Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и маргарита

Анализ романа «Мастер и Маргарита» уже на протяжении большого количества времени является предметом изучения литературных критиков во всей Европе. Произведение обладает рядом особенностей, непривычной композицией и обширной тематикой содержания. Одну из центральных ролей играет в романе Маргарита. Ее образ в «Мастере и Маргарите» олицетворяет любящую женщину, готовую во имя светлых чувств пойти на все. Она живая и импульсивная, неподдельная и верная.

Создание образа и прототипы

Облик булгаковской героини крайне сложен и неоднозначен, но этим он и столь притягателен для читателя. Изображая возлюбленную Мастера, писатель, безусловно, черпал вдохновение из разных источников. Можно говорить о таких главных прототипах этого персонажа:

  • Третья жена Булгакова Елена Шиловская.
  • Гретхен из романа «Фауст» Гете.
  • Маргарита Наваррская — французская королева XV века, реальная историческая личность.

Непростые отношения Михаила Булгакова и Елены Шиловской безумно похожи на историю любви его персонажей. Оба были уже немолоды, состояли в браке. Казалось бы, зачем устоявшуюся спокойную жизнь менять на пламя страстей и страданий? Но в том и парадокс людского существования, что можно прожить, но так никого по-настоящему и не полюбив. А бывает, что светлые чувства врываются в обыденность, когда человек этого совсем не ждет. Очевидно, если любовь настоящая, ей бесполезно сопротивляться, она дается людям свыше.

Булгаков и Шиловская

Булгаков и Шиловская долго держали свои отношения втайне. Елену очень любил ее муж, она не хотела делать ему больно. Женщина давала себе обещание, что не будет встречаться с Михаилом, но чувство огромной и всепоглощающей любви победило в ней, и она стала верной подругой для писателя до конца его дней. Елена приняла и проблемы со здоровьем, которые были у Булгакова, и его непростой характер. Именно Шиловская записывала под диктовку строки «Мастера и Маргариты», когда Михаил уже не мог делать это самостоятельно, она несколько лет боролась, чтобы роман был издан.

Образ Маргариты очень схож с фаустовской Гретхен. Эта девушка, как и героиня Булгакова, жила, целиком посвятив себя любимому мужчине. Именно Гретхен спасает Фауста от низвержения в ад. Безусловно, Булгакову близка мысль, что настоящая любовь способна творить чудеса. На самом деле он пишет о вечных истинах. Мужчина неполноценен без женщины, даже будучи очень талантливым. Он слаб, часто ошибается. Женская любовь делает его сильным и успешным.

В романе сам Воланд упоминает, что Маргарита — это потомок одной из французских королев. Очевидно, автор отсылает читателя к образу Наваррской, женщине исключительной образованности; она, несмотря на предрассудки того времени, стала писательницей.

Сопоставляя свою героиню с этой знатной особой, Булгаков наделяет ее «породой» и благородством. Если такие качества в крови у человека, то он никогда не скатится до уровня заурядной обывательской жизни. Именно такой женщиной и была Маргарита. Ей нужна была настоящая жизнь, она хотела любить, а не просто довольствоваться материальным благополучием. Героиня представляет собой тот редкий, но интересный тип людей, которых нельзя купить.

Внешний облик

Булгаков изображает героиню как очень привлекательную женщину. Автор говорит, что она была красива и умна. Ее внешний вид, одежда выдавали в ней состоятельную горожанку. Ее лицо было примечательно чуть раскосыми глазами, в которых «всегда горел какой-то непонятный огонечек», позже Булгаков назовет свою героиню косящей на один глаз ведьмой. Маргарита ухаживает за собой, одевается со вкусом, об этом говорят такие детали ее внешности:

Внешний облик Маргариты

  • парикмахерская завивка, короткая стрижка;
  • черное пальто и перчатки;
  • того же цвета сумочка;
  • тонкие пальцы с остро отточенными ногтями;
  • ощипанные брови;
  • белые зубы.

Эти детали придают героине особенную элегантность. Вместе с тем, обилие черного цвета подчеркивает, с одной стороны, состояние души женщины, ведь она несчастлива в браке, с другой — создавая такой портрет своего персонажа, автор приближает ее к миру Воланда.

Семейная жизнь

Следует отметить, что образ Маргариты предстает перед читателями только во второй части романа. Это достаточно символично, ведь и Елена Шиловская появилась в жизни Булгакова поздно. Но именно она помогла писателю посмотреть на мир по-особому, достичь гармонии, испытать настоящую любовь. То же самое сделала героиня и для Мастера.

Каково было ее прошлое практически ничего не известно. И это неудивительно. Если ты любишь, то все происходит здесь и сейчас, а остальное не имеет значения.

Марго в 19 лет вышла замуж за благородного и влиятельного человека

Автор довольно скупо рассказывает читателю о том, что Марго в 19 лет вышла замуж за благородного и влиятельного человека, который очень ее любил и ни в чем ей не отказывал. На первый взгляд может показаться странным, что в таком браке женщина не была счастлива ни дня, но это так. Почему? Очевидно, героиня и ее муж — совершенно разные люди. Для него на первом месте были карьера, безупречная репутация. Девушка же — человек чувства, порыва. Она живёт эмоциями и по-другому просто не умеет. Маргарита задыхается в своем благополучии.

Автор изображает героиню далеко не идеальной. Она не ведёт хозяйство, вместо нее это делает домработница. Все оттого, что ее существование пусто, в нем нет смысла. Ничто не радует и не вдохновляет женщину. Когда ее тоска доходит до критической точки, она красиво одевается, берет в руку ветку мимозы и направляется на улицу, решив, что сегодня должно́ что-то произойти, или же она покончит с собой. Так и произошла судьбоносная встреча героини с любовью ее жизни.

Чувства к Мастеру

Характер Маргариты раскрывается совершенно по-иному после встречи с возлюбленным. В ней появляются новые черты. Такие, например, как:

  • заботливость;
  • хозяйственность;
  • ответственность;
  • бескорыстность;
  • самопожертвование.

В эти минуты женщина предстает перед читателем любящей и вдохновленной. Светлые чувства буквально окрыляют ее. Героиню совершенно не заботит, что Мастер живёт в небольшом подвальчике, из окна которого можно увидеть только ноги идущих мимо людей. Она совершенно бескорыстна. В скромной комнатушке проходят лучшие минуты ее жизни: «…ей нужен был он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги…».

Чувства к Мастеру

Она убирает, готовит, шьет для мужчины черную шапочку с буквой «М». И, конечно, вдохновляет возлюбленного на то, чтобы он дописал свое великое произведения — роман о Понтии Пилате. Стоит отметить, что Маргарита в этом случае не являлась музой. Если говорить кратко, она просто не даёт Мастеру права сомневаться в нужности его работы. Даже в большей степени, чем он, девушка понимает уникальность и важность его произведения, поэтому настаивает, чтоб работа над романом продолжалась.

Маргарита — очень чуткая и проницательная женщина. Когда в жизни Мастера появляется Алоизий Могарыч, она сразу понимает, что этот человек имеет корыстные побуждения, поэтому просит любимого быть осторожным. После того как Мастер исчезает из ее жизни, героиня не находит себе места от горя. Азазелло, встретивший женщину в этот период, отмечает, что она очень постарела за последние полгода.

У каждого есть определенная вещь, напоминающая о каком-либо событии в жизни. У Маргариты это была обгоревшая тетрадка с фрагментом произведения Мастера. Эта вещица для героини на подсознательном уровне олицетворяла мужчину ее жизни и пока она остается с ней, велика надежда на то, что любимый найдётся.

Маргарита — ведьма

Узнав, что Воланд и его свита могут вернуть ей Мастера, девушка, ни на секунду не задумываясь, соглашается на предложение быть ведьмой, а потом и королевой на балу у Сатаны. Ведь она любит, значит, способна на все, даже на сделку с самим Дьяволом: «…согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики…». В героине, как и в каждой женщине, есть капелька чертовщины и колдовства.

Волшебный крем, который она получила от Азазелло, преобразил ее как внешне, так и внутренне. Ее кожа заблистала. Сама Маргарита стала лёгкой и беззаботной. Выглядела восхитительно героиня в образе ведьмы.

Обнаженная она пролетает над спящей Москвой на метле, а ее волосы развевает ветер. На своем пути героиня видит дом Латунского. Именно этот критик высмеял роман Мастера. Как и всякая женщина, Маргарита мстит тем, кто обидел ее близких. Она громит мебель в квартире критика, делает в ней потоп, разбивает все окна. Это и была ее месть за любимого.

Маргарита — ведьма

На балу у Сатаны Маргарита проявляет стойкость. Перед самим торжеством ее несколько раз омыли кровью, а шею украсили тяжелой цепью, которая причиняла боль женщине. Гостей нужно принимать целую ночь, и героиня делает это, несмотря на то, что ее ноги сильно болят. Маргарита смела. Ее не пугает ужасный вид пришедших на бал. Героиня вежлива и сдержанна, милосердна и обязательна.

Случайно дав обещание Фриде, Маргарита сдержала его. Булгаков дает понять читателю: даже самый тяжелый грех можно искупить покаянием. Страдание Фриды страшно, ведь каждый день ей приносят платок, которым она задушила ребенка. Горе другого человека кажется Маргарите страшнее своего. Поэтому она просит Воланда позаботиться о том, чтобы Фриде больше не приносили платок.

Образ этой героини поистине уникален. Автор изображает типичную женщину, импульсивную, вздорную и взбалмошную, иногда мстительную и даже жестокую. Маргарита не святая: она ушла из семьи, обидев мужа, который очень любил ее, вступила в сделку с дьяволом. Именно поэтому она не заслужила рая. Но величие девушки в том, что она всегда оставалась честна перед собой. Это женщина, которая способна на невероятно сильное чувство. Все ее поступки были продиктованы великой любовью к Мастеру.

Маргарита на балу у воланда

Жертвенность, бескорыстность, прямота Маргариты вызывают восхищение. Немногие способны на такие чувства в нынешнее время! Героиня не попадет в ад. Иешуа и Воланд даруют ей и ее возлюбленному вечный покой, а больше Маргарите ничего и не нужно.

Роман Булгакова чрезвычайно популярен и сегодня. Произведение поднимает читателя над обыденностью, возвращает его к вечным истинам: любви, милосердию и справедливости. Полученный материал позволит написать сочинение-сообщение на тему: «Светлые чувства Мастера и Маргариты»

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector