Произведение было создано в 1920 г., на Евгения Ивановича повлияли революционные события и дальнейшая гражданская война. Писатель находился в оппозиции к большевистской партии, потому в книге есть множество моментов, в которых сатирически изображены коммунистические установки. Краткое содержание и анализ романа Замятина «Мы» помогут ученикам 11 класса в написании итогового сочинения на уроке русской литературы.
История создания
Евгений Иванович был уверен, что революция изменила жизнь множества людей, а поэтому и писать о них теперь необходимо по-другому. То, что было описано перед этим, рассказывает уже о прошедшем времени. Сейчас символизм и реализм должны измениться на другое литературное направление — неореализм.
Писатель в своем романе попытался объяснить, что тоталитарный режим и механизация жизни ведет к обезличиванию людей, унификации их мнения и притуплению развития сознания, что в результате приведет к истреблению общества в целом. Вместо этого, придет единый механизм, а человек будет только его безликим элементом, работающим на основе автоматизма и установленной программы.
Роман был написан в 1920 г., через год Замятин послал свое произведение в немецкое издательство, поскольку его не публиковали в России. Рукопись перевели на английский язык и издали в 1924 г. в Нью-Йорке. На русском языке книгу выпустили лишь в 1952 г. в этом же городе, Россия смогла познакомиться с романом только в 1988 г. в журнале «Знамя».
Поскольку антиутопия «Мы» вышла в свет, пусть и заграницей, Замятина начали травить критики, произведение не хотели печатать, не ставили театральные пьесы.
Непосредственно автор к этому относился с юмором. В одной из аннотаций он написал: «Роман „Мы“ был персидским петухом: такой вопрос еще и в такой форме было рано поднимать».
Жанр и композиция
Жанр произведения «Мы» — социальная антиутопия. Она создала основу для появления нового пласта фантастического литературного направления ХХ столетия, посвященного неутешительным прогнозам для будущего поколения. Главной темой в этих романах был тоталитаризм в стране и место людей в обществе.
Антиутопия является реакцией на изменения в социуме и выступает как некий ответ утопическим описаниям жизни, здесь писатели изображают воображаемые страны наподобие Эльдорадо Вольтера, в которых все идеально. Нередко случалось так, что авторы предсказывали еще не появившиеся социальные взаимоотношения.
Но нельзя утверждать, что Евгений Иванович что-то предугадывал, в основе его произведений были идеи из текстов Мора, Гастева и Богданова, выступавших за механизацию жизни. Именно такими являлись идеалы представителей пролеткульта. Кроме этих авторов, Замятин сатирически обыгрывал выступления Маяковского, Чернышевского, Хлебникова.
Писатель высмеивает их убежденность в то, что наука является всемогущей и не ограниченной в своих возможностях, и в том, что всё в мире покорится коммунистическими идеям.
Суть названия
Заглавие романа отражает страх автора перед будущим — проблема конкретного человека в общественном устройстве. «Мы» — это не люди, а детали единой машины, работающие синхронно, имеющие одну задачу, играющие одинаковую роль. Это ужасное упрощение человека до шестеренки возмутило Замятина и вынеслось им в краткое, но содержательное название.
Автор сильно переживал, что люди, которые движимы идеями коллективизма и общего благополучия, в результате уничтожат собственное сознание ценностей. Человека с выраженной индивидуальностью обрекают или на слияние с общим потоком, или на гибель. Непосредственно название произведения имеет полемический характер относительно пролеткультовской теории и практики творческой деятельности.
Краткое содержание
В первой главе читателю описывается далекое будущее. В рамках одного города было создано Единое Государство, в котором возвели в культ идеи коллективизма. Здесь все одинаковое: одежда, дома. Точно рассчитан дневной распорядок, и даже сама жизнь, в частности, сексуальные отношения людей. Имена отсутствуют, поскольку их заменили на числовую и буквенную комбинацию, теперь это не «человек», а «нумер».
Главный персонаж — Д-503 — работает ведущим инженером при строительстве космического корабля «Интеграл», космолет должен в последующем донести до остальных планет информацию об идеально созданном обществе, которое находится на Земле.
В один из дней герой встретил некую девушку с нумером I-330. Женщина сильно выделяется на фоне других людей. Вначале она раздражает Д-503, после он злится на нее, затем боится, и в результате он осознал, что влюбился в I-330, а это непозволительно в созданном обществе.
Женщина оказалась лидером восстания против установленного строя и привлекла в организацию главного героя. Повстанцы хотели захватить космический корабль и воспользоваться им как оружием против правительства, но план потерпел неудачу.
Все общество трепетало. Испуганный произошедшими событиями Д-503 растерялся. Он был уже не неуверен в трезвости собственного ума и честности I-330. Его переживания прекращает власть, решившаяся на кардинальные меры — избавить всех людей от воображения, уничтожив оставшееся свободомыслие.
После операции главный герой избавился от сомнений, сдал правительству всех повстанцев и безразлично смотрел на пытки I-330. Но любовница Д-503, О-90, являясь беременной (это также четко контролировалось правительством), успела убежать за пределы города — в те места, в которых проживают свободные люди.
Описание персонажей
Система образов в романе характеризуется своим упрощением, заложенным в идее Замятина. Все люди являются одинаковыми, они отличаются только нумерами и их задачей в обществе.
Но некоторые герои выделяются:
- Д-503. Ведущий инженер при сооружении «Интеграла». В течение всего романа переживает сложную борьбу внутри себя, именно она довела его до безумия. Он является ведомым человеком, у него слабая сила воли, но главный герой не полностью порабощен рабским режимом общества. В результате он смирился с судьбой и, не сопротивляясь, лишает себя свободомыслия.
- I-330. Красивая женщина, которая непохожа на других. Возглавляет повстанческую организацию «Мефи». Несколько раз выезжала загород и наладила отношения с людьми, живущими в местных лесах. В своем сопротивлении готова пойти до конца, даже воспользоваться «Интегралом» против властей. Имеет большую силу воли, ее не сломали пытки.
- 0−90. Красивая девушка. Являлась старым партнером Д-503 по «сексуальным часам». Она кроткая, милая и восприимчивая. По-настоящему полюбила главного героя, и, вопреки правилам, решила завести ребенка. Ее осудили и приговорили к казни. Но она сбежала из города.
Основная тематика
Тема антиутопии у разных писателей всегда была интересна для мыслящих людей.
В своем романе Замятин поднимает следующие тематики:
- Любовь — она в произведении описана как самое светлое и высокое чувство, но при этом автор указывает на то, что не все люди могут выдержать ее, поскольку кроме счастья она также несет в себе глубокие сомнения и каждый день испытывает человека.
- Будущее — произведение переполнено страхом Замятина перед будущим. Для автора оно наполнено безысходностью. Но при этом есть и надежда, что отыщутся люди, которые не позволят людям полностью потерять себя.
- Творчество — на фоне монотонного, такого идеально созданного, но мертвого общества, читатель осознает, насколько важно, чтобы в будущем человек продолжал творить и свободно мыслить.
- Семья — писатель отрицает общество идеального города, поскольку в нем нет семьи. Попытку найти семейное счастье, что показала О-90, Замятин воспевает.
- Природа — город полностью закрыт от окружающего мира. Он загородил людей от природы, подарил взамен бездушный суррогат. Граждан, не знающих, как устроен мир, проще контролировать.
- Историческая память — нумера полностью забыли о собственном прошлом, они живут только настоящим. Именно незнание человека о других возможных моделях устройства общества, существовавших в прошлом, и сделало Единое Государство. Граждане просто не знают, как можно жить по-другому.
Раскрытие проблем
Проблемы антиутопии романа многообразны и актуальны даже сегодня.
Замятин поднимает следующую проблематику:
- Тирания — она ужасна тем, что люди сами не осознают, что проживают в тиранической стране. Человек вполне доволен происходящим и не может себе представить, как можно жить иначе.
- Технократия — созданное общество представляет собой мир, который победил рационализм. Здесь все просчитано до минуты, все детали тщательно подогнаны, но писатель считает, что невозможно построить мир, опираясь только на бездушный разум.
- Угнетение индивидуальности — Замятин показывает, что насколько бы ни было жестоко устроено общество, у него не получится лишить человека свободомыслия. Человеческая природа все время будет пробиваться наружу, пока людей полностью не превратят в бездушную машину.
- Внутренне рабство — судьба главного героя показывает читателю, что люди часто боятся свободы. У них недостаточно силы воли, чтобы выжить, опираясь лишь на собственные жизненные принципы. И это, как считает Замятин, огромная трагедия для человечества, поскольку оно обретет счастье лишь тогда, когда освободится от своих неправильных привычек.
- Массовое сознание — вначале нумеры описываются как послушная серая масса, они не знают, что такое сомнение. Но к финалу произведения читатель понимает, что это только иллюзия, и некоторые люди готовы отречься от порядков общества и бороться за новый мир.
- Нравственный выбор — сталкиваясь со сложностями, люди нередко вынуждены сделать трудный выбор, и в этом случае все будет зависеть лишь от них, а не от мнения окружающих.
- Тотальный контроль власти — Замятин порицает вмешательство правительства в личную жизнь людей, описывая абсурдность этого порядка.
В своем произведении автор выступает против культа технократии и вульгарных материалистичных идей, он отстаивает важность духовного свободного развития, ценности конкретной личности и нематериального существования.
Право каждого на свободу суждения и индивидуальность он считает обязательным требованием для нормальной жизни. В этом и заключается смысл романа «Мы».