В русской драматургии некую революцию в композиционном и содержательном плане совершило произведение Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Характеристика главных героев и анализ пьесы поможет школьникам в написании сочинения и углубленном изучении работы. Следует отметить, что в творении автора фактически отсутствуют положительные образы. Сатирическая комедия рассказывает о жизни маленького городка, жители которого попросту погрязли в коррупции.
История создания
Гоголь в 1835 году решил сделать перерыв в написании произведения «Мертвые души». Он попросил своего друга Александра Пушкина подбросить идеи для создания сатирической пьесы, высмеивающей недостатки общества и представителей высших чинов.
Александр Сергеевич поделился с приятелем произошедшей в Бессарабии истории о Свиньине. Кроме того, Пушкин сообщил, что когда-то в Нижнем Новгороде сам попадал в такое положение, приехав на сборы материала о Пугачеве. Юмористическая по сути ситуация на самом деле понравилась Николаю Васильевичу и в течение двух месяцев он создал шедевр.
В то время схожие тематики фигурируют в творчестве нескольких авторов-современников Гоголя. Это очень расстраивает мастера, он теряет интерес к первоначальному замыслу. Мужчина пишет Пушкину, что хочет бросить работу над пьесой, но тот убеждает его в необходимости закончить произведение. Вскоре в доме Жуковского был прием, гостями которого стали известные авторы и литераторы. Именно там Николай Васильевич и зачитал свою пьесу.
Слушатели восторженно аплодировали, однако суть произведения ускользнула от них, что расстроило автора. Окружающие позиционировали «Ревизора» как классическую пьесу с типичными персонажами, которые выделяются на фоне остальных исключительно благодаря авторскому чувству юмора.
На театральных подмостках пьеса была поставлена не сразу. Ее дебют на сцене случился в Александрийском театре в далеком 1836 году. Следует отметить, что сам Жуковский просил у императора разрешения на постановку комедии, уверяя его в надежности идеи и сценария. В целом постановка понравилась правителю, но у него осталось двойственное впечатление.
Жанр и тематика
Николая Васильевича смело можно считать основоположником сатирического и драматического направления в русской литературе. Гоголь вывел основные закономерности комедии, ставшие классикой. Он ввел понятие «немая сцена» и прием гротеска. Чиновники в его произведении не просто глупы, а до невозможности ограничены. В пьесе нет ни одного положительного или хотя бы нейтрального героя, все персонажи погрязли в глупости и пороках. Жанр работы — реалистичная сатирико-социальная комедия.
Реализм автора помещает обычную личность в довольно типичные обстоятельства, однако исход, которого хотел достичь Гоголь, должен был показать зрителю что-то больше, чем комедию в пороках. Мужчина предпринимал несколько попыток донести до артистов и постановщиков главный замысел работы, писал комментарии и давал советы. Ему хотелось максимально раскрыть конфликт: подчеркнуть абсурдность и комичность ситуации.
Основная тема произведения — общественные проблемы и пороки, двуличность и глупость чиновников, демонстрация моральной и духовной составляющей жизни представителей этой категории. Язык комедии язвительный и острый. У каждого героя своя манера речи, которая характеризует и обличает его.
Среди персонажей произведения нет положительных образов, что довольно ново для направления, в котором развивался Гоголь. Двигатель сюжета — банальный страх, ведь контролирующие органы могли распорядиться судьбой любого человека так, что он лишился бы общественного положения и получил серьезное наказание.
Цель Гоголя — вскрыть пласт общественных пороков, избавляя людей от них. Писатель хотел обличить всю подлость, безнравственность и несправедливость, происходящие вокруг. Идея автора «Ревизора» — показать бездуховность и низость жизненных устоев русских чиновников. Мораль пьесы состоит в том, что изменить ход ситуации возможно, если начать с себя. Конечно же, странно, что Николай Васильевич ждал адекватного восприятия работы от зрителей, которые по факту были прототипами его персонажей.
Композиция произведения
Особенность композиции заключается в том, что в произведении нет экспозиции, все начинается с завязки. В пьесе прослеживается кольцевая структура: в начале и в конце звучит сообщение о том, что «едет ревизор». Следует отметить, что Хлестаков случайно оказался в гуще событий, сначала он не понимал, почему все в городе хорошо относятся к нему. Затем он принял навязанные ему условия игры.
Впервые в литературных произведениях главный персонаж — беспринципный, отвратительный, лживый и изворотливый человек. Творенье Гоголя прекрасно воспринимается в виде пьесы в процессе чтения. Это происходит благодаря замечаниям и комментариям автора, которые раскрывают внутренний мир и психологию персонажей. Николай Васильевич смог создать коллекцию образов в маленькой работе, причем многие герои стали нарицательными.
Центральные действующие лица
Следует отметить, что у Гоголя было несколько главных героев в «Ревизоре». Характеристика каждого из них поможет читателям лучше понять суть:
- Иван Хлестаков — хвастливый и глупый молодой дворянин, у которого самый мелкий чин. Это безответственный мужчина, отличающийся наплевательским отношением к работе. Для него важны удовольствия. Он единственный в произведении смог «оставить с носом» все городское общество. Он ведет охоту на женщин, однако внимание на него обращают только простушки из провинции.
- Антон Дмухановский — мужчина средних лет, служит городничим довольно долго, мечтает стать генералом. Отличается солидным внешним видом, его поведение значительно, хоть на самом деле он отъявленный взяточник. Наживается на всем, пост использует исключительно в корыстных целях. Жадный рвач, ворует из государственной казны. Много говорит, но мало делает.
- Марья Антоновна — дочка городничего, которой едва исполнилось 18. Она не блещет умом, впрочем, как и ее мать. Девушка очень доверчива, всерьез воспринимает внимание Хлестакова, который зовет ее замуж, а в результате остается ни при чем.
- Осип — слуга Ивана, причем он гораздо мудрее и умнее своего хозяина. Находясь в прислуге у дворянина, он стал таким же аферистом, как и он. Герой быстро смекает, что барина окружающие приняли за проверяющего, и уговаривает его быстрее уехать, пока не появился ревизор.
- Анна Андреевна — недальновидная и глупая женщина. Высокий пост супруга позволяет ей грезить о жизни в Петербурге. Героиня увлекается романами, любит азартные игры. Соперничает со своей дочерью Машей за благосклонность Хлестакова.
Второстепенные персонажи пьесы
Кроме основных действующих лиц, есть и второплановые персонажи в «Ревизоре». Характеристику каждого из них также важно изучить для получения полной картины произведения. Некоторые из них:
- Лука Хлопов — стражник училищ, настоящий подкаблучник. Мужчина старается находиться в тени, ведь боится всего. Отличается робостью.
- Артемий Земляника — завистливый и льстивый мужчина, умеет правильно себя подать. Он строит карьеру, часто оговаривает друзей. Не оказывает помощи лечебным учреждениям, больные нередко умирают, что герой считает нормой.
- Бобчинский и Добчинский — простые помещики, у которых, кроме фамилии, схожая внешность и одинаковые имена. По сути, это ничтожные и никому не нужные личности.
- Степан Уховертов — занимает пост начальника полиции, однако его не уважают даже подчиненные.
- Вдова Унтер — женщина, которую высекли. Она пришла жаловаться на блюстителей порядка Хлестакову.
- Тряпичкин — друг Хлестакова, который ведет активную деятельность на литературном поприще. Мужчина любит сенсации, главный герой подбрасывает ему тему для написания статьи о глупости местных чиновников.
- Слуга Мишка — мальчик на побегушках, работает у городничего.
- Аммос Ляпкин-Тяпкин — городской судья, деятельность которого полностью соответствует фамилии. Свою работу он выполняет «абы как». Заядлый охотник, взяточник.
- Иван Шпекин — работник почты. Мужчина не брезгует прочтением чужих писем, нередко забирает себе понравившиеся. Безответственно выполняет свои обязанности, как и другие городские жители, поэтому почтовое отделение работает очень плохо.
- Пуговицын, Держиморда — сотрудники правоохранительных органов, первые городские правонарушители, алкоголики.
- Пошлепкина — рассказывает Хлестакову, что городничий взял у купчихи взятку для освобождения ее сына от службы, а вместо него отправил служить ее супруга. Женщина просит у «мнимого» проверяющего помощи.
- Растаковский и Люлюков — отставные городские служащие, которые в пьесе выполняют минимальную роль.
Комедийное произведение Гоголя «Ревизор» и сегодня не теряет актуальности, ведь оригиналы его героев повсюду представлены в обществе. Персонажи пьесы — бюрократы, коррупционеры и чиновники — правдоподобны и узнаваемы. Подробный анализ поможет ближе познакомиться с работой Николая Васильевича, изучить тематику и суть.