Литературное произведение «На дне» — это самый выдающийся художественный труд Максима Горького. Об этом свидетельствует невообразимый успех в течение долгого времени в Российском государстве и за его пределами. Оно должно было войти в цикл, состоящий из четырёх пьес, где автор хотел проиллюстрировать быт и мировосприятие людей из различных социальных классов. В сочинении по пьесе «На дне» в старших классах рассматривается не только социально-философская основа произведения, но и смысл человеческого существования, проблемы сострадания и ответственности за свою судьбу.
История ночлежки и её обитателей
Драматургическое творчество о лишних людях воспринимается по-разному из-за описанных характеров и своего философского подтекста. Главный смысл — это поднимание основных важных тем человеческого бытия: кто такие люди, могут ли они сохранить себя, если окажутся «на дне» морального и общественного существования.
Создание пьесы
Идея о сочинении Горьким «На дне» впервые появилась в 1990 году, ему захотелось изобразить ночлежку и её общество. Уже через год были сделаны первые наброски. Автор знал, какими будут его герои, в чём будет заключаться главная мысль, каковы стремления персонажей, о поднятии пьесой «страшных» вопросов.
Работа над книгой была завершена летом 1902 года, и она стала доступна для читателей. Тогда в Российской империи цензура запретила постановки в театрах этой Горьковской пьесы, только лишь МХАТу было позволено трудиться над спектаклем.
Сюжетная линия произведения: конфликт произведения основан на человеческих отношениях. В стенах ночлежки персонажи по большей части ненавидят друг друга. Совместно с этим изучается глубина нисхождения человеческой личности «ко дну», степень ничтожества индивида, который духовно и социально опустился.
Начало и окончание повести о ночлежном доме одинаковы, они об одном и том же сюжете — об отношениях семейной пары вора Пепла и его супруги Василисы собственницы ночлежки. Можно отметить в сочинении о произведении «На дне», Васька Пепел питает нежные чувства к сестре жены Наталье. В Василисе просыпается злоба и ревность из-за этого романа, она периодический поколачивает сестрицу.
У самой Василисы имеется любовник, она стремится стать незамужней, поэтому старается подстроить убийство Пепла.
Иллюстрация лишнего человека
В продолжение рассказа о ночлежке вор Васька действительно в драке и ругани с Костылёвым лишает его жизни. В заключительном акте произведения обитатели ночлежного дома в доверительной беседе сообщают друг другу, что Пепел отправится в ссылку за совершенное преступление, Василиса же в любом случае что-нибудь придумает.
Так пьеса закольцовывается жизнями двух персонажей, но вовсе не ограничена ими. Действие литературного произведения охватывает несколько недель первого весеннего месяца. Весна — это значимая деталь, таким образом, поначалу Максим Горький хотел назвать свою пьесу «Без солнца».
Исходные названия:
- «Ночлежка».
- «Дно».
- «Без солнца».
- «На дне жизни».
И правда, повсюду приходит вдохновляющая весна, обилие солнца и тепла, когда в ночлежке и в сердцах её жителей — тьма.
Солнцем для ночлежки становится бродяга по имени Лука, его приглашает Наталья. Лука дарит надежду на благополучный финал, когда в душах его сожителей давно пропала вера в человека и вообще вера в хорошее. Но в завершении действия Лука куда-то пропадает. С ним исчезает и надежда на лучшее, потому что ему доверяли, а он их бросил. Литературное произведение заключается актом суицида Актёра.
Пьеса иллюстрирует жизнь ночлежки в столице Москве. Главные действующие лица — владельцы ночлежки и те, кто в ней поселился.
Есть также персонажи, которые в некоторой мере связаны с работой заведения: барышня, продающая пельмени, дядя владелицы, служащий полицейским, грузчики.
Сравнение героев в сочинении
Сатин и Лука — это антиподы в произведении, их идеи и взгляды на жизнь противоположны друг другу. Для Луки нужно сострадать, он верит в ложь во благо, ценит истину и правду, как показатель величия личности, как проявление крепости духа.
Вокруг этого мировосприятия создано всё действие пьесы. Сатин — это в прошлом преступник, отбывший наказание на каторге, картёжник и обманщик. Лука — это странствующий нищий.
Образ Луки
Автор наделяет Луку «говорящим именем» — в нем слышится слово «лукавство», а также оно напоминает о святом Луке. Вероятно, писатель хотел показать неэффективность и бессмысленность идеи главного героя об исцелении Верой.
Максимом Горьким фактический отрицается сострадание и человеколюбие. Он их сопоставляет с обманом и предательством: странник покидает ночлежку в то самое время, когда обитатели ему поверили, открыли ему свои сердца и мысли. Им нужны были поддержка и понимание, но остались одни.
Лука — наиболее противоречивый персонаж в произведении. Охарактеризовать однозначно героя не представляется возможным. Понимание Луки зависит от индивидуальных качеств читателей. Наиболее значимый персонаж, так как задаётся главными вопросами пьесы: что надо людям: горькая правда или приукрашенная ложь во благо.
Седовласый дед шестидесяти лет, ведёт бродячий образ жизни, он не открывает историю своей жизни. Известно лишь, что охранял дачу в провинции, может быть, бежал из тюрьмы. Ко всем в ночлежке питает положительные чувства: они для него одинаково приятны, желает каждому добра.
Он убеждает ночлежников, что их ждёт много хорошего впереди, они превозмогут свои трудности и проблемы. Те верят его словам. Потом Лука пропадает и больше не возвращается. Теперь обитатели ночлежки убеждены, что Лука их обманул, своей ложью потревожил хотя и жестокий, но упорядоченный их мир.
Возможно, без утешений Луки жителей ночлежки не постигло бы разочарование, и их несчастное существование было бы легче.
Характеристика второстепенных героев
Герои пьесы лишь дополняют главный конфликт произведения — противостояние идей Сатина и Луки. Горький пытается изучить и продемонстрировать масштабы личностного падения, до какого состояния может дойти человек.
Герои произведения:
- Костылёв.
- Васелиса.
- Наталья.
- Медведев.
- Пепел.
- Клещ.
- Анна.
- Анастасия.
- Бубнов.
- Квашня.
- Барон.
- Лука.
- Сатин.
- Актёр.
- Сапожник.
- Крючники.
Алкоголик Актёр и тяжело заболевшая Анна — персонажи, абсолютно утратившие веру в себя, пребывают во власти волшебной истории, в которую их погружает Лука. Они в наибольшей мере зависят от бродяги.
С его исчезновением они теряют интерес ко всему и уходят из жизни. Другие обитатели ночлежки относятся к Луке, как к лучику солнца, что пришёл, а потом в скором времени пропал. Анастасия — это уличная проститутка, убеждённая в том, что существует настоящая чистая любовь, и она случалась с ней в её судьбе.
Клещ — это супруг заболевшей Анны. Он надеется, что превозможет своё обитание «на дне», и опять будет зарабатывать на хлеб честным трудом. Это поэма надежде на лучшее. Его связывает с прошлой хорошей жизнью ящик с рабочими инструментами. В финале литературного произведения ему приходится продавать их для того, чтобы организовать похороны для супруги.
Наталья верит, будто Василиса станет другой и прекратит истязать её. После сотой по счёту сцены избиения, выписавшись из лечебного учреждения, она принимает решение не возвращаться в ночлежку. Вор Васька желает быть с Наташей, но у него нет сил и смелости оставить властную супругу. Василиса же ожидает, что кончина муж освободит её. Барон в собственных мыслях пребывает в своей аристократической и интеллигентной прошлой жизни. Бубнов ломает любые «иллюзии», он человеконенавистник. Полагает, будто каждый человек «ни к чему», что ему нет места.
Пьеса писалась, когда в стране был экономический упадок. В последнее десятилетие XIX века в Российском государстве перестали работать заводы, граждане стремительно нищали, многие спустились на самую низкую ступень социальной иерархии. Каждый персонаж литературного произведения проживал нисхождение «ко дну», моральное и общественное.
В действии пьесы герои вспоминают о тех временах, но идти «к свету» у них нет возможности: не знают, каким образом; испытывают стыд за себя; у них нет силы воли.
Антипод центральной фигуры произведения
Сатин — это персонаж, передающий своими монологами мировосприятие Максима Горького. Он не идеален для озвучивания мнения автора, но другой более подходящий, с сильным характером и харизмой, попросту в произведении отсутствует.
Сатин и Лука противопоставлены друг другу своими взглядами на мир. Для Сатина нет ничему веры. Он ощущает подлинную сущность бытия, в котором нет места состраданию. Оно жестоко и неумолимо по своей природе. Такова жизнь его и соседей по ночлежке. Сатин сомневается в человеческой личности, в том, что якобы можно быть сильнее и выше обстоятельств, будто все ошибки можно исправить. Бурная речь, которую он озвучивает, продолжая дискуссию с пропавшим из ночлежки Лукой, преподносит читателю пищу для размышлений.
В пьесе присутствует дополнительно к конфликту идеи Сатина и Луки мнение Бубнова. Этот персонаж особо ценит правдивость, только у него она крайне «страшна». Он ненавидит человека, по своей сущности представляет убийцу. Умирают не от пистолета в его в руке, а по причине ненависти, которая от него исходит. Трагизм пьесы увеличивается в течение разворачивания событий.
Акты произведения объединены сочувственными беседами странника Луки с теми, кто жаждет его утешения, а также периодическими рассуждениями Сатина, которые сообщают, что он с интересом внимает монологам бродяги. Главное событие произведения — это речь Сатина.
Многие его реплики впоследствии стали крылатыми выражениями:
- Человек — это звучит гордо.
- Ложь — религия рабов и хозяев.
- Правда — бог свободного человека.
Роль жителей ночлежного дома
Грустной концовкой пьесы стал праздник свободы бывшего человека умереть, испариться, пропасть, не сохранив после себя ни поступков, ни памяти. Жители ночлежки существуют отдельно от остального социума, от законов нравственности, от семейственности и от какого-либо имущества. Пожалуй, они свободны по отношению к жизни.
Литературное сочинение на тему «на дне» Максима Горького об обитателях ночлежки интересно и актуально для читателя уже более ста лет. Оно будет ещё очень длительное время одним из самых великих и значимых в русской литературе.
Художественный труд Горького поднимает основные для каждого человека вопросы о роли надежды и любви в судьбе личности, о сути правды и обмана; о превозмогании над моральным и общественным падением.
В итоговом мини-эссе о произведении, которое часто встречается на ЕГЭ, за основу можно взять конфликт возможностей личности и её внутренней сути.