Мир увидел притчу под названием «Карась-идеалист» в 1884 году. Ее автором выступил русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. Все его творения отображают общество, в котором находился и жил писатель. Однако они не теряют своей актуальности и сегодня. Примером выступает притча «Карась-идеалист». Анализ сказки проводится в школе в старших классах.
История творения
Притча была написана в то время, когда автор трудился над серией произведений сатирического направления. Многие из них так и не прочитали читатели, так как сказки не подлежали публикации. Это было время общественных перемен XIX века. Общественно-политическое движение под либералистическими лозунгами начало отстаивать свои интересы, добиваться равенства.
Но к таким идейным представителям относились с долей юмора. Те, кто пропагандировал идеи либерализма, были хорошими ораторами, но на деле период реализации озвученного так и не наступал. «Карась-идеалист» впервые появился в стихотворном собрании с названием «ХХV лет».
Тема и литературный жанр
Произведение «Карась-идеалист» литераторы называют «сатирической сказкой». В притче переплетаются выдуманные и реальные происшествия. Все образы произведения — аллегорические. Для разоблачения представителей либерализма автор пользовался различными методами обличающей иронии.
Чтобы верно определить тему произведения необходимо провести анализ сказки «Карась-идеалист», правильно определив мотивы персонажей.
М. Салтыков-Щедрин часто применял аллегорические образы и сюжеты для обхода цензуры. В русских литературных произведениях ХIХ-ХХ века есть много подобных примеров. Есть два смысла сказки. Первый «аллегорический» — это «жизнь в царстве под водой», а второй, более прямой посыл, — отстаивание либералами своих идей.
В двух этих темах находится проблематика. Среди проблем в сказке рассматриваются:
- либеральные идеи и окружающая представителей этого общественно-политического движения действительность;
- публичные споры и выступления;
- равноправие для социальных групп;
- высшие и низшие слои населения;
- хитрость.
Действие сатирической повести происходит в речном царстве. Вместо людей в произведении выступают рыбы. Образы людей второстепенны. Вначале происходит спор между карасем и ершом. Первый персонаж верит в то, что только правдой можно выжить в мире. Он чист душой и не делает зла.
Он не знает, что в речном царстве существуют щуки. Он думает, что монахи не едят рыбу, считает это вымыслом, верит в равенство. Его характер Салтыков-Щедрин описывает как «смирной». Иронично автор подмечает, что «недаром его монахи любят». Рыба лежит в тине и размышляет о современном обществе. В некоторых моментах мысли его являются довольно смелыми.
Ерш же является противником карася. Рыба колет и словами, и плавниками. Мудрый ерш также относит себя к либералам, но трезво воспринимает реальность. Ерш замечает, что подобных рыб, таких как карась, легко съесть как щуке, так и человеку. Это и является предметом спора. Он пытается предупредить карася, но его попытки не увенчались успехом.
Щука замечает смелую рыбу и плывет к ней на диспут. Три раза он вступает с опасной рыбой в спор. В первый раз он возвращается невредимым, во второй — уже подбитым, а в третий — не возвращается. В итоге щука его съела.
Этой сценкой автор пытался показать, что щуке не дано стать доброй. Эта рыба является хищником и никакие лозунги либералов не смогут изменить это. Щуку нужно остерегаться, она всегда считала себя главной. Все видели, как она проглотила карася, но никто не упрекнул и не осудил. Напротив, все спрашивали, вкусно ли ей.
Из этого эпизода следует выделить краткую идею. Салтыков-Щедрин осуждает тех, кто, не учитывая реальности, слеп и верит в свои идеи, несмотря на их нереалистичность.
Композиция притчи
Формальная структура и смысл произведения — просты. Все действия происходят друг за другом. Для этого автор позаимствовал у сказок фольклора прием так называемой трехкратности: карась три раза приходит на диспут к опасной рыбе.
В экспозиции читатель узнает о взглядах и характерах главных героев. Завязка в произведении — это спор о щуке, ее приход к либералу-правдорубу. Этап развития событий — это беседы щуки и вольнодумной рыбы. Кульминации сказка не имеет, а развязка — это когда щука захватывает добычу.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин работал более 10 лет над серией подобных повестей и создал сатирическую повесть «Карась-идеалист». Анализ сказки позволяет лучше ее понять. Она довольно просто воспринимается, так как все сюжетные элементы расположены в логической последовательности.