Анализ произведения Гоголя «Мертвые души»

Произведение Гоголя «Мертвые души» Мертвые души

Николай Гоголь — один из наиболее загадочных авторов XIX столетия. Его творческая деятельность и жизнь в целом наполнена секретами и мистикой. Рассматривая анализ произведения «Мертвые души», важно использовать дополнительный материал, для того чтобы ближе познакомиться с проблемами, историей написания и особенностями композиции работы. Изучение всей этой информации поможет учащимся девятых классов подготовиться к уроку русской литературы, а затем и к ЕГЭ.

История написания

Николай Гоголь писал произведение «Мертвые души» на протяжении 17 лет. Автор считал этот роман своей важнейшей в жизни миссией. История создания этой работы наполнена мистическими совпадениями и загадками.

В процессе создания литературного шедевра писатель тяжело заболел, находился между жизнью и смертью, но затем каким-то чудным образом выздоровел. Николай Васильевич посчитал этот факт знаком небес, который подарил ему шанс завершить работу над шедевром мировой литературы.

Николай Гоголь писал произведение «Мертвые души»

Идею произведения и сам факт существования такого социального явления, как мертвые души, подсказал автору Пушкин. Именно последний, по словам Гоголя, заставил его задуматься над созданием романа, раскрывающего истинную суть русской души.

Изначально писатель предполагал, что его творение будет в трех частях:

  • первую напечатали в 1842, она была задумана как сборник пороков человека;
  • во второй персонажи смогли осознать собственные ошибки;
  • в третьей части герои меняются, ищут путь к полноценной и правильной жизни.

В процессе работы писатель внес много правок, менял главную мысль произведения, героев, сюжет. В результате сохранилась лишь суть: план и проблемы романа. Вторая часть книги была закончена автором незадолго до его ухода из жизни. По некоторым данным, Гоголь сам уничтожил свою книгу.

Согласно другим сведениям, свое произведение Николай Васильевич передал кому-то из близких друзей, но впоследствии оно потерялось. Бытует мнение, что рукопись по сей день хранится у потомков гоголевского окружения и впоследствии будет найдена.

Заключительную часть трилогии автор не успел создать, однако о предполагаемом содержании тома есть информация из достоверных источников. В литературных кругах неоднократно обсуждалась общая характеристика и основная мысль будущей книги.

Особенности жанра и композиции

Для определения жанровой принадлежности «Мертвых душ» нужно обратиться к истории. Согласно гоголевскому определению произведение является поэмой, вопреки тому, что масштабность и структура работы близка к направлению романа или повести.

Чтение поэмы «Мертвые души»

Прозаическое произведение считается поэмой ввиду его лиричности: замечаний и комментариев писателя, множества лирических отступлений. Важно учитывать, что сам автор сравнивал свой шедевр с «Евгением Онегиным»: работа Пушкина считается романом, а работа Гоголя — поэмой в прозе.

Николай Васильевич подчеркивает равнозначность эпического и лирического в своей работе. У критиков иное мнение по поводу жанра произведения. Так, Виссарион Белинский считал его романом, это суждение вполне обосновано. Однако по традиции творение Гоголя называется поэмой.

Если рассматривать композиционную структуру, поэма включает в себя законченный первый том и несколько глав второй части. Композиция подчиняется основной цели: показать картину жизни в России, сформировать галерею типовых героев.

Поэма включает в себя 11 глав, которые насыщены философскими рассуждениями, невероятными описаниями природы, лирическими отступлениями. Все это периодически прорывается через основной сюжет, придавая поэме неповторимость. Книга заканчивается размышлениями о силе и мощи будущей России.

Изначально поэма задумывалась как юмористическое произведение с нотами сатиры, что не могло не повлиять на общую структуру. В первой главе Гоголь знакомит читателей с Павлом Чичиковым — главным действующим лицом, и другими жителями города. Затем автор описывает помещиков, их жизненный уклад, калейдоскоп нравов. Далее в четырех частях писатель повествует о жизни чиновничества: сплетнях, взяточничестве и самодурстве.

Смысл и тематика произведения

Помещики Собакевич и Плюшкин

Суть названия поэмы двоякая: само явление переписывания и продажи душ крепостных, человеческие образы, подобные Собакевичу и Плюшкину — бездуховные и аморальные. Основная тематика произведения — общественные пороки и нравы, жизнь человека в 30-х годах XIX столетия. Тематики, которые поднимаются Гоголем, стары, как мир, однако раскрываются и демонстрируются настолько тонко и масштабно, как это свойственно истинному исследователю характеров.

