Образ России в поэме «Мёртвые души» Н. Гоголя

Мертвые души гоголь Мертвые души

Символический образ России в «Мёртвых душах» Гоголь раскрывает при помощи разнообразных колоритных персонажей (как и положено в сатирическом произведении, они все имеют говорящие фамилии), а также благодаря описанию жизни и быта российской глубинки. Помимо обличения общественных и личных пороков, писатель также задаётся в поэме вопросом о будущем своей страны и о путях её исторического развития.

Краткая история создания

Согласно известному факту, сюжет для своей поэмы Гоголь услышал от Пушкина в 1831 году. В то время те или иные махинации с «мёртвыми душами» были обычным делом — нередко беженцам или ссыльным крестьянам давали имена умерших людей, чтобы спасти от преследования. В первом томе произведения писатель сознательно подчёркивал только порочные черты у своих героев; 2 и 3-й том, по замыслу Гоголя, должны были показать и светлые стороны российского общества:

Мертвые души книга

  • Первый том. Изобличение порочных черт российского общества и Чичикова (как его типичного представителя). Имеются све́дения, что Гоголь сознательно хотел написать 3 поэмы по принципу «Божественной комедии» Данте, где 1-й том — ад, 2-й — чистилище и 3-й — рай. Был закончен в 1841 году.
  • Второй том. Предположительно, показ русской действительности с хорошей стороны (в частности, указание на жертвенность народа, его терпение, любовь и иные качества). Должны были также измениться помыслы Чичикова; именно во втором томе писатель планировал показать тот путь, который должен пройти русский человек и Николаевская Россия в целом для преображения. Написан примерно в 1851—1852 годах, утерян (либо уничтожен) в тот же период.
  • Третий том. Если кратко — будущее своей родины, наступление которого, по мнению писателя, неизбежно.

Разнообразие человеческих недостатков автор показывает при помощи «дорожного сюжета» — Чичиков (а вместе с ним и читатели поэмы) последовательно знакомится с каждым персонажем, отмечая про себя его характе́рные черты и особенности. При этом писатель нередко останавливается на описании восхитительной русской природы; образ России в произведениях Гоголя всегда связан с противопоставлением природных красот и человеческого уродства.

Главные персонажи

Так называемая галерея пороков представлена в поэме отвратительными и жалкими помещиками губернской области. Каждый из персонажей является средоточием одного или нескольких главных пороков, о которых Чичиков узнаёт либо при знакомстве, либо в результате неожиданных столкновений (как с Ноздревым).

Отрицательный образ России в поэме «Мёртвые души» выражается не только в обличении богатого сословия, но и в виде высмеивания недостатков простолюдинов: к примеру, привычку «робеть перед начальством», выслуживаться ради мелкой выгоды, а также лень, склонность к беспробудному пьянству и боязнь любых перемен в своей жизни.

Предприниматель Чичиков

Главный герой поэмы является представителем нового образа в русской литературе — предприниматель и «ловкач».

Мертвые души

Он не является ярым преступником, однако Павел Иванович не откажется от участия в той или иной авантюре, если посчитает, что ему это будет выгодно. Его не назвать невеждой, но нет никакой науки или искусства, которое бы он знал основательно и глубоко. Поверхностная натура также подчёркивается и некоторыми другими особенностями Чичикова:

  • Повышенный интерес к внешнему виду. Он не только опрятен и чист, но и тщательно следит за модой, подолгу смотрится в зеркало, представляя, какое впечатление произведёт его внешний вид на следующем приёме или балу.
  • Трусость. Чичиков всячески стремится избегать открытого конфликта с кем бы то ни было, предпочитая таить злость в себе (что хорошо показано во время инцидента с Ноздревым).
  • Двуличие. Переменчивая натура Павла Ивановича позволяет ему в любом месте казаться «своим». Никто, включая и повествователя, не знает, что на самом деле думает Чичиков о том или ином деле или человеке — ложь и недомолвки давно стали привычными для него.

Моральные черты Чичикова немногим лучше описания других помещиков; что отличает этого персонажа от других, так это невероятная энергия, работоспособность и целеустремлённость. При этом привычка подстраиваться под других людей у Павла Ивановича появилась с детства (оставленный ему завет отца «угождать учителям и начальству»).

Мертвые души Чичиков

Гоголь также отмечает тот факт, что Чичиков, на момент действия первого тома так и не выучил основных уроков судьбы — он всё так же гонится за личной выгодой, не ради всеобщего блага, а ради наживы и приобретения почтенного положения в обществе.

Стоит сказать, что образ Павла Ивановича является невероятно актуальным для сегодняшней России — не только как любителя авантюр и сомнительных махинаций, но и как человека многоликого, изворотливого и лицемерного. Впрочем, писатель считал, что душа Чичикова «хоть и омертвела, но может воскреснуть и стать живой» (это объясняется не только переносом главного персонажа во второй том, но и его искреннюю влюблённость в дочку губернатора).

Мечтатель Манилов

По мнению некоторых критиков, прообразом Манилова был царь Николай I, который в своих отдельных качествах мог соответствовать типу этого персонажа. Писатель создал уникальный образ помещика, который, на первый взгляд, не вызывает отрицательных эмоций у читателя, — Манилов добр, скромен, отличается задумчивостью и склонностью к размышлениям.

Мертвые души Манилов

Однако Гоголь, наряду с кажущейся добротой, снабжает своего первого «продавца» (правильнее — дарителя) мёртвых душ такими качествами, как лень, боязнь реального мира и стремление укрыться от него в своих бесплодных фантазиях, увлечение несбыточными проектами, а также склонность к написанию пустых литературных сочинений и эссе.

Маниловы и им подобные представляют собой класс «пустых» людей, которые не причиняют непосредственного вреда, однако и пользы от них тоже не имеется. Виной всему, согласно автору, является боязнь активных действий; мечтатели такого рода предпочитают всю жизнь оставаться созерцателями жизни, а не её полноценными участниками. Вообще лень является если не ключевой темой России в «Мёртвых душах», то уж точно одной из основных.

Бережливая Коробочка

Настасья Петровна целиком и полностью сфокусирована на рачительном ведении своего хозяйства. Это, по сути, неплохое качество, будучи доведённое до абсурда, становится гротескным — Коробочка стала символом помещиков и людей, которых не интересует ничего, кроме своей выгоды. Каждый человек для Настасьи Петровны представляется лишь как потенциальный покупатель. К другим характе́рным особенностям этой женщины стоит отнести следующие пункты:

Мертвые души Коробочка

  • Недоверие ко всему новому — в том числе к образованию и особенно к действиям людей. Она от любого человека ожидает подвоха, что делает её очень подозрительной.
  • Склонность к пустым жалобам как попытка выставить себя не преуспевающей, а страдающей (в целях защиты от «потенциальных завистников»).
  • Излишняя бережливость, склонность к порядку.
  • Невероятное упрямство; если Коробочка что-то решила, то «сколько ни представляй ей доводов, всё отскакивает как резиновый мячик от стены».

Противоречивый образ Настасьи Петровны также подчёркивается абсолютным неприятием произведений искусства и любых «изящных наук». Эта прагматичная и расчётливая женщина может, в отличие от Манилова и прочих, обеспечить своих крепостных пищей и кровом над головой, но это предел того, что она может дать человеку. Примеры таких остановившихся в развитии людей можно в великом множестве наблюдать и в современное время.

Прожигатель жизни Ноздрев

Помещик, отличающийся склонностью к кутежам, выпивке и карточным играм. Ноздрев — пышущий здоровьем мужчина 35 лет, который обладает привлекательной внешностью и неуёмной энергией. Несмотря на все возможности его положения, он стремится лишь к одной ненасытимой цели — поиск новых источников удовольствия.

Интересной чертой Ноздрева является его склонность к хвастовству и лжи, причём иногда вовсе без всякого умысла и выгоды. В общении с любым человеком наглый помещик уже в первую минуту отбрасывает условности воспитания, по-братски называя того на «ты».

В то же время развязный и весёлый характер может в любую минуту смениться вспышкой гнева — взрывной и несдержанный характер нередко является причиной возникновения проблем для других людей (в том числе и для Чичикова).

Мертвые души Ноздрев

Основательный Собакевич

В отличие от предыдущих помещиков, Михаил Семёнович является образцовым хозяином. Главной заботой Собакевича была надёжность и прочность — даже самые второстепенные детали в доме или на улице (к примеру, колодец), были сделаны так, чтобы прослужить лет 100 или 200.

Внешность Михаила Семёновича вполне соответствует его фамилии и описана Гоголем так: «на свете есть много лиц, над отделкою которых природа особо не мудрила; одним из таких был и Собакевич».

За кажущейся простотой помещика скрывается хитрость и изворотливость — Михаил Семёнович видит в окружающих людях преимущественно «мошенников и мерзавцев». Главным развлечением и любимым делом этого помещика является еда — простая, но калорийная и мясная.

Скупой Плюшкин

Мертвые души Плюшкин

Про него написано, что он «копит, чтобы копить; цель жизни — накопить определённое состояние, без его всякого дальнейшего использования». Женоподобному Плюшкину присущи отвратительные черты характера: жадность, алчность и подозрительность. Крепостные этого помещика не живут, а выживают; при этом сам Плюшкин, хоть и является обладателем значительного состояния, ходит в обносках и обветшалых лохмотьях — ему жалко тратить деньги даже на себя.

Страсть к накопительству также перерастает у этого помещика в склонность к воровству. С точки зрения таких Плюшкиных, украсть — это идеальное приобретение, в котором получатель не платит ничего за товар. Образ России в поэме Гоголя «Мёртвые души» был бы неполным без этого скупого старика, который имеет привычку прибедняться и жаловаться на жизнь при любом удобном случае.

Помимо прочего, Плюшкин получает удовольствие от ссор и скандалов, а потому он любит высказывать своему собеседнику претензии и придирки в самой обидной форме.

Практически всех помещиков из гоголевской поэмы (за исключением Манилова) объединяет страсть к деньгам и наживе. Писатель видел, что его современники (помещики XIX века) по большей части не делают для страны ничего — в поисках личной выгоды они готовы разрушить окружающий их мир. С такими людьми у России не будет никакого светлого будущего.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector