Работать над своим фантастическим произведением М. А. Булгаков начал в 1920-х годах, а завершил его в 1937 году. В нем он описал 2 параллельных мира, где переплетаются совершенно разные истории. Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» актуальна по сей день, она раскрывается на примере 3-х персонажей: Берлиоза, Ивана Бездомного и Мастера. Эти герои абсолютно разные, так же как их судьбы, образ жизни и отношение к своему занятию.
Сюжет произведения и его герои
За приключениями главных персонажей скрыты такие основные темы, как контраст добра и зла, любовь, вечность и бессмертие души. При жизни писателю не удалось опубликовать свой роман. Впервые он вышел в печать в 1966 г., а это через 26 лет после смерти автора.
Краткое содержание
Берлиоз и Иван Бездомный гуляли на Патриарших прудах, где встретили Воланда, который, оказалось, был сатаной. Маг путешествует вместе со своей свитой, состоящей из кота Бегемота, Азазелло, Геллы, Коровьева.
Берлиоз и Бездомный спорили о существовании Иисуса Христа. Воланд подтвердил этот факт, а также сказал, что Берлиоз скоро останется без головы, а Бездомный будет болен шизофренией. Так все и было на самом деле.
Маг поселился в одной квартире с директором театра — Лиходеевым, и заключил с ним договор о том, что выступит со своей программой в театре. Помимо этого, Коровьев дает взятку председателю жилого товарищества, чтобы тот позволил снять квартиру. Вечером этого человека арестовали за сокрытие иностранной валюты.
Воланд выступает в театре и испытывает своих зрителей, кидая им червонцы, которые впоследствии превращаются в обычные бумажки. Женщинам предлагает сменить наряды, но после концерта все новое одеяние исчезло.
В психлечебнице Бездомный познакомился с Мастером, который после выигрыша в лотерею поселился в подвале и начал писать там свою книгу. Герой познакомился с Маргаритой и влюбился в нее.
Мастер отнес в редакцию свою рукопись, но ее не напечатали, раскритиковали, да вдобавок обвинили в распространении христианства. Разочаровавшись, автор решил уничтожить свою работу, но возлюбленная успела спасти ее, вытащив из печи. Маргарита отправилась на разговор с мужем и забрала рукопись с собой. Вскоре Мастера забрали какие-то люди. По возвращении домой он увидел новых жильцов, и из-за этого попал в психиатрическое отделение. Герой не смог справиться с критикой, и у него были видения.
Маргарита получила приглашение на бал, за ее приход ей пообещали рассказать про Мастера. Натеревшись кремом, который получила вместе с приглашением, девушка поняла, что теперь может летать на метле и отправилась на мероприятие к самому сатане. Там она была хозяйкой бала, причем все девушки и она были обнажены. Благодаря сатане девушка встретила своего возлюбленного.
Бал закончился пожаром, а Воланд смотрел с крыши на Москву и прощался с ней. Рядом с ним появился Левий Матвей, который сообщил, что Мастер и Маргарита заслужили покой. Он предложил забрать их с собой. Любовная пара находилась в этот момент в квартире Мастера, с ними был Азазелло, который угощал их вином. Напиток был отравлен. В этот же момент умерла женщина на Арбате, а в больнице — безымянный больной. Пара унеслась вдаль вместе с сатаной и его командой.
Действующие лица
История жизни персонажей романа довольна интересна. Эти люди наделены мифическими образами. В «Мастере и Маргарите» Булгаков представил следующих главных лиц:
- Мастер;
- Маргарита;
- Воланд со своей свитой.
В работе представлено множество второстепенных лиц. Основные среди них:
- Берлиоз и Бездомный;
- литературные критики;
- работники Варьете.
Воланд — сатана. Он повелевает тьмой и является воплощением зла. При этом герой творит благие дела и может быть справедливым. Он считает себя судьей, который осуждает людей за их деяния, думает, что ему позволено наказывать или поощрять за содеянное.
Мастер — персонаж без имени. В своем романе он раскрывает и объясняет события Евангелия. Встреча с любимой женщиной возрождает в нем жажду жизни.
Маргарита — очень храбрая и решительная личность, имеющая пороки и тягу к темным силам. Она является музой для Мастера, ради него готова на все — даже стать ведьмой на бале у Сатаны.
Правила написания работы и примеры
Для написания сочинения по литературе «Тема творчества в «Мастере и Маргарите» нужно ознакомиться с кратким пересказом произведения. Это позволит более точно написать свою работу, не искажая факты.
Рекомендации к тексту для ЕГЭ
Для начала следует выделить главную идею сочинения, а после составить план работы. Обязательно нужно придерживаться композиции, которая состоит из таких элементов, как вступление, основная и заключительная части. Важно полностью раскрыть тему сочинения. Помимо этого, в работе должны быть 3 составляющих: тезис, аргументы и выводы.
Работа должна быть лаконичной и законченной, а повествование понятным. При возникновении трудностей можно оставить одну часть композиции и приступить к другой, а после вернуться и дописать начатое. Перед сдачей нужно внимательно вычитать текст, проверить свою работу на орфографические, стилистические и речевые ошибки.
Истинное ремесло
Роман «Мастер и Маргарита» таит в себе много различных загадок. В этом произведении заключены несколько тем. Проблема творчества и судьбы художника — одна из основных тем. Она раскрывается на протяжении всей книги.
Берлиоз, поэт Бездомный и Мастер — герои, связанные с творчеством. Они совершенно разные, имеют различные судьбы и образ жизни. Для самого первого персонажа творчество — слава, развитие, признание, продвижение по службе. Для него главное — получать награды и звания. Его деятельность не несет никакой художественной ценности.
Поэт трепетно относился к своему делу, мечтал о наградах. Но герой запутался во лжи и притворстве, из-за чего его работы теряли свой лоск и стали делаться шаблонно, поэтому Бездомный перестал творить. Берлиоз надавил на него, и поэт признался, что его работы просто чудовищны. Он только давит на читателя, но сам процесс творчества отсутствует.
Мастер — единственная творческая личность в произведении. Таким его видела Маргарита. Рукопись возлюбленного она считала величайшим творением. Но вера в себя у Мастера была уничтожена критиками. Они не оценили его работу, не увидели в ней политического смысла. У героя опустились руки, он перестал раскрывать свой талант и хотел уничтожить свое детище, но Маргарита спасла рукопись.
Автор показал своему читателю, что искусство может быть настоящим и ложным. Поэт понял свои ошибки, что он пишет. Берлиоз не осознал ошибок своего суждения. Только Мастер обрел покой. Он остался верным своему делу.
Другой вариант
Образ Мастера и тема творчества в романе Булгакова — основная идея произведения. Герой ведет отшельнический образ жизни. Он является автором своего романа об Иешуа. В его жизни было 2 интереса — рукопись и любимая женщина, ставшая для него музой.
Критики разгромили его работу. Мастер не смог справиться с этим и оказался в лечебнице. Роман был самым важным для героя. Он не пытался самоутвердиться за счет своей рукописи, в отличие от Берлиоза. Мастер — вот кого нужно называть настоящим творцом, который живет своим творением и вкладывает в него свою душу. С появлением Маргариты любовь и творчество сплелись воедино. После написания романа их любовь не угасает, она спасает их.
При написании сочинении на тему «Творчество Булгакова», понимаешь, как автор мастерски показал искусство с точки зрения 3-х персонажей: Берлиоза, для которого Массолит — возможность самоутверждения и удовлетворения своих потребностей, Поэта Бездомного, мечтающего о лаврах, и Мастера, который творит. Почему он это делает? Да потому что не может иначе. Ему нельзя не писать. Его рукопись живет отдельно от него, а мастер вкладывает всего себя. Он не помнит ничего, даже своего имени, но знает каждую строчку своей рукописи.
По просьбе Иешуа маг дает в награду Мастеру только покой, которого он так жаждет. Герой сломлен неудачами и даже Сатана согласен, что он заслужил прекрасного отношения и претворяет желаемое в действительное. Воланд дарует Мастеру и Маргарите вечный покой.