Анализ произведения «Медный всадник» Пушкина: сюжет и композиция

Анализ поэмы медный всадник Сочинения

Поэма «Медный всадник» — одна из самых значимых работ А. С. Пушкина. В ней поэт завершает свои размышления о личности Петра I, которые ранее были описаны в стихотворении «Стансы» 1826 года, в романе «Арап Петра Великого» 1827 г. и в поэме «Полтава» 1828 г. В «Медном всаднике» на первый план выходит конфликт интересов личности и государственной власти. Отдельного внимания стоит краткий анализ произведения «Медный всадник».

История создания

Пушкин

Это была так называемая вторая болдинская осень: поэт выезжал в Казанскую и Оренбургскую губернии, чтобы узнать больше о восстании Пугачёва для своей «Истории Пугачёва». На обратном пути в октябре 1833 г. он остановился в Большом Болдино, где провёл около полутора месяцев. Как и в первую «болдинскую осень» 1830 г., Пушкина посетило небывалое количество идей, и он написал наряду с «Медным всадником» такие выдающиеся произведения, как «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне».

Николай I, который был тогда «личным цензором» А. С. Пушкина, допустил в печать только вступление (под жанровым определением «отрывок из поэмы»), где пышно возвеличивались император Пётр I и Петербург. Полный текст поэмы был опубликован только в 1837 г., уже после смерти Пушкина, с цензурными правками. Без цензуры её можно будет прочитать только в начале XX века.

Сюжет и композиция

Жанр «Медного всадника» определяется как поэма, хотя автор и определил своё творение по-своему — «петербургская повесть», что намекает на жанровое своеобразие произведения. Поэма написана четырёхстопным ямбом — такой стихотворный размер характерен для Пушкина. Она относится к направлению реализма.

Поэма состоит из следующих частей:

Медный всадник анализ произведения

  1. Вступление, отвлечённое от основного повествования. Здесь торжественным тоном (с элементами оды) автор рассказывает, как Пётр I решает основать Петербург. Следует красочное описание Северной столицы через сто лет и личное послание поэта: «Люблю тебя, Петра творенье…»
  2. Часть первая. Здесь автор вводит героя поэмы Евгения, ещё не подозревающего, какая участь его ждёт. Тем временем в Петербурге начинается наводнение: сильный ветер мешает Неве впадать в море, и река разливается, неся разрушения и смерть. Это завязка произведения.
  3. Часть вторая. Буря улеглась, Евгений ищет свою возлюбленную Парашу, но так и не находит — её дом снесло наводнением. Евгений сходит с ума и становится бродягой. Кульминация произведения: он натыкается на Медного всадника и сгоряча обвиняет его в строительстве города на воде. И тут же убегает в страхе — ему мерещится, что всадник преследует его. Поэма завершается тем, что Евгения находят мёртвым на островке, куда наводнение вынесло домик Параши.

Характеристика героев

В анализе поэмы «Медный всадник» необходимо выделить главных действующих лиц:

Медный всадник анализ

  1. Евгений — главный герой произведения. С самого начала первой части в поэме кратко говорится о том, насколько Евгений ординарная и непримечательная личность: он «где-то служит», единственная его страсть — возлюбленная Параша. Предел его мечтаний — жениться, обустроить «приют смиренный и простой» и умереть в окружении детей и внуков. В то же время в характере Евгения есть и благородные черты: он намеревается, несмотря на бедность, добывать «независимость и честь» упорным трудом. Он, не страшась беспокойной ещё Невы, бросился искать её, едва улеглась буря.
  2. Пётр I предстаёт в двух ипостасях. Во вступлении император собственной персоной оглядывает болотистый северный пейзаж и решает воздвигнуть город. Здесь его образ однозначно благородный, он «дум великих полон». Далее в произведении Пётр фигурирует уже в образе памятника императору на Сенатской площади.

Памятник на самом деле отлит из бронзы, и, назвав его медным, Пушкин делает образ более тяжелым и приземлённым. Всадник холоден и равнодушен к страданиям простых людей, он не позволяет оспаривать свои решения.

Тема и основная мысль

Проблематика произведения отслеживается довольно чётко: на первом плане в поэме — проблема конфликта интересов власть имущего и обывателя, контраст между великим и ничтожным. А. С. Пушкин пытается выяснить, какова роль простого человека с его нуждами в жизни огромной империи. Для этого он создал весьма необычный конфликт между «маленьким человеком» Евгением, которому даже не утруждался дать фамилию, и великим императором, жившим столетием ранее. Политика Петра косвенно повлекла за собой наводнение, в котором Евгений потерял возлюбленную, но он не может взбунтоваться — власть в образе медной статуи жёстко пресекает малейшую попытку возмутиться.

Медный всадник жанр

Автор не даёт однозначного ответа на вопрос, кто из них прав, и не встаёт открыто на сторону кого-либо из них, заставляя читателя задуматься об этом самостоятельно и вкладывать в произведение свой смысл. Даже у критиков в литературной среде были разные взгляды на конфликт поэмы: одни сочувствовали Евгению, другие (как, к примеру, В. Г. Белинский) считали его неизбежной и даже закономерной жертвой исторических событий.

Вывод, значение поэмы

Данный анализ «Медного всадника» Пушкина показывает неоднозначность действующих лиц и конфликта произведения, что вполне соответствует гению А. С. Пушкина. Его творчество часто поднимает острые вопросы, которые не только отвечают на его злобу дня, но и сохраняют своё значение на века вперёд. Тема личности и государства — один из таких вопросов.

Поэма в острой и находчивой манере Пушкина, где каждый стих создаёт яркий образ, старается его раскрыть через столкновение героев совершенно разных классов.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector