Комедийная пьеса Николая Василия Гоголя о проверяющем, приехавшем в вымышленный город для проверки благочестия чиновников, на пути своего написания и обретения популярности пережила немало событий. Начиная от признания до критики и борьбы властей с сатирой. История создания комедии «Ревизор» начинается в 30-х годах XIX века. Но задумка у автора формировалась несколько лет и восходит корнями к дружбе писателя с Пушкиным.
Интересные факты о создании
В период написания пьесы Гоголь работал над поэмой «Мертвые души». Особенностью авторской стилистики тогда была тенденция утрирования черт русской действительности. Писателем было принято решение отобразить сатирично реальные события того времени в комедии. Написал «Ревизора» Николай Васильевич под впечатлением рассказа Пушкина. Рука его дрожала, рвалась к работе, а сама идея зарождалась несколько лет.
Комедийному рассказу предшествовало произведение «Женитьба», где автор уже умело применял характерные сатирические приемы. При этом работа не была лишена реалистичности событий, которые могли происходить в те времена.
В 1835 году (именно такая дата упоминается в авторитетных источниках) Николай Васильевич пишет письмо Пушкину, в котором просит о вдохновении и подборке подходящего сюжета для комедии в пяти действиях.
Сюжет, подсказанный Александром Сергеевичем
Тема, которую Пушкин предложил Гоголю в качестве основного комедийного сюжета, в реальности произошла с издателем журнала «Отечественные записки». Тогда Свиньин находился в Бессарабии. Существует 2 версии того, какой же пушкинский рассказ был взят за основу:
- Повествование о П. П. Свиньине, которого в одном из уездных городов местные чиновники приняли за правительственного проверяющего.
- Рассказ писателя о своей жизненной ситуации, когда Александра Сергеевича приняли за ревизора по приезде в Нижний Новгород. Тогда он приехал, чтобы собрать достаточно материала о бунте под предводительством Пугачева.
Полученной информации было достаточно Гоголю для воплощения замысла, вынашиваемого годами. Анекдотичные ситуации (по отдельности либо в комплексе) стали основой сюжетной линии.
Период написания и признания
История создания «Ревизора» Гоголя началась в октябре 1835-го, а окончилась в ноябре того же года. За 2 месяца писателю удалось создать шедевр, остающийся актуальным даже сейчас. Готовая работа была зачитана в январе 1836-го. Премьера состоялась на вечере у Жуковского в присутствии известнейших литераторов того времени. На мероприятии находился и «подсказчик» идеи. Практически все присутствующие, в том числе Пушкин, были в восторге от произведения. Но завершенной историю назвать было трудно.
Сам автор говорил о своем «детище», что хотел собрать в одном произведении все дурное в России, какое было известно ему. Он знал о многих несправедливостях, которые хотел осветить в рассказе. Предназначение пьесы было очевидным — беспощадное высмеивание чиновников со смешением очищающей сатиры, выступающей в качестве оружия для борьбы с несправедливостью, мерзким поведением чиновников.
Но столь глубокий смысл не был замечен коллегами-литераторами, которые смогли увидеть в работе только качественную «комедию положений», о чем говорили в своих сообщениях-откликах с критикой. Постановка также была допущена к показу только после согласования благонадежности пьесы с императором.
Премьерный показ
Первый показ премьерной постановки состоялся в Петербургском Александринском театре. Актерский состав, их игра, неумение передать авторскую идею — все это крайне разочаровало писателя. Он сразу понял, что театралы не поняли сатиры либо просто опасались обыгрывания образов в соответствии с комедией. Спектакль напоминал собой водевиль с примитивным юмором. При этом автору пришлась по вкусу игра Сосницкого, который исполнял роль Городничего. Он прочувствовал происхождение сатиры и отлично передал авторский замысел.
Несмотря на плохое исполнение, по мнению Гоголя, комедия вызвала бурную реакцию публики (достаточно неоднозначную). Власть имущие люди сразу почувствовали долю насмешки над собой. «Верхи» во главе с Николаем I назвали пьесу кратко фарсом, враньем, нереальностью. Из-за этого Николаю Васильевичу Гоголю неоднократно приходилось вносить коррективы в текст. По сей день используется в театральных постановках версия 1842 года.
Проблематика сатирической направленности
Тема, задетая писателем, была весьма щепетильной. Несмотря на то что официально пьесу никто не запрещал, Николай I собственноручно боролся с комедией и сатирой. После театральной премьеры судьба произведения складывалась весьма плачевно:
- Заказ написания работы с аналогичным сюжетом, но другим концом (наказание всех чиновников-казнокрадов), по приказу императора.
- Появление псевдокопии от неизвестного автора в июле 1836 года. Творение получило название «Настоящий ревизор». Его презентация состоялась в том же году. На афишах не указывалось имя писателя.
- Упоминания о Цицианове, как авторе нового произведения.
Примечательно, что актуальность освещенной Гоголем проблематики, задевает представителей власти по сей день.
Ярким тому примером являются события 2018 года, когда депутаты Сызрани заставили театрального директора и режиссера постановки «Ревизор» убрать афиши. Все потому, что они максимально четко составили острый подзаголовок — «кошмар госчиновника в двух частях». По словам Михаила Матвеева (депутата Самарской области), сотрудники театра были уволены.
Это все говорит о правдивости комедии и остроте слов Гоголя, которые даже сейчас задевают неблагочестивых чиновников, а также становятся основой для создания таких телепрограмм, как «Ревизорро», когда хочется вывести на чистую воду всех, кто ведет свою деятельность неправильно.