Главное действующее лицо — Чичиков, покупает у помещиков крепостных крестьян, которые давно умерли, однако еще числятся живыми. Они нужны герою «только на бумаге». Мужчина так планирует заработать, получив за них помощь в опекунском совете. Главной темой поэмы является взаимодействие и сотрудничество персонажа с такими же шарлатанами и ворами, как он сам.

Желание получить прибыль любыми путями свойственно не только главному герою, но и многим персонажам произведения — это проблема столетия.

Мораль автора располагается между строк: для русских людей характерна тяга к «легким деньгам» и авантюризм. Однако верный путь — жить в гармонии с душой, по законам государства.

Проблематика романа

Основная проблема произведения «Мертвые души» — препятствия на пути развития России, об этом больше всего беспокоился писатель. К ним относится казнокрадство чиновников, бездеятельность дворянства, взяточничество, нищета простых крестьян.

В процветание родины автор старался внести посильный вклад, осуждая пороки общества, воспитывая совершенно новое поколение. Например, писатель презирал славословие в качестве прикрытия праздного существования и душевной пустоты. По мнению Николая Васильевича, гражданин должен приносить окружающим пользу, а большинство персонажей откровенно вредны. Однако в романе затрагивались и другие проблематики:

Проблематику крепостного права

  1. Кризис гуманизма. В произведении людей закладывают в ломбард, как украшения, проигрывают в карты и продают, как вещи. Рабство узаконено, оно не является чем-то противоестественным. Писатель глобально освещал проблематику крепостного права, демонстрировал две стороны медали: самодурство хозяев и менталитет холопов. Последствия тирании губят родину, разлагая людей.
  2. Проблема нравственной слепоты присуща гоголевским героям. Вследствие этого персонажи не видят собственного морального убожества, они не могут самостоятельно найти выход из затягивающей трясины грязи и пошлости.
  3. Нравственные проблемы. У представителей господ напрочь отсутствуют какие-либо нормы морали. Автор называет это результатом их страсти к накоплению. Ради собственной выгоды помещики способны «вытрясти душу» из простого крестьянина. Кроме того, Гоголь демонстрирует проблему эгоизма: чиновники думают лишь о собственных интересах, Отчизна для них — пустое место. Представители высшего общества не желают заботиться о народе, используя его для реализации личных целей.
  4. Гуманизм писателя проявляется в разоблачении пороков устройства страны и особом внимании к судьбе «маленького человека». Политические проблемы Николай Васильевич даже не пытался обходить. Бюрократический аппарат Гоголь описал как машину, работающую на основе кумовства, лицемерия и взяточничества.

Действующие лица

В процессе анализа «Мертвых душ» нельзя не упомянуть главных героев произведения. Краткая характеристика позволит читателям ближе познакомиться с каждым из них:

Манилов — собирательный персонаж помещика

Чичиков — новый образ в литературе

  1. Манилов — собирательный персонаж помещика. Этот герой характеризуется отсутствием какой-либо деятельности, бесплотными фантазиями. Приятный, добрый человек, отчаянно стремящийся нравиться всем вокруг. Он молчалив и доверчив. Зачастую в любых жизненных ситуациях мужчина теряется и конфузится. Ведению хозяйства предпочитает витание в облаках. Старается сделать собственную жизнь похожей на сентиментальный рассказ, где нет места действительности.
  2. Ноздрев — свежий на вид молодой мужчина, любитель хорошо выпить и вкусно поесть, прожигатель жизни. Отличается деятельной натурой, поэтому не может сидеть без дела больше одного дня. Свою буйную энергию направляет на поиск источников удовольствия, а не на благо родины. Вдовец, живет с двумя детьми, однако их воспитанию не уделяет никакого внимания. Мужчину абсолютно не волнует судьба крестьян и поместья. Может легко проиграть в карты большую сумму, абсолютно не переживая о том, на что придется жить.
  3. Плюшкин — жадный старик, отличающийся скупостью к самому себе, и тем более к крестьянам. Недоедает, ходит в обветшалой одежде. Однако строгая экономия не делает героя счастливым. Ввиду скаредности у персонажа нет шансов обзавестись семьей.
  4. Чичиков — новый образ в литературе, представитель категории «ловкачей» и предпринимателей. Советник в отставке водит за нос простых обывателей, зарабатывает различными финансовыми махинациями. Герой следит за собой: всегда опрятен, модно одевается. Отличается многоликой натурой и способностью подстраиваться под любые жизненные обстоятельства.

Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя задумывалась в качестве наглядной картины российского общества. Характеры главных действующих лиц произведения описываются автором так, что представители каждого сословия XIX столетия видят в них собственное отражение. В своем творении писатель высмеивает продажность чиновников и невежество помещиков.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector