Карело-финский эпос «Калевала»: характеристика главных героев

Карело-финский эпос «Калевала» Сочинения

Финский лингвист Элиас Лённрот является одним из составителей и авторов фольклорной эпической поэмы «Калевала». Характеристика главных героев, а также сюжетные перипетии и нравственные проблемы, поднимаемые этим произведением народного творчества, позволяют лучше ознакомиться с бытовой жизнью и мировосприятием карелов и финнов.

Краткая история создания

Считается, что датой «рождения» эпоса Калевалы (ударение на первую гласную «а») является 28 февраля 1834 года — в тот день Элиас Лённрот, будучи в то время врачом, в впервые встретился с тремя карельскими рунопевцами, поведавшими ему истории и сказания из карело-финской мифологии. Он решил объединить все руны (эпические песни) в один сборник.

Этнографические материалы путешественник сумел получить при своей одиннадцатилетней поездке по Восточной Финляндии и русской Карелии, из которой самыми важными пунктами считаются:

Элиас Лённрот

  • Посещение Архангельской и Олонецкой губернии в 1829—1832 годах, заимствование пословиц и поговорок, многие из которых вошли впоследствии в былины и предания, включённые в «Калевалу».
  • Путешествие в Приладожье, Реболы и Каскеснаволок (1831 год) — фольклорная экспедиция по записи рун и встреча с рунопевцами.
  • Знакомство с лучшими финляндскими песенниками и сказителями того времени — Ваасилой Киелевяйненом и Архипом Перттуненом в 1834 году, а также путешествие в Войницу, Ювалакшу, Ухту и общение с жителями Ладвозера (неподалёку от реки Кемь).

Всего в окончательный вариант эпического сборника вошло 50 рунических песен различного характера и направления — от героических сказаний и восхваления богов до воспевания природы и поучений для подрастающего поколения. Список героев «Калевалы» включает в себя свыше 20 персонажей, среди которых 7−9 относятся к главным, остальные — к второстепенным.

Ребёнку для лучшего запоминания непростых имён героев желательно вести читательский дневник; также будет полезным после прочтения произведения составить и разгадать кроссворд на эту тему или же сделать краткую наглядную презентацию о прочитанном (благо, что сюжеты в эпосе читаются легко и чем-то напоминают древнегреческие мифы). Усвоению материала также поспособствует прохождение творческих тестов, основанных на событиях эпоса.

На тему «Калевалы» нередко проходят различные этнические фестивали (как правило, в самой Финляндии, а также в Карелии и Республике Коми), в которых принимают участие ученики 4−9 классов, рисуя картинки и делая костюмы полюбившихся персонажей.

Персонажи эпоса

У героев прослеживается национальный колорит и чёткая связь с народом. Как и в мифах других народов, произведение начинается с создания Вселенной и описания первых дней сотворения. Все люди (как и герои этих сказаний) возникли благодаря своему предку Калеву (от кого и произошло название эпоса). У каждого персонажа имеется своя сюжетная линия, которая органично встраивается в общее повествование. Содержание мифов может быть как связанным между собой, так и представлять собой отдельные и независимые истории.

Калев — отец всех живых

Калев — это легендарный великан-богатырь, который, по преданиям, был отцом трёх финских богатырей (что пересекается с русской мифологией). Он являлся полубогом и правил финской землёй справедливо и мудро. О нём предоставляется мало информации в произведении, но его моральному облику присущи такие качества:

Калев — отец всех живых

  • Доброта.
  • Любовь ко всему живому.
  • Почитание верховного бога Укко.

Земля, на которой он жил, получила его имя («Калевала» — земля Калева). Её населяли не только люди, но и боги. Также в некоторых мифах ему приписывают роль покровителя земледельцев и охотников. Любопытно, что на протяжении всех 50 рун в произведении не идёт речь о государстве или же о сплочённом сообществе людей — события эпоса сфокусированы в той или иной мере на семье человека.

Песнопевец Вяйнямёйнен

Один из ключевых персонажей, чьей матерью была богиня моря Ильматар. Вяйнямёйнен исполняет песни на кантеле (аналог гуслей) и нередко прогоняет злых духов силой своей музыки. К его образу следует отнести несколько типично «шаманских» черт:

  • Он чаще действует колдовством, чем копьём или мечом.
  • Регулярно общается с природой на равных, причём может управлять ею так же свободно, как и своим телом.
  • Воспринимает мир как взаимодействие духов.
  • Если кратко, то, как и многие аналогичные по типу персонажи, он появился на свет «чудесным образом» (посредством непорочного зачатия его матери-богини).

Певец, помимо музыкальных данных, обладал недюжинной силой, смелостью и смекалкой. В финской мифологической литературе Вяйнямейнен является своеобразным аналогом Аполлона и Геракла — он тоже был вынужден выполнять странные и вычурные задания (достать с неба звезду, вспахать змеиное поле). Образ этого старца и сегодня является одним из любимых и популярных в Финляндии.

Двойственный Йоукахайнен

В разных редакциях рунических песен этот персонаж выступал и в роли друга Вяйнямейнена, и в роли его заклятого врага. Демоническая версия Йоукахайнена связана с мифом про зависть.

Двойственный Йоукахайнен

Однажды в земли Калевалы приехал молодой волшебник, которому покоя не давала слава старика-песнопевца, совершавшего чудесные подвиги. Он вызвал старца на бой, однако Вяйнямейнен его разоружил, и тогда юноша предложил ему свою сестру Айно взамен на жизнь. Мудрый старик согласился, однако сестра не хочет замуж за старика («будь он хоть сын бога») и топится в озере. А сказитель поёт печальную песню о том, что несчастная любовь затрагивает всех без исключения.

Однако есть миф, согласно которому молодой и неопытный волшебник Йоукахайнен решает обучиться колдовству и отправляется к лучшему волшебнику — Вяйнямейнену. Тот вызвал его на учебный бой, после которого и принял решение заботиться о талантливом юноше, как о сыне.

Также есть сказание о том, как молодой человек решил состязаться с известным старцем в пении и музыке — и тоже потерпел фиаско.

Красавица Айно

По легенде, когда родители узнали о проигрыше Йоукахайнена и о том, что теперь нужно отдать замуж свою дочь за прославленного соперника, они бурно обрадовались («Всплеснула мать руками, да не от печали, а от радости: Ты же нашёл для Айно лучшего жениха на этом свете!»).

Среди качеств девушки стоит назвать:

  • Честность, порядочность.
  • Принципиальность.
  • Храбрость, сила воли.
  • Целеустремлённость.

Красавица Айно

Айно является символом любви в финском фольклоре — она отреклась от кавалера, который обладал всеми благами на Земле просто потому, что не любила его и не считала правильным идти против своих принципов. Утопившись, она обратилась в рыбу, хотя в других редакциях она стала морской нимфой (аналог русалки).

Кузнец Илмаринен

Это брат Вяйнямейнена, управляющий погодой и климатом Карелии. Также именно он подарил людям огонь и был первым, кто выковал из железа орудия труда. Илмаринен спас своего брата от позора, когда тот пытался выполнить поручение, связанное с созданием чудесного предмета, самого по себе приносящего дары — он построил мельницу Сампо (аналог рога изобилия). Илмаринен отличается искренностью, простотой и доверчивостью — на протяжении всех рунических песен его неоднократно обманывают разные персонажи.

Женился кузнец на красавице с «чёрным сердцем», которая была полной противоположностью мужу — завистливая, хитрая и злобная. Однако он всё равно любит её, невзирая ни на что. Однажды его жена разозлила пастуха, жившего у них дома, и тот наслал на нее медведей и волков. После смерти возлюбленной Илмаринен выковал себе статую жены из золота (аналог Пигмалиона), однако бездушный кусок металла не принёс ему никакой радости.

Несчастный мститель Куллерво

Несчастный мститель Куллерво

Пересказ судьбы этого персонажа отражает фаталистические верования финско-карельского народа. Пастух Куллерво растёт сиротой — его отца убивает собственный брат из чувства зависти. Мальчика отдают на услужение Илмаринену, где тот становится пастухом. У него происходит конфликт со злобной женой кузнеца, вследствие чего он убивает её и отправляется искать свой дом.

Дома он встречает прекрасную девушку, к которой у него вспыхивает любовь. Через короткое время Куллерво с ужасом узнаёт в ней свою родную сестру (напрашивается сравнение с греческим Эдипом), отчего та заканчивает жизнь самоубийством, а он начинает мстить всем своим родственникам.

В рунических песнях указывается, что у Куллерво был добрый, отзывчивый и решительный характер. Сложись его жизнь немного иначе, и из него вырос бы порядочный молодой человек с открытой и сострадательной душой. История пастуха заканчивается тем, что он, одержимый местью, сжигает деревню ненавистного дяди, а затем бросается телом на меч.

Лемминкайнен — любитель приключений

Лемминкайнен (Лемминкяйнен) — беззаботный и весёлый рыбак, любящий охоту и странствия по миру. Беспечность этого персонажа предопределила его печальную судьбу — однажды его отправили поймать волшебного лебедя, плавающего в озере подземного царства Маналы. Там Лемминкайнена подстрелил слепой старик. Однако на этом история персонажа не заканчивается:

  • Его мать не смогла вынести горя от потери сына — она пошла в подземное царство, забрала тело умершего и оживила его при помощи магической воды (что частично пересекается с египетскими мифами про Осириса и Изиду).
  • После возрождения Лемминкайнен нисколько не растерял своего оптимизма — он продолжил свои путешествия по миру.
  • В итоге он отомстил убившему его старику, после чего отправился в изгнание.

Лемминкайнен считается одним из главных персонажей наряду с кузнецом Илмариненом и певцом Вяйнямейненом. Карелы почитали его как одного из покровителей путешественников и сказителей.

Коварная Лоухи

Коварная Лоухи

Старуха Лоухи — мать жены Илмаринена, отрицательный женский персонаж, по своим качествам напоминающий бабу Ягу у русских народов или аналогичных ведьминских героев. Лоухи причиняет людям одни лишь беды, однако именно в борьбе с ней основные герои эпоса «Калевалы» проявляют свои лучшие качества — взаимовыручку, помощь оказавшимся в тяжёлой ситуации, сострадание и любовь к ближнему. В мифах подчёркивается, что источник злобы и зависти лежит в непомерной старухиной гордыни, через которую она и порождает в людях всё самое худшее.

Мифические персонажи финского эпоса позволяют лучше понять и ознакомиться с мировоззрением карельских народов, их самобытной культурой и традициями. Также на примере описания персонажей и их схожести с героями мифов других народов можно проследить общность исторического процесса развития людей, живущих в принципиально разных условиях.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector