Характеристика образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и маргарита

Михаил Булгаков написал удивительную историю о настоящей любви и самопожертвовании — «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Воланда в романе довольно интересна, так как он выступает в качестве ключевой фигуры. Мессир принял участие в событиях сразу двух временных отрезков. Именно он стал вершителем судеб двух влюблённых, а также позволил мастеру достойно окончить его произведение.

Внешний вид

Описание Воланда (ударение на «о») в романе довольно подробное. Он выглядит как мужчина в возрасте примерно 40 лет. Но на самом деле дьявол бессмертен, поэтому сколько он прожил, не знает никто. Все персонажи, с которыми он повстречался, описывали профессора по-своему. Только в одном они совпадали — мессир хромал, так его наказала одна знакомая ведьма.

Внешний вид у него довольно интересный:

  • тёмные волосы;
  • несимметричные брови;
  • глаза разного цвета;
  • зубы покрыты коронками;
  • лоб в морщинах;
  • кожа сухая.

Внешний вид Воланда

Воланд представлен как гладковыбритый мужчина среднего роста с тёмной шевелюрой и кривым ртом. У него разные глаза — левый чёрный, а правый зелёный. Его зубы с одной стороны украшены платиновыми коронками, а с другой — золотыми. Лицо покрыто загаром, а кожа на вид сухая. Мессир разговаривает низким голосом с хрипотцой.

Его одежда в течение всего романа менялась в зависимости от случая. На торжественных мероприятиях Воланд надевал классический дорогой костюм. А дома выглядел неряшливо: засаленный халат, стоптанные туфли, старая пижама. Когда сатана принял своё истинное обличье, то был в черной сутане, накидке, перчатках.

Характеристика мессира

Герой романа изображён как интересная личность. Он обладает неоднозначными чертами характера. В нем сочетается сатанинское и божественное начало. Невозможно разделить поступки Воланда на хорошие и плохие, так как не существует четкой границы между злом и добром.

Сначала автор не раскрывает истинный образ профессора, чтобы выдержать интригу. Но постепенно сущность мессира проявляется, и становится понятно, что это дьявол. При этом Булгаков время от времени показывает его в непривычных образах:

  • волшебника;
  • провидца;
  • могущественного мага.

 Мефистофель из произведения Гете

Считается, что прототипом Воланда стал Мефистофель из произведения Гете. А портрет персонажа Булгаков писал из статьи о демонологии, а также из книги «История сношений человека с дьяволом». Его герой обладал косоглазием, хромотой, несимметричными густыми бровями. Но только внешне сатана был похож на привычные образы, описанные в различной литературе. В большинстве случаев дьявол пытается задеть все темные чувства человеческой души. A Воланд путем провокации исследует истинную сущность людей. Он раскрывает и плохие, и хорошие стороны жителей Москвы на представлении в театре Варьете.

Свита и окружение

Такой неоднозначный персонаж Булгакова, Воланд, вершил правосудие не в одиночку. У него были свои соратники, которые прислуживали и помогали ему. Это удивительные и неординарные личности. Свита Воланда:

  • Коровьев, или Фагот;
  • кот Бегемот;
  • Азазелло;
  • Гелла.

Хотя в литературе прислужники дьявола обычно сеют хаос, компания в романе Булгакова, скорее, связана с шутками и каламбурами. Воланд наделял своих помощников заданиями, которые помогли бы им раскрыть пороки и наказать виновных. Таким образом они очищают людей от их темных сторон.

Действия Фагота и Бегемота привели к пожару в доме Грибоедова

Действия Фагота и Бегемота привели к пожару в доме Грибоедова. Но они дали людям второй шанс для воздвижения нового храма культуры и побудили их к творчеству. Азазелло выступал в качестве переговорщика, так как ему приходилось общаться с другими персонажами. А Гелла верно служила Воланду уже много лет, она была ловкой и умелой.

Свита Воланда совмещает в себе добро и зло. Она заставляет человека выбрать правильный путь, сбрасывает с его глаз пелену, которая скрывает действительность. Сам мессир в этом случае становится вершителем судеб.

Цель приезда

Только погрузившись в события романа, становится понятно, зачем профессор приехал в Москву. Литераторам он говорит, что его вызвали для расшифровки рукописей чернокнижника. А он является единственным, кто мог разобраться с этими книгами. Администрация театра думает, что мессир приехал для демонстрации сеанса черной магии. А Маргарита уверена, что его целью является проведение весеннего бала.

У Воланда много ответов, как обличий и имен. И только заведующий буфетом Сокол узнал настоящую причину приезда профессора в Москву. Он всего лишь хотел понаблюдать за жителями города и понять, насколько они изменились. Именно для этого он организовал представление в театре. Уже множество столетий дьявол знаком с человеческой душой. Он пытается исследовать её и понять причину совершения дурных поступков. А в Москве мессир пришел к выводу, что люди остались прежними. Они такие же легкомысленные, жаждут денег. Но больше всего их испортил квартирный вопрос.

Символика Воланда

Если давать характеристику Воланда из «Мастера и Маргариты», то можно заметить, что он использовал некую символику. Она ничем не помогала, но придавала ему более таинственный образ. Основные символы внешнего вида и поведения дьявола:

  • театральность;
  • чертовщина;
  • пудель;
  • луна.

Символика Воланда

Всем действиям Вологда присуща театральность. В его одежде и поведении есть много неестественных, ярких деталей. Он любит неожиданные появления и эффектные исчезновения, странные костюмы. Даже его бас звучит так, словно дьявол участвует в театральном спектакле.

С чертовщиной можно столкнуться практически в каждом событии, происходящем в романе. Многие персонажи повторяют слова, указывающие на тёмные силы.

Жители Москвы словно сами призывают сатану, а он отвечает на их приглашение. Но чертовщина больше связана с самими горожанами, чем с Воландом.

На протяжении всего романа за сатаной следует луна. Ее свет, как и в других литературных произведениях, всегда представляет темные силы. Ведь все плохие дела обычно вершатся под покровом ночи. Но в романе Булгакова луна представлена как разоблачающий элемент. Она выставляет истинную сущность людей и помогает вершить правосудие. Именно ее сияние делает Маргариту ведьмой, даже волшебный крем не возымел бы такого действия.

Согласно Википедии, черный пудель олицетворяет Мефистофеля. Но он встречается и в романе Булгакова. Собачья голова украшала рукоять трости Воланда. А также она была изображена на медальоне королевы и появилась на подушечке, которая стояла под ногой Маргариты.

Справедливость сатаны

В романе «Мастер и Маргарита» главная тема — это борьба добра и зла. Воланд приехал в столицу, чтобы объяснить значение этих понятий. Но вместо того, чтобы творить плохие дела, он встретил людей, которые в будущем могут стать обитателями темного загробного мира. Это были москвичи:

  • служители искусства;
  • работники общепита;
  • наследники умерших родственников;
  • продажная администрация.

Все жадные, лицемерные, коварные люди ответили за свои поступки. Воланд прибыл в столицу именно для того, чтобы наказывать подобных подлецов. Но персонажи, которые обладали чистой душой и добрым сердцем, были вознаграждены за это. Примером служит история Маргариты и Мастера.

Понтий Пилат встретился с Иешуа

И сатана, и Бог позволили им покинуть грешный земной мир, избавиться от всех проблем. Даже Понтий Пилат — герой религиозного романа — снова встретился с Иешуа и забыл о казни. У Воланда есть возможности для наказания людей за их злодеяния. Но сам он при этом никого не оговаривает. Зато карает всех доносчиков, шпионов и предателей.

Тема добра и зла пропитывают весь роман вплоть до мелочей. Она отражается в таблице ценностей каждого персонажа, но интерпретируется ими по-разному. К примеру, Маргарита вышила для своего возлюбленного желтым шелком чёрную шапочку. Для Мастера тёмный цвет ассоциируется с покоем и тишиной. А жёлтая буква «М» означает славу и божественную власть.

Значение образа

Воланд был создан Булгаковым, чтобы указать людям на их пороки. Тот, кто не умеет различать зло и добро, стать хорошим не сможет. Но приравнять справедливость профессора к доброте невозможно. Мессир просто указывал на ошибки, заставлял человека их исправлять или отвечать за них. Если люди смогли осознать свои поступки, перекрыть их добрыми делами, то они избегали мести сатаны. Римский и Бездомный наконец-то посмотрели на мир новым взглядом, они перебороли темную сущность своей души и начали жить по-другому.

Мастер и Маргарита

А причастность Маргариты к дьявольскому балу и слабая воля Мастера не позволили им перенестись в свет. Но они оба жертвовали собой ради любви. За это Воланд наградил их вечным покоем в своём темном царстве: «Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, Мастер, по этой!» (цитатный отрывок из романа).

Мессира невозможно причислить ни к абсолютному злу, ни к добру. Его поступки продиктованы только жаждой справедливости. А его образ в романе послужил своеобразным зеркалом для остальных персонажей. В нем они смогли разглядеть свои ошибки и пороки.

Профессор помог москвичам наладить свою жизнь, избавиться от плохих качеств.

Основная идея романа Михаила Булгакова — это обязательное наказание за все совершенные злодеяния. В каждой строчке произведения содержится это истина. Прошлое в нём соединяется с будущим, тьма пересекается со светом, а плохие поступки — с хорошими. Воланд в этой системе находится где-то посередине. Персонаж не олицетворяет ни рай, ни ад. Он только часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector