движение, получившее название «хождение в народ». Недоучившиеся студенты ехали в сельскую местность, где работали фельдшерами и учителями.

События, описываемые в рассказе, относятся к сороковым годам. Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, на время событий:

  • был студентом университета;
  • не придерживался «никаких теорий»;
  • не состоял в «никаких кружках».

Рассказчик на балу

Рассказчик и прочие персонажи «После бала» показаны совершенно аполитичными. Студенты «учились и веселились», «богачи-хлебосолы» давали балы. Однако первые уже не могли вместить то, что всеми «признавалось необходимым», но в их глазах выглядело, как неоправданная жестокость и несправедливость.

Характеристика героев «После бала» указывает на трещину, пробежавшую по поверхности светского общества и предвещающую близящийся внутренний раскол на либерально и консервативно мыслящее крыло.

Внешне похожие

Полковник Петр Владиславович и его дочь Варенька

Если принимать во внимание символичность образов героев «После бала», то «богатый» студент персонифицирует настроение и внутреннее состояние молодой и образованной прослойки социума, принадлежащей к среднему и высшему обществу, в которой возрастают идеи «равенства перед законом» всех людей независимо от сословий. В то же время полковник Петр Владиславович и его дочь Варенька, также представляющие людей света, являют собой полное согласие и довольство существующим порядком вещей и его безоговорочной поддержкой.

То есть, два, по сути, второстепенных персонажа сливаются в один образ, занимающий центральное место в истории. Такое предположение усиливает внешняя похожесть, которая отчетливо прослеживается в таблице:

Внешний облик Отец Дочь
Общее впечатление «Красивый, свежий старик» «Замечательная красавица»
Осанка «Статный, высокий» «Высокая, стройная, величественная»
Улыбка «Ласковая, радостная» «Ласковая, веселая»
Глаза «Блестящие» «Прелестные, блестящие»

К описанию образа полковника следует добавить, что относился он к типу военных начальников, над которыми за глаза подсмеивались за ярко выраженное солдафонство, проявляющееся в слепой приверженности букве устава, отсекающей в служебных отношениях любые ориентиры на человеческий фактор.

Наказуемый человек

Наказуемый человек

На основании образного анализа рассказа «После бала», главные герои выстраиваются в причинно-следственную цепочку, которая замыкается на человеке, подвергаемом экзекуции. Это солдат-дезертир, татарин по национальности, которого «гоняют за побег».

Причины оставления службы не указываются, так как в любом случае наказание несоизмеримо с провинностью. Татарина тащат сквозь строй, и каждый солдат наносит ему удар шпицрутеном.

Если продолжать исследование каждого эпизода в символическом направлении, то наказуемый солдат олицетворяет собой самую незащищенную и бесправную часть населения Российской Империи. Рекрутов для профессиональной армии набирали на 90% из крестьян, но многие национальные меньшинства были освобождены от воинской повинности.

Положение менялось, если иноверец принимал христианство. С одной стороны, он получал свободу, даже если находился в рабстве у какого-либо племенного князька или мурзы. С другой стороны, как казенный крестьянин, подлежал мобилизации.

Избиваемый не посылает проклятий на голову плачей, но лишь просит о милосердии. Невольные «палачи» не имеют возможности допустить жалость, так как сами находятся под угрозой телесного наказания.

На примере поведения татарина демонстрируется господствующие в низах общества настроения, выражающиеся надеждой на Бога и ожиданием царской милости. Крестьянские массы еще долго будут оставаться инертны в плане политической агитации, что в полной мере прочувствовали «народники» начала 70-х в своих неудачных попытках пропаганды революционных идей.

Любовь ушла

В большей части своей истории рассказчик описывает высокие чувства, которые он испытывает к восемнадцатилетней красавице. Любовь молодого человека настолько сильна, что распространяется на всех окружающих, а к отцу и матери девушки влюбленный и вовсе испытывал «восторженно-нежное чувство». Своей любовью он «обнимал весь мир» и был «бесконечно счастлив», тем более что Варенька не отвергала ухаживаний и проявляла знаки особого внимания:

  • во время танцев «не смущаясь, шла прямо к нему»;
  • просила «вальсировать еще и еще»;
  • подарила «перышко от веера» и перчатку при расставании.

Проведение экзекуции, которой руководил отец Вареньки

Но любовь, живущая в сердце героя, «пошла на убыль», после того как Иван Васильевич стал случайным свидетелем проведения экзекуции, которой руководил отец Вареньки. Руководил с особым рвением и беспощадностью, самолично избивая солдат, проявлявших, по его мнению, снисхождение к провинившемуся.

Вместо задумчивой улыбки возлюбленной, студенту виделось «злобно нахмурившееся» лицо полковника. В такие моменты он чувствовал себя «неловко и неприятно». Возможно, это происходило от ощущения сопричастности дочери делам отца. Недейственной, молчаливой, но сопричастности, обусловленной:

  • положением в свете;
  • материальным благосостоянием;
  • родственной близостью;
  • пониманием тайной для рассказчика «необходимости» происшедшего.

Иван Васильевич оговаривается, что увиденное не было воспринято им сразу и категорично, как «дурное дело». Душевное мучение происходит от недоступности понимания целесообразности, оправдывающей жестокость.

Анализ на автобиографичность

Происшествие перевернуло жизнь Ивана Васильевича. Он констатирует, что сколько «ни старался, не смог узнать» то, что всем известно и все объясняет. «А не узнав», отказался от военной карьеры и вовсе от всякой службы.

Биография молодого писателя во многом сходна с судьбой героя. После университета Толстой возвращается в родовое имение и пытается ввести новшества, способствующие облегчению жизни крестьян. Он организовывает школу для крепостных, где активно преподает сам.

Лев Николаевич Толстой

Писатель чурается государственной и военной службы, хотя высшее образование и графский титул открывают перспективы на любом из поприщ. И только неожиданное увлечение игрой в карты, повлекшее крупный проигрыш, и предложение старшего брата, с которым Лев Николаевич был очень близок, вносят коррективы в жизненную позицию автора рассказа. Он уезжает на Кавказ, где сдает экзамен и поступает юнкером в артиллерийский полк.

Служба в действующей армии нашла отражение в повести «Казаки» (Кавказская война) и «Севастопольских рассказах» (Крымская война).

Очень долго молодой Толстой не чувствовал влечения к женщинам. Дневниковые записи передают переживания и сомнения писателя в традиционности своей половой ориентации, которые, впрочем, опровергаются отвращением к проявлениям гомосексуальности, последующими жаркими романами и женитьбой в 34 года.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector